Что бы не пропустить лучшие материалы с сайта

А также задавать вопросы в комментариях и получать ответы

Авианосец «Джеральд Р. Форд»: история проекта, описание конструкции и основные особенности

Авианосец "Джеральд Р. Форд"

31 мая 2017 года в состав военно-морского флота США был введен новый корабль – атомный авианосец «Джеральд Р. Форд» (USS Gerald R. Ford). Это первая за восемь лет передача американскому флоту нового атомного авианосца: в 2009 году моряки США получили «Джордж Буш» — последний авианосец типа «Нимиц». Строительство USS Gerald R. Ford началось в 2005 году, на воду он был спущен 9 ноября 2013 года.

«Джеральд Форд» — не просто новый авианосец, это головной корабль новой серии, которая в будущем должна заменить заслуженные, но уже несколько устаревшие авианосцы типа «Нимиц» и «Энтерпрайз». Ведь первый «Нимиц» был спущен на воду в далеком 1975 году.

В 2012 году из состава американского флота был выведен CVN-65 «Энтерпрайз» — первый американский авианосец с ядерной силой установкой. Он был принят в эксплуатацию в 1961 году. «Джеральд Форд» должен занять его место.

Проектированием и строительством нового корабля занималась компания Newport News Shipbuilding. Впрочем, это и неудивительно, ибо ей принадлежит единственная в США верфь, на которой можно строить авианосцы. Именно на ней были изготовлены все корабли типа «Нимиц».

Судостроительная верфь

Авианосец «Джеральд Р. Форд» — это самый сложный и дорогой военный корабль в истории человечества. Он обошелся американским налогоплательщикам почти в 13 млрд долларов, еще 5 млрд долларов были потрачены на проектные и исследовательские работы. Второй авианосец этой серии будет стоить 9,2 млрд долларов, а третий – 10,7 млрд долларов. Срок службы кораблей этого типа составляет 50 лет.

«Джеральд Форд» приступит к выполнению боевых задач только в 2020 году, до этого момента будут проходить испытания и отладка корабельных систем.

В 2015 году был заложен второй авианосец этого проекта – CVN-79 «Джон Ф. Кеннеди», его спуск на воду ожидается в следующем году, а в состав флота он ориентировочно будет принят в 2022 году. В 2018 году будет заложен третий корабль этой серии – CVN-80 Enterprise. Планируется, что после передачи военным головного корабля проекта каждые пять лет в эксплуатацию будет вводиться новый авианосец, постепенно заменяя старые корабли типа «Нимиц». Последний авианосец этой серии будет спущен на воду в 2058 году.

Спуск на воду "Джеральда Форда"

Эксперты (особенно американские) не скупятся на хвалебные эпитеты при описании нового корабля. «Джеральд Форд» называют «суперавианосцем», «символом американской мощи», «авианосцем XXI века» и «кораблем, который обеспечит превосходство ВМС США в ближайшие десятилетия». Так ли это?

История создания

Программа создания авианосца нового типа стартовала в 1996 году. Перспективный корабль получил обозначение CVN(X) или CVN-21. Была сформирована специальная комиссия, которая совместно с представителями ВМС и военно-промышленного комплекса разработала требования по основным характеристикам будущего корабля. Особое внимание уделялось оперативной гибкости его использования, а также новым технологиям, способным повысить боевые качества авианосца и уменьшить затраты на его постройку и эксплуатацию.

Изначально планировалось построить корабль водоизмещением около 100 тыс. тонн, с ядерной силовой установкой (ЯЭУ) и полетной палубой, которую могли бы использовать для взлета и посадки все виды существующих и перспективных летательных аппаратов палубной авиации. От разработчиков требовали создать такую корабельную энергосистему, которая бы не только обеспечивала быстрый ход и неограниченную дальность плавания, но и давала достаточно энергии для систем вооружения, основанных на новых физических принципах.

Взлет самолета с борта авианосца

Также комиссия выдвинула целый ряд предложений, касающихся живучести будущего авианосца и уменьшению стоимости его постройки и эксплуатации. В одном из первоначальных проектов корабль планировали строить со значительным использованием технологий «стелс», придав его корпусу совершенно фантастический вид с характерными угловатыми обводами. Однако после подсчета стоимости от подобных идей быстро отказались. Кроме повышения боевых возможностей будущего авианосца, проектанты искали способы уменьшить стоимость его жизненного цикла. Стоимость 50-летней эксплуатации авианосца составляет примерно 21-22 млрд долларов, значительная часть которых идет на содержание экипажа и обслуживание реактора.

Во время проектирования нового авианосца было уделено много внимания уменьшению его радиолокационной заметности. Разработчики не планировали сделать авианосец полностью невидимым для радаров, их задачей было настолько снизить ЭПР судна, чтобы оно не отличалось от других кораблей авианосного соединения.

Строительство первого корабля этого проекта – авианосца «Джеральд Форд» — началось в 2005 году. Сроки принятия его в эксплуатацию несколько раз переносили. Первоначально авианосец планировали принять на вооружение в 2014 году, затем срок был перенесён на конец 2016 года. Причиной задержек стало большое количество инновационных технологических решений, использованных во время постройки, а также новых узлов и агрегатов, которые были установлены на авианосец.

Самолеты на борту авианосца

Несмотря на позитивную оценку боевых возможностей и эффективности нового типа авианосцев, ряд американских экспертов подвергают его серьезной критике. В первую очередь она касается высокой стоимости новых кораблей, а также их сомнительной эффективности в будущих войнах. Много вопросов вызывает электромагнитная катапульта для взлета самолетов – одна из главных «изюминок» данного проекта. Недавно по этому поводу высказался даже новоизбранный американский президент Дональд Трамп. Он заявил, что эта технология пока отработана недостаточно, и лучше заменить электромагнитные катапульты на привычные паровые. Однако корабль уже принят на вооружение, и вряд ли сейчас кто-то будет подвергать его столь значительным переделкам.

Особенности конструкции

Авианосец «Джеральд Форд» имеет водоизмещение 100 тыс. тонн и компоновку корпуса во многом сходную с американскими авианосцами предыдущей серии. С другой стороны, «Нимиц» можно назвать одной из самых удачных серий американских военных кораблей, поэтому вряд ли значительные изменения были необходимы. Существует информация, что последующие авианосцы этого проекта будут сильно отличаться от головного корабля. В СМИ писали о возможном использовании «катамаранной» схемы, которая позволит значительно увеличить площадь взлетной палубы.

Схема "Джеральда Форда"

При практически сходных с «Нимицами» размерах, численность экипажа на новых авианосцах будет уменьшена на 500-1000 человек, что позволит значительно сократить эксплуатационные расходы. Подобный результат будет достигнут за счет большей автоматизации процессов, а также уменьшения трудоемкости обслуживания корабельных систем и агрегатов. Численности экипажа «Джеральда Форда» — 4660 человек.

Надстройка (остров) «Джеральда Форда» расположена по правому борту и имеет несколько меньшие размеры, чем у «Нимицов». Она сдвинута к корме и вынесена за линию борта. На надстройке установлены антенны, а также системы, обеспечивающие взлет и посадку летательных аппаратов. Авианосец имеет четыре катапульты, угловую полетную палубу, 18 пунктов для заправки и вооружения самолетов. Корабль оснащен системой контроля за остойчивостью и водоизмещением.

Авианосец «Джеральд Форд» имеет четыре самолетоподъемника. При установке нового оборудования или систем оружия можно быстро изменить конфигурацию внутренних помещений судна.

Сравнительные характеристики авианосцев разных стран

Силовая установка авианосца состоит из двух реакторов A1B, специально разработанных для этого корабля. Они вырабатывают значительно больше электроэнергии, чем реакторы авианосцев «Нимиц» (некоторые источники говорят о трехкратном превосходстве), также существенно уменьшена трудоемкость их обслуживания. Но и это еще не все. Одним из главных источников эксплуатационных расходов для авианосцев является реактор, особенно дорого стоит замена ядерного топлива. Реакторы «Джеральда Форда» рассчитаны на 50 лет службы и в этот период не нуждаются в перезарядке. Электроэнергия нужна кораблю не только для обеспечения хода, но и для питания различных корабельных систем, в том числе и электромагнитных катапульт. Максимальная скорость хода авианосца будет составлять 35 узлов, дальность плавания неограничена.

Основной частью радиолокационного оборудования корабля является двухдиапазонная РЛС DBR, которая состоит из двух составляющих. Это радар AN/SPY-3 X-диапазона и РЛС VSR S-диапазона. Изначально данная система разрабатывалась для «Замволтов» — эсминцев нового поколения.

В качестве средства самообороны «Джеральд Форд» будет вооружен зенитными ракетами RIM-162 ESSM. Они в первую очередь они предназначены для уничтожения высокоскоростных противокорабельных ракет. На ближних дистанциях против неприятельских самолетов и ракет будут задействованы зенитные ракеты RAM. Вероятно, что на авианосце будет размещено лазерное вооружение, значительная мощность силовой установки вполне позволяет это сделать.

Также на «Джеральде Форде» будет использована новая система складирования и подачи боеприпасов.

Авианосец в море

Однако главным оружием любого авианесущего корабля является боевая авиация, которая находится на его борту. Авиакрыло «Джеральда Форда» будет превышать 75 летательных аппаратов различных видов. Часто называется цифра 90 самолетов и вертолетов.

Ударная авиация на борту «Джеральда Форда» будет представлена истребителями F-35C и F/A-18E/F Super Hornet (по 10-12 машин каждого вида), также в состав группировки будут входить самолеты электронного противодействия EA-18G Growler (5 единиц), самолеты ДРЛО E-2D Hawkeye (4 единицы) и две транспортные машины C-2 Greyhound. Кроме того, на борту авианосца разместят многоцелевые вертолеты MH-60R/S, а также БПЛА. О последних следует сказать несколько слов отдельно. Первое время беспилотные летательные аппараты, входящие в состав авиагруппы, будут представлены MQ-25 Stingray, которые можно использовать для ведения разведки и в качестве воздушных заправщиков. Однако уже сегодня в США раздаются голоса о необходимости размещения на борту нового типа авианосцев ударных БПЛА дальнего радиуса действия.

Самолет на борту "Джеральда Форда"

Говоря о палубной авиации, которая будет размещена на «Джеральде Форде», нельзя не сказать об одном из главных технологических новшеств корабля – электромагнитных катапультах и турбоэлектрических аэрофинишерах. Новые катапульты, созданные на основе линейного электродвигателя, позволяют более плавно разгонять летательные аппараты, не повреждая их конструкционные элементы. Они обеспечивают большую управляемость процесса пуска, дают самолетам возможность взлетать при более широком диапазоне направлений и скоростей ветра. Новые аэрофинишеры признаны более надёжными, чем предшествующие им аналоги, они обеспечивают более плавное торможение самолета и уменьшают нагрузки на его планер.

Следует отметить, что при разработке катапульт и финишера возникли довольно серьезные трудности. Руководство флота даже планировало установить на следующий корабль серии более традиционную систему, но в настоящее время проблемы решены. Новый авианосец «Джеральд Форд» сможет обеспечить 160 взлетов в течение суток в нормальных условиях и до 220 взлетов во время ведения боевых действий.

"Джеральд Форд" в море