Что бы не пропустить лучшие материалы с сайта

А также задавать вопросы в комментариях и получать ответы

Патрульные катера проекта 12150

"Мангуст" на причале

Патрульные катера, способные действовать в прибрежной морской зоне, представляют собой один из самых востребованных классов судов на сегодняшний день. Благодаря высокой скорости хода, современным средствам связи и легкому вооружению подобные малые суда прекрасно справляются с задачами по охране прибрежных акваторий и несению дежурства в территориальных водах. Оптимальным представителем этого класса в современных условиях являются патрульные катера типа «Мангуст» проекта 12150, которые сегодня несут морскую службу на разных морских театрах.

Основное назначение малых кораблей проекта 12150

Охрана береговых объектов и прибрежной морской зоны относится к компетенции сторожевых кораблей. Сторожевики всегда были и остаются самыми быстрыми и маневренными судами, способными мгновенно выйти в море и действовать нестандартно, с учетом сложившейся море обстановки. В современных условиях роль сторожевых судов прибрежной морской зоны играют патрульные катера, стоящие на вооружении Федеральной Пограничной службы ФСБ России. Именно к такому классу малотоннажных судов относятся катера «Мангуст», созданные конструкторами Санкт-Петербургского ЦКПБ «Алмаз».

Проект 12150, родившийся в стенах проектного бюро был реализован металле на верфи Рыбинского судостроительного завода «Вымпел». Несмотря на небольшие размеры и водоизмещение мангусты имеют на оснащении скорострельное вооружение, оборудованы мощными двигателями и современным навигационным оборудованием. Основной задачей для боевых судов является охрана границы в прибрежных акваториях и территориальных водах и борьба с контрабандой. Эти стремительные корабли способны контролировать передвижение судов и соблюдение режима судоходства в установленных районах. Вести поисковые и спасательные работы на внутренних и внешних рейдах портов, на небольшом расстоянии от зоны несения дежурства.

Катер береговой охраны

По своим эксплуатационным характеристикам и широты сферы применения российские катера не имеют аналогов в истории строительства судов подобного класса. Патрульный катер «Мангуст» является одной из лучших разработок отечественных кораблестроителей в этом классе кораблей. Тактико-технические характеристик катеров проекта 12150 во многом превосходят аналогичные суда, стоящие на вооружении флотов и береговой охраны иностранных государств.

Основные особенности конструкции

Эскизный проект патрульного катера глиссирующего типа и вся техническая документация создана питерскими кораблестроителями. Конструкторская фирма «Алмаз» является одной из ведущих отечественных проектных организаций, на счету которой разработка и создание кораблей самых разных классов, начиная с больших сторожевых кораблей, корветов и фрегатов, заканчивая малым морскими судами. Проект 12150 получил свой индекс в конце еще 90-х годов. С 2000 года строительство катеров начато на Рыбинском ССЗ «Вымпел». Заводские мощности завода имеют все необходимые технические возможности и оснащение на строительство кораблей данного класса.

Как показала практика, рыбинская судоверфь успешно справляется с поставленной задачей, выполняя условия контракта. Ежегодно со стапелей завода сходит 5-6 малотоннажных судов, среди которых основная часть приходится на патрульные катера «Мангуст».

Схема "Мангуста"

В основе проекта лежали самые передовые на то время технологии строительства малотоннажных скоростных судов прибережной морской зоны. Так корпуса катеров проекта 12150 изготовлены с использованием специального алюминиевого сплава, который легче обычных алюминиевых конструкций, но при этом отличается высокой прочностью. Основная конструктивная особенность корпуса – это его «V» образная форма, характерная для глиссирующих плавсредств. Благодаря такой форме корпуса во время движения катера создается идеальное гидродинамическое сопротивление, способствующее резкому увеличению скоростных характеристик. Внутри алюминиевый корпус разделен на 6 отсеков, расположение и конструкция которых обеспечивают судну необходимую живучесть. При затоплении 1-2 отсеков судна остается на плаву. Следует отметить, что во много благодаря именно такой конструкции патрульный катер проекта 12150 многие считают непотопляемым.

На днище корпуса имеется слой электрохимической защиты, которая вместе с антикоррозийным покрытием гарантирует минимальный износ днища корабля во время эксплуатации.

Корпус катера оборудован дополнительными интерцепторами, механизмами призваными снизить подъемную силу V-образного корпуса на большой волне. Такая конструкция позволяет действовать кораблю в штормовом море при волнении до 4 баллов.

Отдельно следует отметить силовую установку патрульного катера. Все, выпускаемые на Рыбинском ССЗ «Вымпел» катера сегодня оснащаются отечественными дизельными двигателям М470 марки «Звезда». Суммарная мощность двух двигателей составляет 2600 л.с. В проекте предусматривалось установка немецких дизелей фирмы MTU. Начиная с 2015 года по программе импортозамещения, все последующие суда оснащаются отечественными моторами.

Бортовое электропитание обеспечивается работой дизельного электрогенератора и аккумуляторными батареями.

Основные тактико-технические характеристики корабля и его вооружение

Патрульный катер проекта 12150 типа «Мангуст» имеет совершенно уникальные эксплуатационные характеристики для кораблей своего класса. Задача конструкторов питерского КБ «Алмаз» заключалась в том, чтобы создать мощный, скоростной корабль небольших размеров. Новый катер должен был иметь большую дальность плавания, экономичность и высокий эксплуатационный ресурс. В дополнение к высоким технологическим параметрам, корабль оснащен мощным вооружением и несет совершенное радиотехническое и навигационное оборудование.

Катер незаметной морской окраски

При спуске на воду головного судна проекта 12150 удалось получить следующие данные:

  • водоизмещение стандартное – 23,6 тонны;
  • длина корпуса более 18 м.;
  • осадка судна составляет 1,1 м.

Катер может развивать максимальную скорость до 35 узлов и находиться в море до 2 суток. Рыбинские корабелы вместе с конструкторами ЦКБ «Алмаз» сумели создать три модификации патрульных катеров типа «Мангуст».

Штатное вооружение катеров основного проекта составляет пулеметная установка тумбового типа калибром 14,5 мм. В помощь к основному автоматическому оружию на катерах устанавливаются 1-2 пулемета калибром 7,62 мм. Артиллерийское вооружение корабля представлено автоматическим гранатометом АГС -17 и гранатометом ДП-64. Противовоздушная оборона осуществляется с помощь ПЗРК «Игла».

Самый основной заказ на строительство патрульных катеров в боевом варианте для нужд Пограничной службы. Далее появилась модификация судна с усиленным вооружением. На катерах проекта 12150В установили ракетно-артиллерийский комплекс «Вихрь», в комплект которого входят ракетная установка и автоматическое 30-мм орудие. Комплекс может осуществлять лазерное целеуказание. Дальность стрельбы ракетным оружием составляет 10 км.

Следом за боевыми модификациями со стапелей Рыбинского ССЗ сошли катера проекта 12150М. Эти суда созданы для нужд спасателей службы МЧС России. Именно эти катера призваны вести спасательные и поисковые работы в зоне стихийных бедствий, при кораблекрушениях и авариях на море.

Дополнительно катер оснащается резиново-надувной лодкой и механической краном-стрелой грузоподъемностью 140 кг.

"Мангуст" на рейде

Начиная с 2000 года, всего построено и введено в строй 69 судов этого проекта. Основная серия патрульных катеров – это суда, строящиеся по контракту для Федеральной Службы Безопасности России. Большая часть судов первой серии отправлена служить на Черное море. Место базирования на сегодняшний день ВМБ Балаклава. Суда, которые стали поступать в строй, начиная с 2015 года, отправляются на Дальний Восток для несения Пограничной службы на острове Сахалин.

Часть судов передана Пограничной службе ФСБ России на Каспийском море для управлений ФСБ в Астраханской области и в Республике Дагестан.