Об Altius-600, современном БПЛА, или иначе Agile-Launch Tactically Integrated Unmanned System, пока известно не так много. Опыт использования в боевых действиях турецких «Байрактаров», иранских «Шахидов» наглядно показал: беспилотники – это эффективное, недооцененное оружие. Тот, кто не будет разрабатывать дроны, как говорится, «отстанет от поезда». И заведомо проиграет.
Описание беспилотника
Данный аппарат относится к летающим дронам, оснащенным фюзеляжем, крыльями. По сути – маленький самолет. Пока информации о БПЛА не так много. Разработка новая, секретная. Удалось выяснить, что инженеры прорабатывают варианты запуска дрона «Альтиус» как с воздушных носителей, так и с наземных платформ. И даже мобильных. Таких, как легкие траки, многоцелевые автомобили.
Предусматривается адаптация аппарата и для морского базирования. Таким образом, данный дрон задуман как универсальный. Из информации, размещенной на сайте компании-разработчика, следует, что данный БПЛА – не единичный. Это линейка беспилотников под общим названием Agile-Launch Tactically Integrated Unmanned System. То есть тактическая интегрированная беспилотная система гибкого запуска.
Интриги добавляет и тот факт, что все БПЛА «Альтиус» заявлены как модульные. Таким образом, возможно изменять конфигурацию аппарата применительно к целям, назначению дрона. По заверениям специалистов, «шестисотый» может барражировать в воздухе до 4 часов. Максимальная дальность полета при этом составляет 440 километров.
История разработки
Впервые информация о новом дроне просочилась в сеть 2 года назад. В аккаунте одного из пользователей популярной в США соцсети Твиттер появились фото, где военные запускают посредством двухтрубного контейнера какой-то аппарат. Позднее удалось установить прямую связь между размещенными снимками и компанией Area-I. Последняя является ведущим разработчиком БПЛА серии ALTIUS. В качестве платформы-носителя дрона использовались как гражданские пикапы, так и легкие пехотные автомобили. В обоих случаях фигурировал общий момент: та самая двухтрубная пусковая установка.
США являются признанным лидером в области создания многоцелевых БПЛА. И вовсе не собираются отдавать призовое место кому-либо. Достаточно вспомнить аппарат RQ-4 Global Hawk, состоящий на вооружении с конца девяностых. В нынешней ситуации разработчики вознамерились создать легкий, сравнительно компактный дрон. Детально проработав варианты с морским, наземным, мобильным базированием. Складные крылья позволяют запускать БПЛА из унифицированных контейнеров хоть с самолета, хоть с ударного вертолета.
Перспективы эксплуатации
Попытка создать по-настоящему универсальный, многоцелевой дрон может стать весомой вехой в истории разработки БПЛА. Постепенно тяжелые, перегруженные вооружением аппараты уходят в прошлое. Гораздо перспективнее уделять внимание легким, небольшим беспилотникам. С дешевой начинкой. Модульной конструкцией. Возможностью использования, запуска дрона хоть «с колен».
В современных войнах подобные аппараты используются как камикадзе (одноразовые), разведывательные. Объединение нескольких БПЛА в рой увеличивает их эффективность. Боеспособность. К тому же по-прежнему современные средства радиоэлектронной борьбы, обнаружения не способны противостоять малозаметным целям.
Многие страны активно используют дроны, как для разведки, так и для доставки боевого заряда. Главное условие здесь – унификация конструкции, применение сравнительно дешевых, доступных материалов, комплектующих. Американские военные активно обкатывают запуск БПЛА «Альтиус» с гражданских пикапов.
Многоцелевых тактических транспортов типа DAGOR. На очереди – оснащение БПЛА авиации. Разных классов, назначения. И использование пусковых установок морского базирования. Простота конструкции позволит монтировать универсальные ТПК на суше, на море, в воздухе.
Не забываем, что о конструкции, боевой части «Альтиуса» по-прежнему ничего неизвестно. А это значит, что дрон может нести взрывчатку, радиоаппаратуру, средства постановки помех. Выполнять разведку с видео, фотофиксацией. Подбираться к позициям противника.
Параллельно созданию БПЛА велась работа по разработке носителя. В качестве мобильного шасси выступил концепт DAGOR от компании Polaris. Это беспрецедентное решение, поскольку кредо концерна – квадроциклы. «Дагоры» выпускаются с 2014 года.
В отличие от известного «Хамви», данный транспорт имеет меньше брони. Зато более легкий, маневренный.
Колесная формула 4х4 сохранена. Мощности двигателя хватит, чтобы везти груз, эквивалентный 9 бойцам в полном вооружении. При создании кузова главное внимание уделялось ремонтопригодности, простоте конструкции. Фактически это багги с жесткой, но легкой рамой.
Предполагается, что «Дагорами» будут оснащаться экспедиционные корпуса, пехота, спецназ США. Автомобили уже испытаны в условиях пустынного климата, бездорожья. При собственном весе (с загрузкой) в 2 тонны машина может перемещаться на расстояния до 800 километров. А теперь о связи с «Альтиусом».
Первый выстрел экспериментального дрона осуществлялся с борта нового армейского вездехода. Точных данных о модернизации «Дагоров» под транспортировку, запуск БПЛА нет. Что не исключает вариант использования транспорта в том числе и для таких целей.
Пусковая установка БПЛА представляет собой спаренную трубу. Разместить ее на колесном шасси – не проблема. Складные, раскрывающиеся в полете крылья аппарата – еще один важный момент. Таким образом, не представляет труда адаптировать для запуска дронов эксплуатируемые ТПК. «Вести огонь» БПЛА с борта истребителя. Винтокрылой машины.
Используя штатные пусковые установки ракет. Разработка многоцелевых, универсальных дронов выглядит долгосрочной перспективой. Неслучайно крупные игроки в области вооружений постепенно переоснащают авиацию, наземную технику, корабли под запуск БПЛА. Управление ими в комплексе с другими средствами массового поражения, разведки.
В данном аспекте линейка ALTIUS может послужить примером своевременной реакции на изменившиеся условия ведения боевых конфликтов. Применение многоцелевых дронов как для узконаправленных, так и типичных задач. А запуск с помощью пневматики позволяет минимизировать обнаружение объекта.
Технические характеристики
При описании ТТХ дрона ссылаемся на информацию, которую удалось взять в открытом доступе. Данных не так много. Возможны изменения. Вот что известно о БПЛА «Альтиус»:
Наименование параметра | Единицы измерения | Величина |
Длина | Миллиметры/дюймы | 1016/40 |
Диаметр фюзеляжа | Миллиметры/дюймы | 152/6 |
Размах крыльев | Миллиметры/дюймы | 2540/100 |
Вес максимум | Килограммы/фунты | 12,2/27 |
Вес нагрузки максимум | Килограммы/фунты | 3,2/7 |
Крылья – складные. Это облегчает запуск БПЛА из унифицированного контейнера. О начинке, типе двигательной установки не сообщается. Как и о функции самостоятельной посадки дрона. Предположительно БПЛА ALTIUS-600 получил гибридный движитель с толкающим винтом. Одна из самых популярных схем для аппаратов, дронов подобного класса.
Статейка для диванных экспертов.