Корветы проект 20385: военные корабли технологии Стелс «Гремящий» и «Проворный»

Лето 2020 года ознаменовалось для «Северной верфи», одного из самых крупных судостроительных предприятий России, историческим событием — со стапеля сошел корвет проекта 20385. Корабль еще при закладке вместе с заводским номером получил громкое и звучное название — «Гремящий», легендарное для отечественного флота. С 16 июня корабль переведен на открытый стапель, где будут вести дальнейшие работы по установке и наладке основных систем, узлов и агрегатов корабля. Окончание монтажных работ запланировано на вторую половину, конец 2020 года, после чего новейший боевой корабль должен будет пополнить ряды Северного флота.

Головной корабль проекта 20385
Головной корабль проекта 20385

В СМИ периодически появляется информация о том, что все корабли, строящиеся в рамках реализации проекта 20385, будут идти на оснащение Тихоокеанского флота. О том, как будет идти достройка головного корабля и как сложится судьба второго судна, строящегося в рамках этого проекта, покажет время.

Новый корвет является одной из версий целого семейства новых российских боевых судов, построенных в рамках реализации государственной программы развития флота. Основной проектной базой и технологической платформой при создании корвета «Гремящий» является проект 20380, разработанный в стенах Центрального МКБ «Алмаз».

Что послужило причиной рождения корветов проекта 20385

Имея в своем распоряжении огромный опыт практического применения и эксплуатации боевых кораблей проекта 20380, Высшее Военно-морское руководство приняло решение о необходимости внести некоторые коррективы в состав вооружения. Результатом внесения целого ряда технических новшеств и усовершенствований стал проект 20385 – модификация базового проекта 20380.

После того, как в строй были введены 5 кораблей проекта 20380, было решено изменить состав вооружения. В новом виде корабли проекта, как и их предшественники, также считались кораблями 2-го ранга, рассчитанные на действие в ближней морской зоне. Новыми судами предполагалось пополнить состав Тихоокеанского флота, в котором на тот момент имелся только корвет «Совершенный» — корабль базового проекта 20380.

Корвет 20385
Корвет 20385

Предполагалось увеличить и расширить боевые возможности судов за счет замены противокорабельного комплекса «Уран» на более совершенные и компактные крылатые ракеты «Калибр-НК». За счет этой модернизации новый корабль становился универсальной высоко мобильной боевой единицей, способной одинаково эффективно действовать против боевых судов и соединений кораблей, а также наносить удары по другим объектам в оперативно-тактических и стратегических целях.

Неся такое мощное вооружение, корабль соответственно нуждался в мощной противовоздушной обороне. На корветах проекта 20385 ЗРК «Редут» получил большее количество пусковых ячеек. Боекомплект комплекса увеличен с 12 до 16 единиц. Имея на оснащении такое мощное вооружение, корветы проекта могли уже действовать не только в ближней морской зоне, но и спокойно находиться в любой точке Мирового океана. Дальность полета крылатых ракет «Калибр-НК» позволяли держать под прицелом все военные суда на огромном морском театре и наземные объекты в радиусе 1500-2000 км.

Несмотря на то, что с установкой на боевой корабль крылатых ракет его боевые возможности значительно расширились и увеличились, корвет проекта 20385 являлся универсальным, многоцелевым кораблем. По водоизмещению, дальности хода и составу вооружения новый корабль тяготел к эсминцам — самому универсальному классу кораблей в составе современных флотов. Корабль должен был способен решать целый комплекс боевых задач:

  • поиск и уничтожение подводных лодок вероятного противника;
  • противодействие военным кораблям всех типов и классов в прибрежной и в дальней морской зоне;
  • огневая поддержка десантных операций;
  • проведение патрульных и экспортных операций.
Корвет спуск на воду
Корвет спуск на воду

Корабль получил на оснащение вертолет Ка-27, способный вести активную воздушную разведку, патрулирование и выполнять спасательные работы. В отличие от своих предшественников, головной корабль — корвет «Гремящий» должен был стать кораблем, обладающим значительно сниженной радиолокационной заметностью. В комплексе с мощным вооружением, малозаметный для вражеских радаров боевой корабль, являлся грозным противником для любого военного корабля. В сравнении с серийными корветами проекта 20380 новый корабль является более мощным и технически современным. У нового судна иные тактико-технические характеристики и соответственно выше боевые возможности. Это касается не только системы вооружений, но и силовой установки, навигационного оборудования.

Изначально предполагалось, что поступит заказ на строительство двух десятков кораблей этого типа. Отечественная оборонная промышленность наладила выпуск деталей кораблей из полимерных и композитных материалов, которые предполагается использовать в дальнейшем не только на строительстве кораблей улучшенного проекта. Вслед за головным кораблем в июле 2013 года были заложен первый серийный корабль — корвет «Проворный».

Основные отличия в конструкции кораблей проекта 20385

Отельного внимания заслуживает конструкция корабля. На «Гремящем», головном корабле проекта 20385, при сооружении корпуса и главных надстроек использованы композитные материалы, разработанные и созданные отечественными специалистами ФГУП «Прометей». Технология уверенно прошла обкатку во время строительства судов базового 20380 проекта. Надстройка корвета изготовлена из композитного материала, который представляет собой негорючий многослойный пластик. Основу материала составляет углеродистые волокна, обладающие высокими прочностными характеристиками. Инновация решения заключается в том, что судно таких размеров, выполненное с использованием стекловолокна, в 2-3 раза легче аналогичной конструкции, сделанной их стали. Еще одним весомым аргументом в пользу такого технического решения является низкая радиолокационная заметность надстройки, которой удалось добиться в результате применения технологии «стелс».

Корвет надстройка
Корвет надстройка

В усовершенствованном варианте корвета конструкторы уделили больше внимания повышению мореходных качеств боевого корабля. Новый корвет обладает лучшей сопротивляемостью поперечной качке и способен успешно выполнять боевые задачи при волнении силой до 5 баллов. Корпус корабля и остров надстройки имеют сниженный в 3 раза показатель кругового рассеивания радиолокационного фона, что в свою очередь существенно увеличивает живучесть корабля в боевых условиях.

Силовая установка корабля на сегодняшний день представлена двумя дизельными агрегатами, которые в свою очередь приводятся в движение двумя двигателями 16Д49, мощностью 6000 л.с. каждый. Дизельные двигатели для головного корабля изготовлены на ОАО «Коломенский машзавод», а основные узлы и агрегаты изготовлены на АО «Звезда». С двигательной установкой для кораблей проекта 20385 возникла целая история, которая долгое время была одной из основных тем в новостных СМИ. Первоначально проект создавался под импортные двигатели, однако ухудшения военно-политических отношений с западными странами привели к срыву поставок необходимого оборудования немецкой компании MTU. Требовалось в срочном порядке найти подходящую замену.

Министерством обороны РФ были приняты решения, в результате которых все строящиеся по двум проектам корабли должны были оснащаться только отечественными силовыми агрегатами в порядке импортозамещения. С трудной задачей успешно справились Коломенские машиностроители, сумевшие в достаточно короткие сроки поставить необходимое оборудование.

Системы вооружений кораблей проекта 20385 корветов «Гремящий» и «Проворный»

Головной корабль проекта, как и его младший брат, корвет «Проворный», должны быть оснащены двумя боевыми универсальными ракетными комплексами «Калибр- НК» с 8 крылатыми ракетами на борту. Основу противовоздушной обороны составляет хорошо знакомый ХРК «Редут». Корветы будут иметь и артиллерийское вооружение. Главный калибр представлен 100 мм автоматической артустановкой А-190-01. В дополнение к нему, ближнюю огневую мощь корабля обеспечивает два 30 мм автоматы АК-630М. Экипаж корабля имеетл в своем распоряжении ПЗРК «Игла».

Гремящий
Гремящий

На кораблях должно быть установлено мощное торпедное вооружение, способное эффективно бороться, как с надводными кораблями противника, так и с подводными лодками. Всем вооружением на корабле управляла автоматизированная система «Пума». Для ближнего боя на корвете стояли пулеметные турели, имелось два гранатомета.

Корветы оснащены не только наступательными и оборонительными видами вооружения. Особое место в обеспечении живучести судна занимает радиолокационное и навигационное оборудование. На корветах стоит хорошо знакомая БИУС «Сигма». Для быстрого выявления противника на море и в воздухе корветы оснащены станцией «Фурке-2». Система управления огнем работает в паре с наводящимся комплексом «Монумент А». За состояние подводного горизонта отвечают станции слежения и обнаружения «Заря» и «Минотавр».

Благодаря такой насыщенности радиолокационным, гидроакустическим и навигационным оборудованием корветы проекта 20385 обладают высокой живучестью. Корветы могут на больших расстояниях выявлять суда вероятного противника, оставаясь тем времени вне зоны обнаружения.

Двигатели
Двигатели

Строительство корветов проекта 20385 и ввод в эксплуатацию

Головной корабль, корвет «Гремящий», был заложен зимой 2012 года. Следом за ним через полтора года, летом 2013 года был заложен первое серийное судно, корвет «Проворный». Основанием для начала строительства послужил государственный оборонный заказ и контракт. В соответствии с условиями контракта на «Северной верфи» к 2020 году планировалось заложить и спустить на воду 8 корветом проекта 20385. На сегодняшний день постройка ограничена двумя судами этого класса. Разговоры о закладке еще двух однотипных судов в дополнение к уже строящимся, оканчиваются в коридорах Главного Военно-Морского Штаба и Министерства Обороны РФ. Вероятнее всего дальнейшее строительство судов этого класса будет вестись уже на основе базового проекта, который полностью завязан на отечественное оборудование, детали и механизмы.

Оба судна будут сегодня достраиваться силами отечественных предприятий, которые должны будут поставить все необходимые узлы, агрегаты и оборудование вместо зарубежных аналогов. Качественной и равноценной замены достичь не удастся, однако, по мнению военных экспертов, такие технологические новшества по ходу строительства не могут существенно снизить проектные тактико-технические характеристики кораблей.

На сегодняшний день активная фаза строительства осуществляется только на головном корабле. Корвет «Проворный» будет снова возвращен в колыбель проекта 20380, чтобы комплектоваться отечественными узлами и агрегатами. Это в свою очередь ведет к значительному удешевлению постройки кораблей и позволит выдержать сроки ввода корабля в строй отечественного флота.

Полунин Сергей Владимирович

Образование - высшее юридическое

Оцените автора
Добавить комментарий