- Какие танки состоят на вооружении Украины
- История разработки украинских танков
- «Булат»
- «Оплот»
- Конструкция
- Компоновка
- Экипаж
- Температурный режим эксплуатации
- Броня
- Боевое вооружение
- Пушка
- Спаренный и зенитный пулемёты
- Технические характеристики
- Двигатель и трансмиссия
- Коробка передач
- Запас и расход топлива
- Стоимость танков
- Габариты и вес
- Максимальная скорость
С советских времён Украина располагает мощной производственной и конструкторской базой в области танкостроения. В этой сфере с начала 1930-х годов значимым центром для всего Советского союза стал Харьковский паровозостроительный завод, где развернулись как производство, так и самостоятельная разработка самой современной для тех лет бронетехники. Достаточно вспомнить, что именно на ХПЗ был разработан дизельный двигатель В-2, на основе которого на этом же предприятии его конструкторы Михаил Кошкин и Александр Морозов создали легендарный танк Т-34.
Впоследствии это предприятие, ставшее головным в крупном производственном объединении «Завод имени Малышева», было унаследовано получившей независимость Украиной после распада СССР. Вместе с заводом продолжило свою деятельность и Харьковское конструкторское бюро по машиностроению имени Морозова. Обе эти структуры вплоть до настоящего времени сохранили статус государственной собственности. С 2011 года они входят в состав госконцерна «Укроборонпром», в котором особо выделен «бронетанковый кластер», объединяющий около 20 предприятий отрасли, включая крупные танкоремонтные заводы в Харькове и Львове, разработчиков и производителей отдельных систем для оснащения бронетехники.
В условиях крайне слабой государственной поддержки харьковские танкостроители смогли разработать и выпустить в качестве опытных образцов боевые машины «Булат» и «Оплот». По своим ТТХ эти танки оказались достойны самого высокого мирового уровня, заслужив высокую оценку специалистов. Другой вопрос, что сложившаяся политическая и экономическая ситуация уже давно не позволяет Украине производить эту современную технику в сколь-нибудь массовых количествах, несмотря на широко пропагандируемую «українську військову могутність». И новый президент страны Владимир Зеленский, публично возмущаясь 1 (одним!) новым танком, произведённым для ВСУ за последнее десятилетие, вряд ли в силах изменить такое положение в ближайшее время.
Какие танки состоят на вооружении Украины
Вооружённые силы Украины (ВСУ) унаследовали от СССР колоссальное количество бронетехники, находившейся на вооружении Киевского, Прикарпатского и Одесского военных округов. По размеру танкового парка в 1992 году (около 7 тысяч единиц) Украина в Европе уступала только России и совсем немного Германии. Основу украинских танковых сил составили весьма современные танки Т-64, Т-72 и Т-80 в достаточно современных на то время модификациях.
Излишки танкового парка широко распродавались Украиной по всему миру, а бремя содержания собственных танковых частей стабильно снижалось за счёт их периодических сокращений. К 2014 году страна располагала около 700 танками в составе вооружённых сил (причём многие из них были небоеспособными) и примерно 1450 машинами на базах хранения.
С целью унификации основным танком ВСУ признан Т-64, причём не только в силу его количественного преобладания. «Шестьдесятчетвёрки» в различных модификациях и их «прямые наследники» Т-80, как и двигатели к ним, производились в Харькове, танковые пушки — в Сумах. Танки семейства Т-72 на Харьковском заводе не собирались, их изначально имелось относительно небольшое количество.
После событий 2014 года и активных боевых действий в районе Донбасса украинская сторона безвозвратно потеряла как минимум 230 танков. Множество остальных машин получили основательные повреждения либо оказались сильно изношены. Командованию ВСУ для компенсации потерь пришлось проводить масштабные изъятия с баз хранения бронетехники, существенная часть которой уже представляла собой фактически металлолом.
В итоге к настоящему времени ВСУ располагает 680 танками, согласно штатному оснащению своих частей, хотя значительная часть из них и сейчас находится в небоеспособном состоянии. По типам машины распределяются следующим образом:
- 475 танков Т-64Б, Т-64БВ, Т-64БМ;
- 143 танка Т-72АВ, Т-72Б1;
- 62 танка Т-80БВ, Т-80УД.
Боевые возможности всех украинских танков считаются достаточно высокими. Восстановление, ремонт и пополнение действующего танкового парка Украины применительно к Т-64 производится по стандартам так называемой «модернизации образца 2017 года», в рамках которой танки по своим параметрам представляют собой версию Т-64БВ с более новыми тепловизорами, цифровыми радиостанциями, средствами спутниковой навигации и модулями динамической защиты. По данным Укроборонпрома, подобная модернизация технiки к настоящему времени проведена для более чем 150 танков, а с начала 2020 года аналогичные системы начали устанавливать на танки Т-80.
История разработки украинских танков
Харьковское КБ по машиностроению (ХКБМ) после 1992 года, параллельно с работами по совершенствованию техники советского производства, направило значительные усилия на создание собственных конструкций новых танков. Такими разработками стали боевые машины «Булат» и «Оплот».
«Булат»
К 1999 году в Харькове были выпущены разработанные ХКБМ первые прототипы глубоко модернизированных советских основных танков Т-64. «Объект 447АМ-1» представлял собой более глубокий вариант модернизации, в которой танку на его основе предполагалось присвоить индекс Т-64У, хотя одновременно отрабатывался и упрощённый вариант «Объект 447АМ-2», изначально именуемый версией Т-64БМ-2. Тогда же на сайте ХКБМ появилась информация о том, что обновленный танк получит название «Булат».
Данная разработка была окончательно завершена в 2003 году, а официальное принятие нового танка с индексом Т-64БМ на вооружение ВСУ состоялось в июле 2005 года. В дальнейшем широкие планы модернизации нескольких сотен танков Т-64 до уровня «Булата» были существенно урезаны, ограничившись госзаказом на 85 машин. Большинство из них было передано ВСУ в 2008 году, а окончательное производство оставшихся в силу экономических проблем затянулось вплоть до 2014 года.
«Оплот»
Первым заметным итогом работы ХКБМ в условиях государственной независимости Украины стало переименование Т-80УД в Т-84, произведённое в 1994 году. Танки конструктивно почти не изменились, но получили в оснащение двигатель увеличенной, с 1000 до 1200 л.с., мощности. Танк Т-84 в серийное производство не пошёл, но его дальнейшая модернизация продолжилась.
Прототип «Объект 478ДУ9» получил в оснащение новую конструкцию башни с повышенными характеристиками прочности, усовершенствованные приборы прицеливания и наблюдения и систему оптико-электронного подавления ПТУР противника «Варта» (аналог советской «Шторы»). Танк Т-84У «Оплот» был принят на вооружение, но в итоге было изготовлено лишь несколько машин для проведения госиспытаний, по итогам которых, в частности, в 2003 году была опробована и установлена новая динамическая защита «Нож».
Минобороны Украины нацелило харьковских танкостроителей на дальнейшее совершенствование танка Т-84, которое выразилось в создании на базе «Объекта 478ДУ9» единственного прототипа, получившего название «Оплот-М». Танк, получивший новую систему управления огнём и динамическую защиту «Дуплет», был принят на вооружение в мае 2009 года под индексом Т-84БМ «Оплот».
Госзаказ на его производство был сделан в количестве лишь 10 единиц, но в итоге так и не был профинансирован. Выпущенным для ВСУ оказался лишь один танк, а заявленное с 2008 года серийное производство в реальности организовать не удалось. В 2011 году партия БМ «Оплот» общим числом в 49 машин была заказана Таиландом. Этот контракт с большим трудом был выполнен лишь в 2020 году.
Конструкция
В конструкции новых украинских танков следует отметить их достаточно низкий профиль. Производители особо отмечают высокую эргономику танков и достаточно высокий уровень комфорта для их экипажей. В числе особых свойств «Оплота» следует отметить способность его башни поворачиваться на 180 градусов менее чем за 5 секунд.
Компоновка
Оба украинских танка имеют классическую компоновку: с размещением отделения управления в лобовой части, боевого отделения — в середине, моторно-трансмиссионного отделения — в кормовой части корпуса.
Экипаж
На танках применён автомат заряжания, что позволило формировать экипаж из трёх человек: механика-водителя, наводчика и командира.
Температурный режим эксплуатации
Диапазон температур окружающего воздуха, в которых допускается применение боевых машин, простирается от минус 40 до плюс 55 градусов Цельсия. При этом двигатель танка способен работать в столь экстремальных климатических условиях почти без снижения мощности, что недоступно большинству современных танков.
Броня
На БМ «Булат» установлен комплекс встроенной динамической защиты (ВДЗ) «Нож», который в несколько раз уменьшает уязвимость танка от действия кумулятивных средств поражения. В частности «Нож» надежно защищает танк от ручных гранатометов, современных противотанковых управляемых ракет (ПТУР) типа «Тоу», «Штурм», «Фагот» и других, противотанковых кумулятивных и бронебойных снарядов. Система защиты может монтироваться силами экипажа в полевых условиях в течении 5-6 часов и серьёзно повышает живучесть танка.
Танк «Оплот» имеет комбинированную систему защиты, включающую в себя многослойную броню и ВДЗ нового поколения «Дуплет», элементы которой не детонируют при попадании в них пуль калибра 12,7 мм, бронебойных снарядов калибра до 30 мм и осколков снарядов. Защита устанавливается силами экипажа за 2,5-3 часа. Противоминная защита обеспечивает выживаемость экипажа при подрыве под гусеницей мин с тротиловым эквивалентом 10 кг, а под днищем (в переднем отделении) — до 4 кг.
Боевое вооружение
Основным вооружением танков «Булат» и «Оплот» является гладкоствольная 125-миллиметровая пушка КБА3. Она может служить пусковой установкой для украинской ПТУР «Комбат», способной поражать высокозащищённые наземные, надводные или низколетящие цели (танки, вертолёты, ДОТы и т.п.) на дистанциях до 5 километров.
На машину установили более современную систему управления огнем, она состоит из прицела наводчика 1Г46М, ночного комплекса наводчика ТО1-КО1ЭR, который может быть заменен на тепловизор, танкового баллистического вычислителя 1В528-1, стабилизатора пушки 2Э42М и прицельно-наблюдательного комплекса ПНК-4CR.
Пушка
125-мм гладкоствольная пушка КБАЗ с длиной ствола 48 калибров стабилизирована в двух плоскостях, она имеет возможность прямой стрельбы до 2,6-2,8 км. Скорострельность танка составляет до 8 выстрелов в минуту. Ствол пушки выполнен быстросъёмным и может быть заменен в полевых условиях без демонтажа башни с танка.
Боекомплект пушки составляет 46 выстрелов раздельно-гильзового заряжания, из них 28 размещены в автомате заряжания. БМ «Оплот» способен вести огонь бронебойно-подкалиберными, кумулятивными, осколочно-фугасными снарядами и ПТУР «Комбат» с полуактивной системой управления по лазерному лучу.
Спаренный и зенитный пулемёты
Спаренный с пушкой пулемет в украинском наименовании имеет обозначение КТ-7,62 и представляет собой ПКТ. Его боекомплект насчитывает 1250 патронов
Зенитный пулемет КТ-12,7 (он же НСВТ) обладает системой дистанционного управления и располагает боекомплектом в 450 патронов.
Технические характеристики
Новые танки Украины в сравнении с аналогичными образцами бронетехники России выглядят вполне достойно. Но если заявления украинской стороны о примерном соответствии «Булата» по боевым возможностям танкам Т-90А вызывают обоснованные сомнения экспертов, то танк «Оплот» оценивается как весьма серьёзная машина, по совокупности характеристик уступающая лишь новейшим версиям Т-90СМ. Для «Булата» более объективным выглядит сопоставление с Т-72Б-3.
Двигатель и трансмиссия
На танке «Булат» установлен многотопливный, пятицилиндровый дизельный двигатель 5ТДФМ объёмом 13,6 литра и мощностью 850 л.с. Этот двигатель имеет один из самых «холодных» выхлопов в мире, что делает данную боевую машину менее уязвимой для оружия, наводящегося по тепловому следу.
Танк «Оплот» получил в оснащение шестицилиндровый многотопливный дизельный двигатель 6ТД-2Е объёмом 16,3 литра и мощностью 1200 л.с., с наддувом, прямоточной продувкой и непосредственным впрыском топлива. Благодаря компактности силового агрегата и особенностям его конструкции, он размещается соосно с бортовыми КПП. Благодаря этому не требуется центровка двигателя при его замене, значительно упрощается трансмиссия танка и обеспечивает небольшие размеры МТО.
Коробка передач
Оба новых танка оснащены коробкой передач планетарного типа с 7 передачами вперёд. В то же время «Оплот», помимо автоматического переключения передач, обладает редкой для танка способностью 4-скоростного регулирования передач назад. Комплексная система управления движением этого танка работает при помощи штурвала вместо рычагов.
Запас и расход топлива
Параметры | Значения | |
Т-64БМ «Булат» | БМ «Оплот» | |
Запас топлива во внутренних баках | 730 л | 575 л |
Запас топлива в наружных баках | 540 л | 570 л |
Расход на 100 км | 406 л | 300-370 л |
Запас хода | 385 км | 350-400 км |
На корме корпуса танков могут устанавливаться две дополнительные топливные бочки, вмещающие 380 литров топлива.
Стоимость танков
По состоянию на 2004 год стоимость модернизации одного Т-64Б/БВ до уровня танка «Булат» оценивалась в 470 тысяч долларов. Осенью 2014 года эта сумма заявлялась уже на уровне 1 миллиона долларов за танк.
Объявленная экспортная цена одного танка «Оплот» составляет 4,9 миллиона долларов.
Габариты и вес
Параметры | Значения | |
Т-64БМ «Булат» | БМ «Оплот» | |
Боевая масса | 45 тонн | 51 тонна |
Длина корпуса, мм | 6540 мм | 7075 мм |
Длина с пушкой вперёд, мм | 9295 мм | 9720 мм |
Ширина, мм | 3560 мм | 3400 мм |
Высота, мм | 2184 мм | 2285 мм |
Клиренс, мм | 500 мм | 470-500 мм |
Габариты БМ «Оплот» в боевом положении увеличиваются: ширина по съёмным защитным экранам — до 4176 мм, высота по командирскому прицелу — до 2800 мм.
Максимальная скорость
Предельно развиваемая скорость движения по шоссе для «Булата» составляет 60 км/ч, скорость движения по пересечённой местности — 40 км/ч, движение задним ходом — 11 км/ч. Соответствующие показатели «Оплота» равняются 70, 40-45 и 35 км/ч.