Что бы не пропустить лучшие материалы с сайта

А также задавать вопросы в комментариях и получать ответы

Туманность Андромеды скоро столкнется с нашей галактикой

Если у вас есть статья, заметка или обзор, которыми вы хотите поделиться с аудиторией нашего сайта, присылайте информацию на: aleksandr.belozerov@gmail.com. За статьи платим деньги!

Галактика Андромеды или Туманность Андромеды (M31) является спиральной галактикой. Она приходится самой ближней к Млечному Пути большой галактикой и располагается в созвездии Андромеды, которое находится от нас на удалении, по новейшим расчетам, на расстоянии более 770 килопарсек (более 2,5 млн. световых лет).

Галактика Андромеды: из истории наблюдений

Галактика Андромеды

Первые письменные упоминания о галактике Андромеды содержатся в «Каталоге неподвижных звезд», который составил персидский астроном Ас-Суфи еще в 946 году и описал ее в виде «маленького облачка». Более подробно объект описал, исходя из наблюдений при помощи телескопа, немецкий астроном Симон Мариус в 1612 году. Когда создавался знаменитый каталог Шарля Мессье, объект был зарегистрирован как M31, при этом его открытие ошибочно приписали Мариусу.

В 1785 году Вильям Гершель удалось заметил слабое красное пятнышко в центре M31. Он предположил, что эта галактика является ближайшей к Земле.

В 1864 году Вильям Хаггинс при наблюдении спектра М31 сумел обнаружить отличия от спектров, свойственных газопылевым туманностям. Эти данные свидетельствовали о том, что М31 Андромеда – скопление огромного количества звезд. Благодаря этому, Хаггинс выдвинул предположение о звездной природе объекта, что в дальнейшем и было подтверждено.

В 1885 году в М31 была отмечена вспышка сверхновой SN 1885A, астрономическая литература описывает ее как S Андромеды.

Галактика Андромеды в телескоп WISE

Впервые сфотографировать эту галактику получилось у валлийского астронома Исаака Робертса в 1887 году. Пользуясь собственной небольшой обсерваторией в Сассексе, он получил фотографии М31 и впервые убедился в ее спиральной структуре. Тем не менее, тогда ученые считали, что М31 является частью нашей Галактики, а сам Робертс не совсем правильно полагал, что это всего лишь другая солнечная система, в которой формируются планеты.

Лучевая скорость М31 была определена американским астрономом Весто Слайфером в 1912 году. При использовании спектрального анализа ему удалось вычислить, что галактика движется в направлении Солнца с невиданной для любого известного астрономического объекта той поры скоростью: приблизительно 300 км/с.

Галактика Андромеды: общие характеристики

Галактика Андромеды, как и наш Млечный Путь, причисляется к Местной группе. Она движется в направлении Солнца со скоростью 300 км/с. Астрономы выяснили, что эти две галактические системы столкнутся ориентировочно через три-четыре миллиарда лет.

Галактика M31

И если это свершится, то им обеим, скорее всего, придется слиться в единое целое, в большую галактическую систему. Возможно, что при этом нашу Солнечную систему сила гравитационных возмущений выбросит в межгалактическое пространство. Разрушения нашего светила, а также всех планет системы, по всей видимости, при этом катаклизме не случится.

Андромеда: описание структуры

Галактика Андромеды обладает массой в 1,5 раза большей, чем наша галактика Млечный Путь. Кроме того, она еще и самая большая в местной группе. Опираясь на эти сведения, полученные при помощи телескопа космического базирования Спитцера, астрономам удалось выяснить, что в составе этой галактики находится приблизительно триллион звезд. Она также обладает несколькими карликовыми спутниками: M32, M110, NGC 185, NGC 147 и другими. М31 имеет немалую протяженность, которая может составлять 260 000 световых лет, а это в 2,6 раза больше, чем Млечный Путь.

В соответствии с некоторыми результатами исследований появились новые сведения о нашей галактике. Как оказалось, Млечный Путь содержит в себе большее количество Темной Материи, вследствие этого именно наша галактика может оказаться самой большой в составе Местной группы.

Ядро галактики Андромеда

Ядро галактики М31, как и ядра множества прочих галактик (не исключением является, и Млечный Путь), «населено» звездами-кандидатами, которые могут стать сверхмассивными черными дырами. В соответствии с проведенными расчетами, масса такого объекта может превышать массу, равную ста сорока миллионам масс нашего Солнца. В 2005 году телескоп космического базирования «Хабблом» обнаружил загадочный диск, в составе которого находились молодые голубые звезды, окружающие сверхмассивные черные дыры.

Ядро Андромеды

Они обращаются вокруг релятивистического объекта точно так же, как и планетарные тела вокруг своих солнц. Астрономов немного озадачило то, каким образом подобному диску в форме тора удалось сформироваться столь близко к столь огромному объекту. В соответствии с расчетами, титанические приливные силы сверхмассивных черных дыр должны ограничивать газо-пылевые облака в сгущении и формировании новых звезд. Проведение дальнейших наблюдений, вероятно, предоставит ключи к этой загадке.

После открытия такого диска появился еще один существенный довод в общую теорию о существовании черных дыр. В первый раз голубое свечение в ядре галактики астрономам удалось обнаружить еще 1995 году при помощи космического телескопа «Хаббл». Через три года свечение было идентифицировано вместе со скоплением, в котором были голубые звезды. И лишь в 2005 году, с использованием спектрографа, установленного на телескопе, наблюдателям удалось определить, что в скоплении находится более четырехсот звезд, которые сформировались ориентировочно двести миллионов лет назад.

Звезды, которые сформировались в диске, имеют диаметр не более одного светового года. В самой середине диска наблюдаются более старые и холодные красные звезды, которые были обнаружены еще раньше с помощью «Хаббла». Удалось вычислить и радиальную скорость звезд в диске. Вследствие гравитационного воздействия она оказалась необыкновенно высокой и составила 1000 км/с — а это до 3,6 млн. км/ч. С такой скоростью космический корабль может всего лишь за сорок секунд облететь всю нашу планету, либо в течение шести минут преодолеть расстояние между Землей и Луной.

Андромеда

Кроме сверхмассивных черных дыр и диска с голубыми звездами, в ядре М31 располагаются и прочие объекты. Так, в 1993 году было открыто двойное звездное скопление в середине галактики Андромеды. Это стало громом среди ясного неба для астрономического сообщества, потому что сливание двух скоплений в одно целое могло произойти за довольно-таки короткое время, приблизительно за сто тысяч лет.

Отталкиваясь от расчетов, слияние должно было случиться миллионы лет назад, тем не менее, вследствие каких-то странных причин этого не произошло. Скотт Тремэйн, представитель Принстонского университета предложил объяснение. Согласно его гипотезе, в середине М31 может находиться не двойное скопление, а что-то вроде кольца, в котором находятся старые красные звезды. Это кольцо может иметь вид двух скоплений, потому что при наблюдении мы можем видеть звезды исключительно с противоположной стороны кольца. Следовательно, этому кольцу надлежит пребывать на удалении пяти световых лет от сверхмассивной черной дыры, а также опоясывать диск с молодыми голубыми звездами.

Кольцо с диском повернуты к нашей галактике с одной стороны, из чего можно сделать вывод о том, что между ними имеется определенная взаимозависимость. При изучении центра галактики Андромеды при помощи телескопа XMM-Newton, группа европейских астрономов-исследователей обнаружила 63 дискретных источника с рентгеновским излучением. Большую часть из них, а это 46 объектов, идентифицировали в качестве маломассивных двойных рентгеновских звезд. Тогда как прочие объекты представлены в качестве либо нейтронных звезд, либо кандидатов в чёрные дыры из двойных систем.

Другие объекты вселенной в галактике М31

Созвездие Андромеда

Галактика Андромеды включает приблизительно 460 зарегистрированных шаровых скоплений.

Из них:

• Самое большое — это Mayall II или G1, — располагает светимостью больше, чем у того или иного скопления из Местной группы, оно даже выглядит ярче, чем Омега Центавра. Размещено на удалении приблизительно ста тридцати тысяч световых лет от средины М31 и заключает в себе, по крайней мере, триста тысяч древних звезд. Оно по своей структуре, совместно со звездами, принадлежащими к самым разнообразным популяциям, указывает на то, что, по всей видимости, это ядро имеет принадлежность к стародавней карликовой галактике, некогда вобранной Туманностью Андромеды;
  • В соответствии с исследованиями, в середине этого скопления располагается кандидат в черные дыры, который имеет массу двадцати тысяч наших Солнц.

Схожие объекты наблюдаются также и в иных скоплениях. Так, в 2005 году астрономы обнаружили в гало галактики Андромеды абсолютно новую разновидность звездного скопления. В трех только что открытых скоплениях содержались несколько сотен тысяч ярких звезд — почти столько же, сколько имеется в шаровых скоплениях. Однако их отличие от шаровых скоплений состоит в том, что они куда больше по своим размерам — несколько сот световых лет по диаметру, а также и в том, что они имеют меньшую массу. Удаления между звездами в них также значительно больше. По-видимому, они показаны в виде переходного класса систем от шаровых скоплений до карликовых сфероидов.

Кроме того, в галактике обнаружена звезда PA-99-N2. Вокруг нее вращается экзопланету — первую, которую смогли открыть за пределами Млечного Пути.

Как наблюдать за Туманностью Андромеды

Арп 188 — галактика Головастик

Лучший период для наблюдения за галактикой Андромеды — осень-зима. М31 является самым удаленным объектом, видимым с нашей планеты невооруженным глазом. К тому же, вследствие ограниченности скорости света, ее можно увидеть такой, какой она была более двух с половиной миллионов лет назад.

При помощи бинокля галактику можно заметить даже на сильно засвеченном небосводе в больших городах. А вот наблюдения М31 с помощью любительских телескопов со средней апертурой (150-200 мм) могут сильно разочаровать. Даже при самых хороших условиях на небосводе, особенно безлунной ночью, галактика может предстать в виде просто светящегося эллипсоида с размытыми краями и ярким ядром.

Внимательному наблюдателю легко заметить намек на несколько опоясывающих пылевых полос в районе северо-западного (ближнего к наблюдателю) края Туманности Андромеды. Также можно заметить небольшую локальность повышения яркости в районе юго-запада (огромную область звездообразования). Никакие другие детали, исключая два спутника, которые являются небольшими эллиптическими галактиками M32 и М110, ничего схожего с красочными фотографиями и иллюстрациями в популярной литературе разглядеть не получится.

Если бы Андромеда была видна невооруженным глазом

Глаза обычных людей, при всей их феноменальной светочувствительности, неспособны, в отличие от современных фотоприемников, накапливать свет за счет продолжительной (порой многочасовой) выдержки.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них