Что бы не пропустить лучшие материалы с сайта

А также задавать вопросы в комментариях и получать ответы

Малые артиллерийские корабли проекта 21630

Идея иметь на крупных реках и внутренних обширных акваториях вооруженные суда не является новой для отечественного флота. Начиная с первых дней установления Советской власти на всех крупных реках и озерах стали формироваться речные флотилии – соединения кораблей и плавсредств, выполняющих военные функции. Первоначально для этой цели использовались обычные речные пароходы и катера, вооруженные стрелковыми видами оружия и артиллерией. Позже на оснащение речных и морских флотилий стали поступать специальные суда – мониторы и бронекатера, представляющие отдельный класс военных судов. Боевое применение доказало на практике высокую эффективность судов этого класса, на долю которых выпало немало славных и трагических моментов во время Гражданской войны 1918-1920 гг. и в годы Второй Мировой войны.

Запуск ракеты с катера

Сегодня славные боевые традиции советских речных бронекатеров и мониторов продолжают малые артиллерийские корабли. Это универсальные и уникальные в своем роде военные суда, способные решать огромный спектр оперативно-тактических задач. Ярким примером успешной реализации идеи мощного и современного корабля, предназначенного для несения службы на внутренних акваториях, являются корабли проекта 21630.

История рождения проекта малых артиллерийских кораблей

На территории такого обширного государства, каким является Российская Федерация, присутствуют в большом количестве крупные реки и озера, другие большие акватории. Как оказалось, огромное значение для обеспечения нормального функционирования внутренних водных путей, в тактическом и в стратегическом плане, имеет надежное военное присутствие. Ранее с этой задачей справлялись речные канонерские лодки, мониторы и бронекатера. Сегодня корабли этих классов стали историей. На смену им пришли новые, более совершенные военные корабли класса «река-море».

Не стоит забывать о том, что Россия имеет обширную морскую границу в Каспийском море, самом крупном закрытом водоеме планеты. Этот морской театр нуждается в полноценных боевых кораблях морского типа, способных одновременно ходить по морю, пользоваться мелководными речными путями и системой речных каналов.

Основная задача, которая стоит перед речными военными судами в настоящее время заключается в следующих аспектах:

  • овладение акваторией рек на всем ее протяжении, контроль над водным пространством на крупных озерах и прилегающей морской акваторией;
  • патрулирование указанных районов;
  • поддержка действий сухопутных войск на флангах во время боевых действий;
  • проведение десантных и военно-транспортных мероприятий.

Сегодня подобные задачи успешно решают артиллерийские корабли типа «Буян», входящие в состав Каспийской военной флотилии.

Решение о создании универсальных боевых судов, способных действовать на речных магистралях и в ближней морской зоне, было принято еще в середине 90-х годов. Этому поспособствовало появление на Каспийском море боевых судов, относящихся к иностранным флотам. С распадом Советского Союза Каспий перестал быть внутренним советским водоемом. Теперь на этом морском театре в дополнение к военно-морской группировке Иранской Республики добавились военно-морские соединения Туркменистана и Азербайджана. Соответственно потребовалось значительно усилить Каспийскую военную флотилию.

Катер "Волгодонск"

Для этой цели планировалось создать в короткое время полноценные боевые суда, водоизмещением до 500 тонн, которые по своим огневым характеристикам превосходили бы любого противника на Каспии.

Проектированием кораблей подобного класса занялся Зеленодольское проектно-конструкторское бюро. В основу проекта легли климатические и гидрологические особенности Каспийского моря и реки Волги в ее нижнем течении. Главными требованиями, которые предъявлялись к конструкторам стали:

  • высокие мореходные качества судов;
  • малая осадка, позволяющая свободно передвигаться на мелководье;
  • большая дальность плавания;
  • наличие мощного вооружения.

Готовым техническим решением стал проект 21630, который предусматривал строительство малого артиллерийского корабля типа «Буян». Новое судно по своим тактико-техническим характеристикам, размерам и по водоизмещению больше всего подходило под класс корветов. Соответственно в классификации военных судов НАТО корабль получил код Buyan class corvette.

Суда этого класса были рассчитаны на несение боевой службы в акватории ближней морской зоны, на реках и озерах по всей территории Российской Федерации.

Практическая реализация проекта 21630

Закладка первого судна состоялась зимой 2004 года на верфях судостроительного предприятия «Алмаз» в Санкт-Петербурге. Первенец получил название «Астрахань», так как изначально ориентировался для оснащения Каспийской военной флотилии. Строительство первого судна продолжалось в течение 1,5 лет, и было завершено в октябре 2005 года. Летом 2006 года МАК «Астрахань» был успешно переведен по речной магистрали на Каспий и уже в сентябре того же года был включен в состав Каспийской военной флотилии.

Строительство корабля проекта 21630

Серийное строительство велось на производственных мощностях судостроительного завода «Алмаз» и предполагало поэтапную закладку кораблей этого типа. Всего планировалось до 2016 года спустить на воду 10 судов типа «Буян», из которых 5 кораблей предназначается для оснащения Каспийского флотилии.

Исходя из сложившейся ситуации по ходу строительства от первоначальных планов пришлось отказаться. Серию решено было ограничить 7судами этого класса. На протяжении 2006 года на головном кораблей активно велись испытания разных образцов вооружения. Основной акцент делался на отработку боевого применения нового ЗРК «Гибка», вооруженного снарядами для ПЗРК «Игла».

Следом за «Астраханью» летом в феврале 2005 года заложили еще первый серийный корабль, получивший название «Каспийск», однако спуск судна на воду затянулся на пять лет. Причиной затягивания постройки первого серийного судна стала неясность с подбором вооружения для новых кораблей. Наличие в качестве основного огневого средства поражения только артиллерийской установки не обеспечивало решение новых оперативно-тактических задач, возникших на Каспийском морском театре. В 2006 году на Питерских верфях заложили и третий корабль, второй в серии.

Катер "Махачкала"

Только в 2011 году первый серийный корабль был спущен на воду и введен в строй. С новым названием, уже «Волгодонск», корабль в 2012 года поднял военно-морской флаг. Следом за МАК «Волгодонск» на Каспий пришел и второй серийный корабль «Махачкала». Оба серийных судна вместе с головным кораблем проекта МАК «Астраханью», составили ударное соединение российских кораблей на Каспии. Главной боевой задачей артиллерийских судов стало обеспечение безопасного судоходства в ближней морской зоне, в дельте реки Волга и защита интересов России в 200мильной экономической зоне Каспийского моря.

Особенности конструкции малых артиллерийских судов типа «Буян»

Все три построенных на отечественных верфях боевых судна имеют оборудование, узлы и агрегаты российского производства. При создании проекта было принято решение многие параметры конструкции унифицировать, обеспечив, таким образом, возможность профилактического ремонта судов силами судоремонтных предприятий в Астрахани и в Махачкале. Параллельно с разработкой проекта судов для нужд отечественного флота, создавался проект корабля, рассчитанного для выполнения экспортных контрактов. Экспортная модификация малых артиллерийских кораблей типа «Буян» проекта 21632 получила название «Торнадо». От базовой модели экспортная версия отличалась возможностью установки других видов вооружения.

Головной корабль "Буянов"

Проект 21630 стал базовой платформой для последующей постройки самой удачной модификаций — малых ракетных кораблей проекта 21631 типа «Буян-М». В отличие от кораблей, строившихся по первоначальному проекту, ракетные корабли имели в 2 раза большее водоизмещение (949 тонн в сравнении с 500 т). Основным вооружением кораблей нового проекта должны были стать крылатые ракеты «Калибр», запускаемые из вертикальных пусковых установок шахтного типа.

Каждый такой корабль должен был нести до 8 крылатых ракет. Появление такого судна в акватории Каспийского моря обеспечивало полный контроль не только над всем обширным водным пространством, но и над прилегающими территориями сопредельных стран.

Малые артиллерийские корабли, построенные для Каспийской военной флотилии, несли в своей конструкции самые передовые технологии. Так корпусные части и надстройки кораблей имели определенный наклон и обводы, уменьшающие радиолокационную заметность судов для радаров противника. Основная часть навигационного и радиотехнического оборудования спрятана в плоскостях надстройки и палубы. Материалы, используемые для создания конструкции кораблей, подобраны в соответствии с технологией «Стелс». Силовая установка судов представлена двухвальным дизельным агрегатом, который приводит в действие водометный движитель. Корабль мог развивать максимальную скорость хода до 28 узлов и выдерживать волнение до 7 баллов.

Чертеж кораблей проекта 21630

Основную боевую нагрузку несла автоматическая артиллерийская установка «А-190-01» калибром 100 мм. В дополнение к главному калибру на кораблях были установлены 30-мм автоматы «Ак-630» и выдвижная установка системы залпового огня «Град-М калибром 122 мм.

Противовоздушную оборону судна обеспечивал ЗРК 3М-47 «Гибка», установленный в кормовой части. Оружием ближнего боя являлись две пулеметные установки турельного типа калибром 14,5 мм. Для противодействия подводным лодкам на кораблях стояли два гранатомета.

Современные реалии кораблей проекта 21630

На современном этапе строительство малых артиллерийских кораблей для нужд отечественного флота приостановлено. Практическое использование судов проекта 21630 показало насущную необходимость в усилении вооружения. Развитием проекта стала закладка на Зеленодольском судостроительном заводе нового судна по улучшенному проекту 21631. Новый корабль «Град Свияжск» представлял собой уже совершенно иную концепцию боевого судна. Ставка делалась на оснащения корабля ударным ракетным вооружением.

Торжественный спуск на воду

В 2014 году первый корабль улучшенного проекта был введен в строй. Каспийская военная флотилия пополнилась ударным кораблем, способным наносить удары не только в акватории Каспийского моря, но и на значительном удалении. Дальность полета крылатой ракеты «Калибр» составляла 1500 км.

За головным кораблем в 2014 году были сданы и введены в боевой состав Каспийской военной флотилии еще два судна проекта 21631. В 2015 году новые суда уже вошли, вооруженные крылатыми ракетами вошли в состав Черноморского флота.

Успех в строительстве кораблей этого класса показал правильность теории оснащения действующего флота малыми военными кораблями. На определенном этапе именно такие корабли способны эффективно решать поставленные задачи не только на оперативно-тактическом уровне, но и в стратегических целях. Примером высоких боевых качеств новых судов, созданных на базе кораблей проекта 21631, стали боевые пуски крылатых ракет калибр из акватории Каспийского моря по целям на территории Сирии. Ракеты «Калибр», выпущенные с борта малых ракетных кораблей «Великий Устюг» и «Углич», пролетев почти 2,5 тыс. км, поразили обозначенные цели исламистов на территории Сирийской Республики.

Дальнейшая судьба МАК проекта 21630 сегодня рассматривается в качестве реализации экспортного варианта. Строительство чисто артиллерийских судов для нужд отечественного флота признано нецелесообразным.