fbpx

Суда на воздушной подушке

В этой статье мы рассмотрим уникальные корабли, принятые на вооружение Советского Союза, а позже – Российской Федерации. Обратите внимание, что первые суда на воздушной подушке использовались в США ещё во времена Вьетнамской войны. А вот являются их отечественные аналоги уникальной разработкой или ненужной гигантоманией – читайте далее. «Джейран» и «Зубр» являются нашими главными героями на сегодня.

История создания судов на воздушной подушке

Концепция создания чего-то, функционально превосходящего обычные корабли и катера, была продиктована холодной войной. Так, в случае начала полноценного военного конфликта, одной из основных целей советских генералов становился контроль над проливами Балтийского и Чёрного морей. В 1960-е годы начинается производство «Скатов», позже им на смену приходят «Джейраны» и «Кальмары», а уже венцом изобретательской мысли в этом направлении становится гигантский «Зубр». Но обо всём по порядку.

Первый «Скат», спущенный на воду в 1969 г., был небольшим в сравнении с последующими проектами и мог перевезти всего лишь 40 человек десанта, обладая невысокой автономностью плавания и сравнительно слабым вооружением. Всего произведено менее трёх десятков, что довольно мало для десантного катера.

СВП «Скат»
Это «Скат» — первая разработка СССР в данной сфере

Но идея судна, способного передвигаться как по воде, так и по суше, будоражила умы советских адмиралов, и в следующем году появляется первый «Джейран», несущий аббревиатуру МДКВП — малый десантный корабль на воздушной подушке. Выпускались они на Ленинградском судостроительном заводе «Алмаз», и некоторые из них были в строю вплоть до 2010 года. К текущему времени ни один из 20 произведённых «проектов 12321» не уцелел.

Следующим шагом в области развития СВП стал проект 1206 – десантный катер на базе «Джейрана», получивший шифр «Кальмар». При меньших габаритах обладающий отличной вместимостью, способен доставить к побережью один танк Т-64, две БМП или 120 человек десанта. В текущий момент два таких катера находятся в строю российского флота.

Наконец, наступает время для «Зубра» —  с 1987 года они начинают заменять предыдущие МДКВП, по всем параметрам превосходя «Джейраны». Проект 12322 до сих пор остаётся крупнейшим в мире судном на воздушной подушке. Даже не верится, что по существующей классификации — это «малый десантный корабль».

Особенности судов на воздушной подушке

Сам термин «воздушная подушка» обозначает небольшую прослойку под днищем судна, состоящую из сжатого воздуха, незначительно приподнимающую его над поверхностью воды (или земли). Такая технология позволяет также использовать судно как наземный транспорт при сопутствующем ландшафте, например, побережье или равнина.

Перечислим преимущества такого типа судов:

  • Скорость – громадный «Зубр» способен на максимальном ходу двигаться наравне с легковым автомобилем (при соответствующих погодных условиях);
  • Вездеходность – корабли на воздушной подушке могут с одинаковым успехом двигаться по поверхности воды, по льду и по ровной земле;
  • Возможность преодолевать преграды зависит от габаритов судна, но практически любой из МДКВП способен пройти короткие подъёмы (до 40 градусов) или подниматься с постоянным уклоном вплоть до 15 градусов;
  • Суда с воздушной подушкой не теряют управления там, где это неминуемо для обычных катеров, к примеру, на быстрых горных реках.

Но присутствует ряд минусов, по сравнению с привычными всем кораблями:

  • Цена судна и стоимость эксплуатации – кроме расходов на топливо, воздушная подушка требует регулярных проверок и обслуживания гибкой части, которая изнашивается на порядок быстрее остальных составляющих;
  • На ход СВП ветер влияет даже сильнее, чем на прочие разновидности судов, поэтому плохие метеоусловия могут значительно снизить скорость или вовсе сделать движение невозможным.
Модель проекта 12322
Качественно выполненная модель проекта 12322

В свое время Устинов и Горшков (министр обороны и главнокомандующий ВМФ СССР соответственно) видели будущее флота именно в подобных разработках: суда на воздушной подушке, экранопланы и прочие идеи возможного отказа от «классических» форм, поэтому всем разработкам в этих сферах отдавался приоритет. Разберём принятые в состав флота МДКВП подробнее.

Десантный корабль «Джейран»

Разрабатывался как развитие потенциала уже существующего «Ската» в 1964-1965 году. Руководитель проекта – Л. В. Озимов. Из-за новизны идеи (суда с воздушной подушкой таких габаритов не производились ранее ни одной страной), перед созданием провелось множество исследований на тему жизнеспособности и возможных характеристик будущего судна. Только для испытаний разных подходов к конструкции были сделаны два образца с водоизмещением в 28 и 30 тонн. Далее, именно на этих прототипах испытывались все конструкторские инновации.

Первый образец, как сказано выше, был произведён в 1970 году. До 1985 г. включительно на заводе «Алмаз» было изготовлено 20 кораблей этого класса.

СВП «Джейран»
Архивная фотография «Джейрана»

Особенности конструкции

Из положительных сторон, отмеченных ещё на стадии заводских прототипов, выделяется практически полная непотопляемость и устройство понтонов и трюма, постоянно обеспечивающих положительную плавучесть. После практического использования первой модели, в конструкцию другой серии внесены изменения:  усилено штатное вооружение, улучшены условия обитаемости, а корпус стал сварным вместо клёпанного.

Служебные отсеки «Джейрана» располагаются по бортам, в то время как в диаметральной плоскости находится сквозной проезд для техники. Для управления служат как воздушные рули (на полном ходу), так и струйные рули, отбирающие воздух от осевых нагнетающих вентиляторов (на малой скорости).

Десантный отсек опционально вмещает в себя:

  • Два средних танка;
  • Четыре плавающих танка ПТ-76;
  • Пять бронетранспортёров;
  • Двести десантников.

Другие параметры приведены в таблице:

Водоизмещение (пустое) 310 тонн
Водоизмещение (максимальное) 355 тонн
Длина 45,8 м
Ширина 19,4 м
Высота 21,9 м
Двигатели 2 газотурбинных установки НК-12 мощностью в 16000 лошадиных сил каждая
Максимальная скорость 49 узлов или 90 км/ч
Максимальная дальность плавания 300 морских миль или 555,6 км
Автономность плавания 5 суток
Экипаж 21 человек
Вооружение 2 30-мм установки АК-230 с системой управления артиллерийским огнём МР-104 «Рысь»
Радиоэлектронное средство Станция опознавания «Нихром»
Навигационная РЛС «Балкан», «Миус» или «Донец-2»

В настоящее время военное судно на воздушной подушке проекта 12321 уже не используется ни одним государством, но ещё десять лет назад последние из них исправно несли свою службу.

Десантный корабль «Зубр»

Советская военная мысль развивалась в сторону увеличения габаритов и технических параметров уже существующего успешного образца. Новая задача, поставленная перед «Алмазом», состояла в создании судна, способного высадить на побережье противника ещё больше боевой техники и живой силы. Причём термин «побережье» здесь весьма условен – получившийся «Зубр» (проект 12322) из-за впечатляющих габаритов и мощности силовой установки является куда более вездеходным средством и может перемещаться по суше, игнорируя окопы, траншеи и минные поля.

Но вернёмся к истоку. Разработка началась в 1978 году под предводительством того же ведущего конструктора. Однако штат людей, работающих над продолжением серии МДКВП увеличился. Помимо Л. В. Озимова, уже известного нам, в разработке отметились Ю. М. Мохов, Ю. П. Семёнов и Г. Д. Коронатов.

Головное судно было, по сути, опытным образцом под номером МДК-95 и сошло с верфи в 1986 году. Испытания заняли продолжительный срок, но к 1988 г. проект признан успешным и принят в состав ВМФ СССР.

На палубе «Зубра»
Вид с одной из палуб

Особенности конструкции

По аналогии с серийными «Джейранами», корпус изготовлен  цельносварным из сплава алюминия и магния. Основная часть судна, как гарант прочности и непотопляемости, является прямоугольным понтоном. Надстройка на нём продольно делится на три части: средняя предназначена для транспортировки техники и оборудована танковыми дорожками и аппарелями. Боковые же включают в себя энергоустановки, помещения для личного состава, жилые отсеки, системы для обеспечения жизнедеятельности и защиты от оружия массового поражения.

Интересен факт, что МДКВП проекта 12322 несёт на себе две электростанции суммарной мощностью 400 киловатт, включающих в себя по два газотурбогенератора и главный распределительный щит. Используются также и средства автоматизации управления: можно контролировать технические процессы из главного командного пункта, центрального поста управления или с использованием выносных пультов.

Особое внимание уделено комфорту экипажа и десанта: в помещениях, предназначенных для проживания и отдыха, предусмотрена вентиляция, изоляция от тепла и шума, кондиционирование, отопление, а также качественно оснащённые отсеки для приготовления и приёма пищи.

Отсек для техники, в зависимости от ситуации, может вмещать:

  • 3 танка;
  • 10 БТР с экипажем и десантом;
  • 8 БМП;
  • 8 лёгких плавающих танков;
  • 78 морских мин.

Жилые помещения для переправляемых людей рассчитаны на 140 человек, в случае необходимости возможно переоборудование технического отсека для полноценного проживания ещё 366 десантников.

Остальные данные вынесены в таблицу:

Водоизмещение 555 тонн
Максимальная грузоподъёмность 150 тонн
Длина 57,3 м
Ширина 25,6 м
Высота 21,9 м
Двигатели Установка М35, состоящая из пяти газотурбинных двигателей, мощностью в 10000 лошадиных сил каждый
Максимальная скорость хода 60 узлов или 111 км/ч
Максимальная дальность плавания 300 морских миль или 555,6 км
Автономность плавания 5 суток
Экипаж 27-31 человек
Артиллерия 2 установки А-22 «Огонь» с неуправляемыми ракетными снарядами калибра 140,3 мм
Зенитная артиллерия 2 30-мм установки АК-630 с системой управления стрельбой МР-123-02
Дополнительное вооружение 8 переносных ЗРК «Игла» или «Stinger» (в судах, находящихся на службе у других стран)

Несмотря на все выдающиеся параметры, «Зубр» обладает рядом минусов, среди которых:

  • Огромная стоимость обслуживания двигателей. Необходимые турбины производит только ГП НПКГ «Зоря» — «Машпроект», расположенный на территории Украины. Приобретение только одного двигателя из пяти обходится примерно в миллион долларов;
  • По понятным причинам защищённость корпуса является сомнительной, но конкретного примера не имеется из-за того, что эти суда не участвовали в боестолкновениях.
МДКВП «Зубр»
А вот «Зубр» в полном масштабе

Но даже если нам и не суждено увидеть их «в деле», согласитесь, масштаб советской военной мысли впечатляет.

Использование СВП в современности

В дальнейшем речь идёт исключительно о «Зубрах», так как образцов предшествующей модели уже не осталось:

  • Россия. Корабли с названиями «Евгений Кочешков» и «Мордовия» включены в состав Балтийского флота. По заверениям специалистов, оба нуждаются в капитальном ремонте;
  • Греция. Имеет в составе флота 4 проекта 12322 — «Кефалония», «Керкира», «Закинтос» и «Итаки»;
  • Китай. Заключил контракт с Украиной на приобретение 4 кораблей. По меньшей мере, один готовый «Зубр» уже находится в составе флота КНР, а информацию о поставок трёх остальных найти не удалось.

Любопытно, но по условиям контракта, заказчики из Китая получили всю техническую документацию по данному проекту. Зная предприимчивость китайского военно-промышленного комплекса и тенденцию к приобретению ведущих разработок (как по лицензии, так и прочими путями), мы почти наверняка можем ожидать от восточной страны продолжения уже своих разработок в этом направлении.

К финалу статьи хочется ещё раз выразить восхищение масштабами советских идей. Малоизвестный факт: на заре проекта 12322 всерьёз выражались мысли сделать его не то ударным катером, увешанным ракетами, не то вовсе носителем ядерного оружия.

Предлагаю читателям представить, что из этих идей могло бы получиться?

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них