Крейсер «Аврора»: история создания и применение на войне, конструкция и технические характеристики, боевое вооружение, достоинства и недостатки

Легендарная «Аврора» — это не просто один из символов культурной столицы России, но и полноценная боевая машина, которая успела принять участие в десятках боевых столкновений на море. Предлагаем ознакомиться с нелегкой судьбой крейсера «Аврора», кратким описанием.

Крейсер «Аврора» сегодня
Крейсер «Аврора», современный вид

Принадлежит судно к типу «Диана», крейсер 1 ранга. Название машине дал одноименный парусный фрегат, завоевавший славу в Крымской войне. С середины прошлого века (1948) занял свое место у Петропавловской набережной Питера. Корабль входит в список объектов культурного наследия государства.

История создания корабля

К концу 19 века политическая обстановка подтолкнула к созданию нового крейсера типа «Диана»:

  • изначально поводом были противоречия с Англией, однако, они вскоре были разрешены без кровопролития;
  • следующим поводом стала возрастающая угроза со стороны Германии на Балтике.

Таким образом, был спровоцирован новый виток гонки вооружений на море, что привело к корректировке судостроительной программы страны от 1881 года. Изменения были внесены в 1895, и они включали три карапасных крейсера.

За заказ взялся Балтийский завод, буквально через месяц после получения поручения инженеры предоставили эскизы машин. Было разработано 4 варианта с различным водоизмещением, но одобрение получил только один – 6000-тонный прототип, который был вдохновлен новейшей английской машиной «Талбот». Разработкой кораблей и эскизов занимался С. К. Ратник.

Сразу после одобрения эскизных проектов начался длительный этап согласования, закончившийся только к зиме 1896. В ходе обсуждения были внесены изменения в проект и вместо 2 кораблей оказались заложены 3. Именно 3-м и стала знаменитая «Аврора», в течение всего периода сборки она отставала от остальных двух машин госзаказа.

С начала строительства (осень 1896) появились трудности:

  • не было в необходимом количестве корабельной стали;
  • Адмиралтейский Ижорский завод не мог выпустить швеллера для батарейной и броневой палубы из-за перегрузки заказами.

Администрация учреждения попросила продлить сроки работы. Это привело к передаче части заказа на Александровский чугунолитейный завод, чтобы выполнить заказ в краткие сроки.

«Аврора», спуск на воду
Крейсер «Аврора», киль спущен на воду

На сроки строительства так же повлиял заказ машин для корабля:

  1. Котлов;
  2. Машин;
  3. Механизмов всех узлов.

Подписать контракт на поставку всех указанных элементов механизации удалось только летом 1897, для выполнения были выбраны представители Общества-Франко-русских заводов. Задержка была связана с тем, что руководство не желало передавать Балтийскому заводу чертежи. После появления в списке третьего корабля удалось добиться 2% скидки на поставку оснащения для него. Суммарная стоимость заказа достигла 2,275 млн рублей.

Отставание «Авроры» было большим уже на стапельном периоде. Когда остальные машины были готовы на 60% (корпуса), легендарный крейсер был собран только на 28%.

В ходе постройки на борт поднимались различные офицеры и специалисты по судам. Благодаря их замечаниям были внесены изменения в торпедное вооружение, аппаратов стало 3.

К весне 1900 легендарная машина была собрана на 78%, шел монтаж устройств на борту.

Спуск боевого корабля на воду состоялся в мае 1900 (11 или 24 числа по разным источникам) в 11:15. Следующим утром началась его буксировка к стенке Франко-русского завода – предстоял монтаж основных силовых агрегатов. К этому моменту водоизмещение составило 6731 т.

«Аврора» на учениях
Крейсер «Аврора» на учениях

Помимо установки машин, на борту велись следующие работы:

  • монтаж паропровода;
  • вспомогательных механизмов;
  • общекорабельных систем.

Несмотря на то что осенью 1900 комиссия решила, что все крейсеры серии способны самостоятельно перейти в Кронштадт, многие работы еще не были даже начаты:

  1. Установка румпельного устройства;
  2. Паровая рулевая машина;
  3. Электрическая система управления рулем.

Значительная часть работ оставалась на стадии реализации.

Два корабля серии, значительно опережавшие «Аврору», летом 1900 участвовали в испытаниях, которые позволили выявить серьезные недостатки. Легкоустранимые с 1901 начали исправлять на отстающей машине. Основной проблемой стали порты 75 мм пушек на батарейной палубе, углы обстрела были существенно увеличены.

Серьезной проблемой в ходе строительства стала нехватка рабочей силы. Она была связана с серьезной загрузкой производственных мощностей и заказом еще на 6 кораблей (транспортник и броненосцы), которыми были заняты заводы культурной столицы. Среди наиболее острых проблем:

  • Необходима была доработка креплений, так как при испытаниях водонепроницаемости были выявлены недостатки;
  • Ижорский завод не смог качественно выполнить вертикальную броню боевой рубки, она появилась на корабле только весной 1902;
  • Наиболее сложной была доработка электрооборудования. В то время промышленность государства только осваивала выпуск такого рода систем.

В финале на корабль установили якоря системы Холла – впервые в судостроительной практике Российской Империи. Уже в мае 1902 судно было готово на 100%.

При перегоне в Кронштадт (28 июля 1902) на короткое время отказало управление, крейсер коснулся бровки канала, но отделался незначительным повреждением винта с правой стороны. После прибытия началась 10-дневная подготовка к испытаниям.

Суммарная стоимость корабля оценивается в 6,4 млн рублей.

Описание конструкции и технических характеристик

Схема «Авроры»
Крейсер «Аврора», схема

Уровень электрификации и механизации кораблей этого класса на тот момент был наибольшим во флоте. В остальном это была классическая компоновка, типичная для остальных представителей, как «Диана».

Характеристика Значение
Нормальное водоизмещение, т 6731
Полное водоизмещение, т 7130
Длина, м 126,8
Ширина, м 16,8
Осадка, м 6,4
Мощность двигателей, л.с. 11 971 или 8,8 МВт
Экипаж (офицеры/матросы), чел 20/550

В случае получения повреждения и появления течи, встроенная система откачки воды могла в сумме удалять из корпуса до 2900 тонн воды ежечасно.

На бортах крейсера вывешивались судна значительно меньшего водоизмещения:

  • 2 паровых катера;
  • 16 и 18-весельный баркас;
  • 12 и 14-весельный катер;
  • 2 яла;
  • 2 шестивесельных вельбота.

Подвеска осуществлялась на шлюпбалках, оборудованных по периметру корпуса.

Класс судна

Конструктивно машина относится к классу бронепалубных крейсеров, по компоновке, описанию и размещаемым системам была идентична боевым кораблям того же класса, выпускаемым в конце 18 – начале 19 века.

Водоизмещение

Нормальное водоизмещение корабля – 6731 тонна. Все основные, постоянные и переменные нагрузки можно оценить в тоннах. От указанного значения большая часть нагрузки приходилась на корпус – 38,8% водоизмещения или 2621,36 тонн.

Основные разделы нагрузки:

  • энергетическая установка – 21,9%;
  • нормальный запас угля – 12%;
  • броня – 10,5%;
  • орудийные системы – 6;
  • снабжение/команда – 4,8.

Меньше всего нагрузки давали вспомогательные узлы и опресненная вода. Соответственно они занимали 3 и 2%.

Энергетическая установка

Паровое оснащение корабля представляло собой 3 трехцилиндровые машины 3-го расширения. Суммарная мощность превышала 11,5 тыс. л.с., что позволяло разогнаться до 35,6 км/ч или 19,2 узлов. Чтобы привести такую махину в движение, задействовались три 3-лопастных винта диаметром 4100 мм. Отливались винты из бронзы и вращались в разные стороны: влево средний и правый, левый вращался в противоположную сторону.

На борту монтировалось 24 паровых котла Бельвиля, которые в дальнейшем были заменены на систему Бельвиля — Долголенко. Под размещение оборудование отводилось три котельных, над каждой из которых устанавливалась труба для отведения дыма. Рабочее давление котлов составляло 17,2 атм.

«Аврора» на ремонте
Крейсер «Аврора» на ремонте

Для котлов требовался огромный запас воды, который постоянно пополнялся. Хранение обеспечивали цистерны емкостью 467 тонн, из которых 135 отводилось для быта моряков, а остальное для обеспечения паром. Пополнение запаса происходило за счет опреснительных установок Круга (2 шт.), которые восстанавливали 60 тонн запаса пресной воды ежедневно.

Топливные емкости котлов представляли собой, оборудованные у каждой котельной, угольные ямы. Вдоль машинных отделений между броневой и батарейной палубой располагались 8 ям с запасом угля.

Так удавалось хранить до 972 тонн угля, который позволял пройти до 4000 миль со скоростью в пределах 10 узлов.

На крейсере работали паровые динамо-машины, которые выдавали постоянный ток напряжением 105 Вольт. Потребителями электричества выступали органы управления, бытовые и осветительные приборы, лебедки системы подачи боеприпасов и ряд других агрегатов. Например, электрические устройства поднимали якоря.

Экипаж

Помещения для экипажа корабля позволяли разместить 570 человек, не считая флагмана соединения и офицеров штаба.

Экипаж «Авроры»
Крейсер «Аврора», экипаж

Палубы и броня

Оборудовано 3 палубы:

  • верхняя;
  • батарейная;
  • броневая или карапасная.

Имеется подготовленная платформа, которая занимает весь горизонтальный периметр последней палубы. В трюме располагается еще 2 платформы: на носу и корме. Трюм разделен на отдельные участки 13-ю переборками, расположенными в поперечной плоскости.

Снаружи корпус обшивался листовой сталью толщиной 10-13 мм.

Кили со времени постройки выполнялись из:

  • вертикальный (1м в высоту) толщиной 11 мм;
  • горизонтальный внутренний – 10-13;
  • горизонтальный наружный – 14-16.

Ниже ватерлинии периметр обшивался досками из тика толщиной 102 мм, внешний слой из медных миллиметровых листов. Штевни бронзовые, литые. Второе дно было оборудовано не по всей длине корпуса, а между 22-98 шпангоутами.

Палубы и платформы перестилались стальными листами, тиковыми досками, толщина поверхности варьировалась в пределах 5-19 мм. Пол внутренних помещений покрывался линолеумом.

Тиковые доски использовались различной толщины, в зависимости от палубы и назначения:

  • верхняя палуба – 76 мм;
  • палуба с топливными емкостями – 64;
  • на участке шпилей – 144.

Вокруг битенгов, кнехтов и орудий настил создавался из 89-миллиметровых дубовых досок. Данный материал лучше сопротивлялся нагрузкам, отличался прочностью и неприхотливостью в условиях моря.

Для экономии массы и материала защитные листы на корабле размещались неравномерной толщины. Наиболее уязвимые участки с оборудованием и экипажем оснащались толстой броней, другие – значительно легче.

Бронезащитой выступали стальные плиты:

  1. На стальном настиле бронепалубы укладывались 38 мм листы в горизонтальной плоскости, на скосах 51 и 63,5 мм на скосах, прилегающих к бортам;
  2. Гласисы машинных люков имели толщину 25,4 мм;
  3. Приводы систем управления, кожухи труб и элеваторные шахты защищались 38 мм листами;
  4. За кормовой рубкой защитный траверз выполнялся из 16-миллиметровой листовой стали, уложенной поперек палубы.

Лучше всего защищалась труба из боевой рубки в центральный пост — 89 мм листами. Еще толще плиты размещались на барбете боевой рубки и на траверзе перед входом в рубку – 152 мм.

«Аврора» на воде
Крейсер «Аврора», первые снимки

Габариты и вес

Длина корабля от «носа до хвоста» составляет 126,8 метров, ширина – 16,8 м. Среднее значение осадки составляет 6,4 м.

Вооружение

На «Авроре» с момента спуска на воду устанавливались различные орудийные системы. Тяжелые и средние корабельные орудия, зенитные системы, торпеды и мины заграждения. Однако, в течении эксплуатации корабль несколько раз переоснащался.

В строй крейсер «Аврора» встал со следующим набором вооружения:

  • 152-миллиметровые орудия – 8 шт.;
  • 75 мм системы Канэ – 24 шт.;
  • 37 мм орудия Гочкиса – 8 шт.;
  • 63,5 мм пушки Барановского, десантные – 2 шт.;
  • 3 торпедных аппарата калибра 381 мм располагались над водой в форштевне (1 шт.) и под водой с каждого борта.

Самые многочисленные орудия – 75 мм, располагались на мостиках и марсе корабля.

В погребах размещался боезапас к орудиям: для самых тяжелых было предусмотрено 1414 выстрелов, для 75 мм – 6240, для 37-миллиметровых пушек и десантных орудий – 3600 и 1440 соответственно. Торпедные аппараты оснащались 8-ю минами Уайтхеда (1898 год), в трюме хранилось 35 сферических мин. Для установки последних применялись специальные плоты или шлюпки/паровые катера крейсера.

Орудие «Авроры»
Крейсер «Аврора», крупнокалиберное орудие

Для 152-миллиметровых снарядов использовалась система раздельного заряжания. В 4 погребах находились снаряды весом 41,4 кг и пороховой заряд в форме гильз. Функционально они разделялись на бронебойные, фугасные и с зарядом шрапнели для эффективного поражения живой силы. К 75 мм пушкам поставлялись бронебойные боеприпасы весом 4,9 кг, их располагали в 8 погребах.

С целью подачи боеприпасов на верхнюю/батарейную палубы задействовались беседки, которые двигались за счет лебедок с электрическими приводами по элеваторам. Для доставки уже по орудиям использовались монорельсовые направляющие.

Управление артиллерийским огнем осуществлялось при помощи устройств Петербургского электромеханического завода.

Перевооружался крейсер 5 раз:

  1. Летом 1903;
  2. Весной 1907;
  3. Зимой 1916;
  4. 1923;
  5. 1941.

С момента поступления в войска на корабле стояли 152-миллиметровые пушки, в 1907 их количество увеличилось до 10, а в 1916 – 14. В ходе перевооружения 1923 года все орудия большого калибра заменили на 130 мм пушки Б-7, их было смонтировано 10.

Калибр 75 мм в 1907 начали демонтировать, убрав сначала 4 системы, а с 1916 от них отказались полностью. Аналогичная судьба постигла 37 мм – в 1907 были убраны сразу все. Параллельно были демонтированы 2 десантные пушки. Кстати, все торпедные аппараты были сняты с корабля тоже после первого перевооружения.

С 1916 на «Аврору» монтировались зенитные системы. Сначала это было четыре 75-миллиметровых зенитных пушки Канэ и одна 40 мм Викерса. В 1923 вместо них установили 2 пушки Лендера калибра 76 мм, которые остались на корабле до самого конца его эксплуатации. В 1941 году к ним добавили еще 2 орудия калибром 76 мм и 3 зенитки 45 мм.

«Аврора», пушка на лафете
Крейсер «Аврора», пушка на лафете

Участие в боевых действиях

В августе 1902 года «Аврора» поступила на заводские испытания, в их ходе был выправлен винт и смонтированы щиты на торпедные аппараты. В начале октября корабль был передан на официальные испытания, в ходе которых был выявлен ряд неисправностей и поломок. Недостатки завод исправлял в отведенные на это 2 недели.

После повторных испытаний комиссия не приняла машину из-за того, что она не смогла пройти на полном ходу непрерывно 6 часов. После повторной проверки этого показателя удалось добиться, но только при идеальных условиях эксплуатации, далеких от практического применения. В итоге испытания были перенесены на лето 1903.

Обстановка на мировой арене требовала скорейшего введения в строй новых кораблей, потому надлежало оценить качества машины, проработать все недостатки и заступить на службу в кратчайшие сроки. К концу июля 1903 корабль должен был быть полностью готов к переходу на Дальний Восток.

Испытания в середине июня показали, что крейсер способен выдержать установленный режим эксплуатации. Однако, достичь оговоренной в контракте с заводами скорости не удалось, впрочем, как и на всех остальных кораблях класса. Несмотря на этот недостаток, «Аврора» встала в строй 16 июня 1903.

«Аврора» на боевом дежурстве
Крейсер «Аврора» на боевом дежурстве

Первым назначением крейсера стало пополнение состава отряда контр-адмирала Вирениуса, который находился на Средиземном море и должен был направиться в Порт-Артур. После прибытия на место сбора крейсер подвергся ремонту силами команды и мастеров с берега, на который было выделено две недели. Длительное путешествие было прервано сообщением о начавшейся войне с Японией, всему отряду был отдан приказ вернуться в порт Санкт-Петербурга. По пути корабли группы не встретили неприятеля.

Второй эпизод военной службы начался почти сразу после возвращения. Известно, что крейсер был включен в состав Второй Тихоокеанской эскадры. Предварительно был проведен ремонт для устранения выявленных поломок и недостатков. Серьезной модернизации подверглось вооружение, в частности, была усилена бронезащита орудий, установлены осветительные приборы, прицельные приспособления. Затем крейсер поучаствовал в учениях, проводившихся в Кронштадте.

Первым боевым опытом стал переход в Танжер, с самого начала которого ожидались атаки японцев. По ошибке корабли эскадры ночью приняли друг друга за вражеские. В ходе перестрелки «Аврора» получила 5 попаданий. Двое получили ранения, священнику оторвало руку, он позже погиб в госпитале. Этот инцидент позже негативно повлиял на отношения с Великобританией.

После длительных переходов крейсер в составе эскадры прибыл в пролив Цусима 14 мая, был получен приказ к утру быть в полной боевой готовности. Основной задачей кораблей была защита транспортных судов. В ходе тяжелого 19-часового боя «Аврора» получила множественные повреждения корпуса. Убит был 1 офицер и 9 матросов, позже от ран скончалось еще 5 нижних чинов, ранено оказалось 74 матроса и 8 офицеров.

С наступлением ночи корабли попытались выйти из окружения, и 15 мая удалось преодолеть участок минных атак. Завершился переход 20 мая в Маниле, а на следующий день была собрана комиссия для определения необходимого на ремонт времени.

По итогам оценки оказалось, что ремонт займет 30 суток. Так началась стоянка в Маниле, в ходе которой было проведено разоружение (а так же дана подписка о неучастии экипажа в боевых действиях), а после окончания войны экипаж с судном на длительное время задержались в американском порту.

«Аврора» после Цусимы
Крейсер «Аврора» после Цусимы

Ремонт закончился в августе 1905, после чего к началу октября корабль смог покинуть место стоянки. По пути, из-за информации о революции в России, пришлось провести беседу с экипажем, чтобы успокоить возникшее напряжение. Оно подстегивалось тем, что 300 человек команды ожидали демобилизации. В Либаву корабль прибыл только 19 февраля 1906.

Межвоенная служба

После увольнения в запас матросов начался ремонт крейсера, модернизация уязвимых узлов. Суммарное время ремонта составило почти год, за который были переработаны орудийные системы, внутренние помещения для улучшения эргономики для экипажа.

Первая мировая

Служба в Первую мировую для корабля началась в 17 июля 1914, когда была подана команда о приведении в боевую готовность кораблей Балтийского флота. С этого момента и до участия в боевых действиях была проведена очередная модернизация.

В Рижском заливе судно находилось в середине июля, тогда сухопутные войска получили серьезную артиллерийскую поддержку. Несколько раз на корабль нападали противокорабельные самолеты, но повреждений не было получено.

«Аврора» в бою
Крейсер «Аврора» в бою

С 6 сентября «Аврора» вернулась в Кронштадт, где начались ремонтные работы, которые затянулись до 1917 года.

Февральская революция

Стоянка на капитальный ремонт совпала с революционными событиями. Основным опасением в этот период была возможность экипажа поддаться агитации. Ситуация усугублялась вплоть до установки пулеметов на борту, которые помогли бы отбить вероятную атаку с берега. В итоге от их использования офицеры отказались.

«Аврора» в Санкт-Петербурге
Крейсер «Аврора» в Санкт-Петербурге

27 февраля, чтобы предотвратить бунт, по команде корабля был открыт огонь, двое были ранены, один погиб. 28 февраля капитан отказался препятствовать сходу матросов на берег, но 2 офицеров, ответственных за стрельбу днем ранее – убили.

Октябрьская революция и Гражданская война

После ремонта корабль остался на Неве, так как мог сыграть решающую роль в подготавливаемом восстании. Первой задачей от большевиков стала постановка разведенного Николаевского моста, для чего оказалось достаточно выведения крейсера на середину реки.

Был произведен единственный выстрел – холостой, однако, часть историков считают, что его произвели с Петропавловской крепости. Считается, что со своей позиции корабль не мог вести огонь по Зимнему дворцу.

Позже корабль вернулся к Франко-русскому заводу для завершения ремонта.

Учебный корабль Балтийского флота

В 1919 году судно встало в доке, а 1922 он был передан Кронштадтскому порту на длительное хранение. В этом же году комиссия пришла к мнению, что небольшая доработка и ремонт позволит использовать «Аврору» в качестве учебного корабля. В июле 1923 начались первые походы учебной команды.

Великая Отечественная война

С началом Великой Отечественной войны крейсер включили в систему ПВО, экипаж на тот момент насчитывал 260 человек. С приближением войск фашистских захватчиков, с судна демонтировались орудия, и таким образом была создана оборонительная линия: батарея «А», состоящая из девяти 130 мм орудий корабля и экипажей из числа матросов.

Бойцы продержались 8 дней с момента первых выстрелов, прогремевших 3 сентября, из 165 человек вернулось только 26.

«Аврора», 1944
Крейсер «Аврора» в 1944-м

Сам корабль тем временем регулярно бомбили авиацией, затем артиллерией с берега, с 16 сентября атаки были ежедневными. В результате крейсер сел на грунт из-за пробоин 30 сентября.

Последнее демонтированное орудие было установлено на бронепоезде «Балтиец».

Где находится крейсер сейчас

В современной истории корабля последним событием стал ремонт 2014 года. 21 сентября крейсер «Аврора» в Санкт-Петербурге был отбуксирован в ремонтный док Кронштадтского завода. Первый этап ремонта завершился 26 ноября, после чего к достроечной стенке его отбуксировали для продолжения работ.

Буксировка «Авроры»
Крейсер «Аврора», буксировка

На свой пост судно вернулось 26 ноября 2016, где и сейчас находится крейсер «Аврора». Выступает легендарная машина в виде музея и памятника кровопролитным событиям человеческой истории в целом и российской в частности.

Полунин Сергей Владимирович

Образование - высшее юридическое

Оцените автора
Добавить комментарий