Тяжёлый атомный ракетный крейсер проекта 1114 Орлан типа «Киров»: история создания, боевое применение и учения

Возможность применения ядерных реакторов на флоте рассматривалась еще с 1950-х годов. Однако первоначально такие проекты откладывались ввиду недостаточного опыта работы с реакторами и их обслуживанием, что создавало многочисленные аварии.

В 1961 у США появился первый атомный крейсер Long Beach. Этот аспект послужил толчком к развитию собственных проектов СССР в том же направлении. Новые корабли должны были стать противолодочными, однако Карибский кризис показал необходимость ударных судов, способных поражать надводные цели на большом расстоянии.

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Киров» — головной корабль проекта 1144 «Орлан». В 1992-2002 гг носил имя «Адмирал Ушаков». После решения о выводе из состава российского флота кораблю вернули первоначальное название.

История создания крейсера

«Киров»
Крейсер «Киров» в первые годы эксплуатации

История разработки проекта 1144 «Орлан» связана с необходимостью усиления советского флота ударными кораблями. После Великой Отечественной войны основной акцент делался на противолодочных судах. С начала 1960-х стала очевидной востребованность крейсеров с противокорабельным вооружением.

Проектированием нового типа кораблей занималось Северное проектно-конструкторское бюро Ленинграда под руководством Б. И. Купенского. Активная разработка велась на рубеже 1960-70-х гг. В 1973 на Балтийском заводе заложен первый головной корабль проекта 1144, который и стал впоследствии тяжелым атомным крейсером (ТАРК, ТАКР, ТАРКР) «Киров».

Спуск на воду состоялся 27 декабря 1977. После всех испытаний 30 декабря 1980 судно принято в состав флота. В рамках проекта 1144 было построено еще три крейсера, последний — в 1996 году, получив название «Петр Великий».

Основные цели и задания

Основное предназначение тяжелого крейсера «Киров» — борьба с кораблями противника. В задачи корабля включают нанесение ударов по авианосным ударным группам и быстрый вывод из строя ключевых судов. Крейсер способен действовать как в составе флота, так и в одиночку за счет разнообразия своего вооружения. Наибольшая эффективность раскрывается при совместных действиях с подводными лодками.

Описание конструкции ТАРК проекта 1144 «Киров»

Корабли проекта 1144
Корабли проекта 1144 «Орлан»

Несмотря на значительное водоизмещение хорошо продуманная конструкция корабля, включая удлиненный полубак, обеспечивает судну оптимальные ходовые качества. Для всех кораблей проекта конструктивные характеристики остаются общими, однако определенные расхождения в показателях также имеются.

Компоновка

Компоновка крейсера «Киров» включает около 1600 помещений, размещенных в корпусе и надстройках. Из них около 140 — каюты для офицеров на одно, два и четыре места. Для матросов и старшин имеется 32 кубрика на 8-34 места каждый.

Для удобства экипажа имеется 30 душевых, две бани, сауна с бассейном 4х3. Двухъярусный медицинский блок включает лазареты-изоляторы, аптеку, рентгеновский и стоматологический кабинет, амбулаторию и операционную. Протяженность всех переходов, тамбуров и отсеков составляет около 20 км.

Водоизмещение и габариты, вес

По габаритам атомный крейсер «Киров» имеет следующие технические характеристики:

  • длина — 252 м, по ватерлинии — 230 м;
  • ширина — 28,5 м;
  • осадка — 9,1 м.

Вес корабля соответствует его водоизмещению. У крейсера «Киров» данный показатель по стандартному значению составляет 24300 тонн. Полное водоизмещение — 28000 т.

Носовая и кормовая часть

Носовая часть судна выполнена стандартно для боевого корабля и имеем острый форштевень. Впереди крейсера располагается антенна гидроакустического комплекса «Полином». Также в передней части находится основное ракетное вооружение корабля. Корма транцевая. Пространство судна позади надстроек отведено под вертолетные площадки и артиллерию. Здесь же находятся топливные резервуары и подъемники ангаров.

Броня и противоторпедная защита

Крейсер Киров имеет стандартное для кораблей проекта 1144 бронирование корпуса. Дополнительная защита обеспечивается и за счет компоновки помещений — ключевые из них находятся в глубине корабля.

Противоторпедная защита имеет две составляющие: усиленное бронирование и дублирование корпуса. Утолщение брони сделано на метр ниже ватерлинии и на два выше. Поясного бронирования крейсер не имеет, ключевые помещения защищены отдельно. Дополнительная броня предусмотрена для шахт противокорабельных ракет «Гранит», информационного и командного пункта, машинного отделения, вертолетного ангара, топливных резервуаров, складов боеприпасов.

Экипаж

Экипаж корабля составлял 727 человек, включая 97 офицеров. Первым командиром корабля в 1976-84 гг был А. С. Ковальчук. Девятым и последним в 2005-10 гг числился А. Л. Черненко.

Технические характеристики

Схема «Кирова»
Упрощенная схема компоновки корабля

Технические характеристики для всех кораблей проекта 1144 «Орлан» имеют общие показатели. Однако у каждого корабля имеются незначительные характеристики. Следует учитывать и разницу последующих модернизаций данных судов.

Реакторы

В крейсере «Киров» реализована атомная энергетическая установка с реакторами КН-3, спроектированная на базе ледокольных ОК-900. Для работы применяется уран с высоким уровнем обогащения, до 70%. Сами реакторы двухконтурные, водо-водяные, на тепловых нейтронах.

Комплекс энергетической установки размещен в трех отсеках. В него входят два ректора с общей тепловой мощностью 342 МВт, два турбозубчатых узла и два резервных котла КВГ-2. На каждом валу мощность корабля достигает 70 тыс. л. с. Паропроизводительность — 115т/ч. По теоретическим расчетам мощности энергетической установки достаточно, чтобы обеспечить электричеством город в 150 тыс. жителей.

Электростанция корабля размещается в четырех отсеках. Включает четыре паротурбогенератора в 3 МВт и столько же газотурбогенераторов по 1,5 МВт. Ресурс выработки каждого — 50 тыс. часов. Сам реактор рассчитан на 10-11 лет службы.

Скорость хода

Скорость хода крейсера «Киров» составляет 32 узла (59 км/ч). На котлах судно способно развивать скорость в 17 узлов.

Дальность плавания

На атомном реакторе дальность хода корабля неограничена. Запас хода на котлах при оперативно-экономической скорости составляет тысячу миль.

Боевое и защитное вооружение

«Киров» в море
Практически все вооружение корабля требует дорогостоящей модернизации, что и стало одной из причин его списания

Киров атомный крейсер по вооружению рассчитан преимущественно на надводные корабли противника. Также уделено внимание и противолодочной защите, ключевую роль в данном вопросе играют три вертолета Ка-27ПЛ. ПВО корабля обеспечивается зенитной артиллерией. В итоге судно способно активно обороняться и поражать воздушные, надводные, наземные и подводные цели как в одиночку, так и в составе группы.

ПКР П-700 «Гранит»

«Киров» оснащен двадцатью противокорабельными ракетами П-700 «Гранит». Данное управляемое ракетное оружие (УРО) предназначено для крупных судов, включая авианосцы, рассчитано на поражение целей на дальних дистанциях. Применение ракет основывается на спутниковом целеуказании, что позволяет корректировать ее курс. Данный аспект обеспечивает точность поражения. Помимо надводных целей ракеты могут применяться и по наземным целям.

ЗРК «Форт»

В качестве противовоздушной обороны (ПВО) на крейсере предусмотрено 12 установок С-300Ф «Форт». Каждая имеет восемь пусковых труб барабанного типа, предназначена для поражения высокоскоростных, маневренных и небольших целей как на малых, так и на больших высотах. Интервал стрельбы — 3 секунды, боекомплект — 96 ракет.

ЗРК «Оса-М»

Дополнительная противовоздушная оборона обеспечивается зенитно-ракетными комплексами М-4 «Оса-М». Таких установок две, каждая предназначена для запуска двух ракет. Скорострельность — 2 выстрела в минуту, дальность поражения — 15 км, в высоту — 3,5-4 км. Боекомплект — 40 ракет.

«Тор-М1»

Зенитно-ракетный комплекс «Тор-М1», в морской версии более известный как ЗРК «Кинжал» установлен на корабле «Петр Великий» того же проекта 1144. Для крейсера «Киров» подобного вооружения не предусмотрено ввиду отказа от дальнейшей модернизации судна.

Противолодочное вооружение

Против подводных лодок крейсер оборудован пусковой установкой ПЛУР «Метелица», реактивным бомбометом РБУ-6000 на 12 труб и двумя шестиствольными РБУ-1000 «Смерч-3». Данные установки обеспечивают защиту корабля против торпедных атак. Для ответных мер имеется 10 торпедных аппаратов калибра 533 мм.

Дополнительно для борьбы с подводными лодками имеются три вертолета Ка-27ПЛ. Их скорость — 270 км/ч, дальность хода — 800 км. Вооружены управляемыми глубинными бомбами и противолодочными ракетами АПР-2Е.

Артиллерийские комплексы АК-630

Комплексы АК-630 относятся к зенитной артиллерии. На крейсере имеется 8 таких установок, по 6 стволов 30-ого калибра каждый. Применяются для самообороны, по наклонной дальности поражают воздушные цели на 4 км, наземные или морские в пределах 5 км. В дополнение к данным системам имеются две одноствольные артиллерийские установки АК-100.

Оценка корабля

ТАРК «Киров»
Проект 1144 многие считают выдающимся, однако бесперспективным для практического применения

Крейсера проекта 1144 «Орлан» — одни из самых крупных неавианосных кораблей в мире. Многочисленное вооружение, хорошие ходовые свойства и технические характеристики делают корабли данной серии выдающимися разработками.

Однако размеры и стоимость этих крейсеров не соразмерны с их ударной мощью и боевой эффективностью. Эксперты обращают внимание на подводные лодки 949 и 949А «Антей». Последние обладают схожими ударными силами, но значительно дешевле в производстве.

Нанесение успешного удара по авианосной группе противника также требует ряда условий — внезапность и координация действий с теми же подводными лодками. Подобный фактор ставит под сомнение эффективность крейсера «Киров» в качестве одиночного боевого корабля.

Среди недостатков также выделяют слабую защиту от дозвуковых низколетящих противокорабельных ракет. «Оса-М» не обладают нужным углом поражения, АК-630 обеспечивают определенную защиту, однако она считается слабой.

Также обращают внимание на отсутствие четко обозначенной роли крейсера еще на этапе проектирования. Из-за этого корабль оснащен разнообразным вооружением и может выполнять широкий спектр задач. В данном вопросе отрицательным аспектом выделяют сложность технического обслуживания такого корабля.

Применение в боевых условиях и учениях

Служба крейсера «Киров» началась вскоре после прохождения всех испытаний. В 1984 был совершен первый поход в Средиземное море. После возвращения корабль отправлен на ремонт в связи с рядом инцидентов и поломок.

7 апреля 1989, двигаясь к месту аварии К-278 «Комсомолец», «Киров» смог развить скорость в 33,5 узла. В 1990 была устранена неисправность первого контура носового аппарата КН-3. Несмотря на исправность остальной части судна, корабль был переведен в резерв второй категории из-за недостатка финансирования.

В 1992 крейсер переименован в «Адмирал Ушаков», однако продолжал оставаться в резерве. Лишь в 1999 он стал на модернизацию в Северодвинске, ремонтные работы проводились в 2000-01 гг. В 2002 году крейсер выведен из состава флота, ему возвращено название «Киров».

Следующие несколько лет решалась дальнейшая судьба корабля. Высказывались идеи об его модернизации, однако недостаток финансирования не позволял развернуть капитальные работы в данном направлении. По данным новостей и Википедии в августе 2015 окончательно было решено утилизировать судно, но данный процесс еще не проведен.

С учетом своей службы «Киров» не принимал активного участия в учениях и тем более в боевых действиях. Сложность экономической обстановки после распада СССР осложняли не только модернизацию корабля, но и его плановое техническое обслуживание. Из четырех кораблей проекта «Орлан» сейчас лишь «Петр Великий» остался на плаву, модернизируется и используется флотом.

Полунин Сергей Владимирович

Образование - высшее юридическое

Оцените автора
Добавить комментарий

  1. Аватар
    Аноним

    илия

    Ответить
  2. Аватар
    Аноним

    киров

    Ответить