Характеристики и описание ракеты-носителя «Протон-М» (УР-500), ее конструкция

УР-500 (универсальная ракета), также называемая «Протон», — российская тяжелая ракета-носитель, выводящая автоматическую технику на околоземную орбиту и дальше в космос. Исходя из технических характеристик и описания, ракета-носитель «Протон-М» (УР-500) — одна из самых удачных разработок российских конструкторов, способная выбрасывать на геостационарную орбиту грузы весом до 3,7 т.

История разработки

Разработка УР-500 велась в период с 1961-го по 1967 год в конструкторском бюро №23, входившем в структуру ОКБ-52 Владимира Николаевича Челомея. Сегодня это ГКНПЦ имени Хруничева. Заявка на создание носителя тяжелых аппаратов для запуска в космос поступила от советского правительства в 1962 году. Однако первые наработки к тому времени уже существовали. Проектированием тяжелой ракеты-носителя с середины 1961 года занимался 1-ый филиал ОКБ-52, руководил проектом сам академик Челомей.

Согласно правительственному приказу, ракета должна была стать не просто носителем космической техники, но также баллистическим оружием высокой мощности. Но в процессе создания ракеты от боевого ее назначения решено было отказаться. УР-500 «Протон» стал создаваться как исключительно мирный аппарат для покорения космоса.

Конструкцию ракеты-носителя формировали так, чтобы ее части можно было транспортировать с производящего предприятия прямо на космодром по железной дороге. При этом перевозили части ракеты в практически собранном состоянии, чтобы минимизировать сборочные мероприятия на месте. Ограниченность размеров, загружаемых на железнодорожный транспорт, обусловила максимально возможный диаметр основных ракетных блоков — 4,1 м.

Изначально ракету УР-500 планировалось создавать на базе предыдущей модели УР-200. Для этого конструкторы хотели сформировать комплекс из 4-х ракет УР-200. Затем добавить в этот комплекс 3-ю ступень, представляющую собой модификацию 2-ой ступени УР-200. Но в ходе экспериментального исследования выяснилось, что характеристики такой конструкции не оптимальны.

В итоге решено было делать 2-ступенчатую конструкцию с поочередным размещением ступеней. Причем 1-ая ступень УР-500 была разработана с нуля. А 2-ая ступень была получена путем модификации 1-ой ступени ракеты УР-200. Для создания 1-ой ступени УР-500 специалисты конструкторского бюро Валентина Петровича Глушко сконструировали мощнейший на тот период времени двигатель, имеющий тягу 150 т, оснащенный системой дожигания генераторного газа. Топливо для такого двигателя — тетраоксид диазота и 1,1-диметилгидразин.

755960343143005

В начале 1962 года была определена компоновка 1-ой ступени. В ее конструкцию вошли крупный основной блок и 6 примыкающих по бокам блоков меньшего диаметра. Каждый боковой блок включает топливный бак и автономный жидкостный двигатель РД-253. В основном блоке находится резервуар с окислителем. На 2-ой ступени установили 4 двигателя, разработанных в ОКБ-154 Семена Ариевича Косберга, оснащенных расширенными соплами. На отрезке полета 2-ой ступени ракета УР-500 управляется путем раскачивания двигателей 4-мя рулевыми агрегатами.

Начальный этап разработки ракеты-носителя УР-500 «Протон» сопровождался затруднениями, связанными с использованием нового конструкционного материла ACM — цветного нержавеющего сплава, который в те годы был еще недостаточно изучен на практике. Сделанные из этого металла элементы конструкции оказывались не годными по результатам статических тестов. В итоге этот сплав заменили на другой металл с высокой пластичностью — АМГ-6 — алюминиевый деформируемый сплав. Однако это привело к некоторому утяжелению деталей ракеты.

Для эксплуатации ракеты-носителя УР-500 на космодроме «Байконур» в 1965 году был возведен комплекс, состоящий из технического блока с 2-мя местами для работников и стартового блока с 2-мя установками запуска. К весне 1965 года ракетные блоки были готовы. В экспериментальный полет решено было отправить спутниковую лабораторию «Протон», предназначенную для исследования высокоэнергетических частиц на околоземной орбите. Спутник создали в ОКБ-52. После тщательной проверки спутник и детали ракеты-носителя отправили железнодорожным транспортом на космодром.

ElwCIH7WoAEkBCg

Подготовка к экспериментальному старту проходила в спешке, что едва не стало причиной чрезвычайной ситуации. При заполнении резервуара окислителем выяснилось, что разъем заправочной трубы непрочно подкручен, в итоге некоторое количество тетраоксида диазота оказалось на электрических жгутах. К счастью, замыкания не случилось, поэтому решено было продолжить запуск ракеты.

Первый экспериментальный запуск состоялся 16 июля 1965 года. Ракета-носитель УР-500 успешно вывела на околоземную орбиту спутниковую лабораторию «Протон». В результате своего успешного старта ракета получила второе название — «Протон». Изначально ракета-носитель называлась «Геркулес», но это название не закрепилось.

Такая ракета в СССР проектировалась впервые. Некоторые конструкторские идеи, например, компоновка 1-ой ступени, были уникальными, не имеющими аналогов в мире.

Завершились испытания 2-ступенчатой ракеты-носителя УР-500 6 июля 1966 года, то есть длились целый год. За этот период ракету запускали на орбиту 4 раза, чтобы вывести 3 спутника «Протон» для спектрального и химического анализа первичных космических частиц, для изучения космических электронов и гамма-излучения.

3687782370

Третий по очередности запуск оказался неудачным. Он должен был состояться 24 марта 1966 года, но не сработала 2-ая ступень. Ракета-носитель рухнула на землю близ Астаны. После 4-х успешных запусков 2-ступенчатой ракеты УР-500 «Протон» было решено создать на ее базе тяжелую ракету-носитель с увеличенной подъемной массой 700 т. Новая ракета производилась в 2-х вариациях: с 3-мя и 4-мя ступенями. Четвертая ступень представляла собой блок разгона.

В 1967 году начались запуски 3-ступенчатых и 4-ступенчатых ракет. Первую 3-ступенчатую ракету УР-500 запустили 10 марта 1967 года, она вывела на орбиту аппарат «Космос-146». В результате этот тип ракеты-носителя получил название «Протон-К».

3-ступенчатую ракету «Протон-К» использовали для выведения исследовательских аппаратов на низкую околоземную орбиту. А вот 4-ступенчатая ракета-носитель выводила технику на высокую орбиту, в том числе в геопереходные и отлетные зоны. Посредством ракеты УР-500 «Протон» в космическое пространство в разное время выводились спутники «Горизонт», «Космос», «Экран», аппараты для исследования планет Солнечной системы, орбитальные исследовательские станции «Мир» и «Салют», тяжелые модули.

img_6586.jpg__1460x960_q95_subsampling-2

С середины 2000-ых для вывода тяжелых грузов в космическое пространство используется модернизированная версия ракеты-носителя УР-500 — «Протон-М». В сентябре 2016 года ГКНПЦ имени Хруничева начал разработку средней и легкой модификаций ракеты «Протон-М» с блоком разгона «Бриз-М». Разработка велась совместно с американской производственной компанией International Launch Services.

Конструкция и ее особенности

Изначальная 2-ступенчатая ракета УР-500 стала первым носителем среднего класса, а 3-ступенчатая — тяжелого. 3-ступенчатую ракету-носитель оснастили автономно работающей инерциальной системой управления. Благодаря ей, вывод техники на любую орбиту отличается максимальной точностью. Такую систему управления разработали конструкторы под началом академика Николая Алексеевича Пилюгина.

318371_original

Приборная панель системы управления находится в отсеке в ускорителе 3-ей ступени. Этот негерметичный отсек представляет собой торовую оболочку для передачи вращения поперечного сечения в форме прямоугольника. Система организована по принципу тройного резервирования. Помимо основных механизмов управления, система включает 3 гироскопических стабилизатора, устройства корректировки кажущейся скорости и определения завершения активной части траектории. Система командного управления тоже основана на принципе тройного резервирования, что делает вывод техники в космос более точным и надежным.

Первая ступень

Первая ступень ракеты УР-500 «Протон» представляет собой основной блок, окруженный симметрично расположенными 6-ю меньшими блоками. Основной блок состоит из 3-х отсеков: переходного, хвостового и содержащего резервуар с окислителем. Каждый боковой блок тоже состоит из 3-х отсеков, но других: переднего, хвостового с двигателем, а также третьего, содержащего топливные баки.

i

Двигательная система 1-ой ступени ракеты включает 6 автономно действующих жидкостных двигателей РД-253, оснащенных турбонасосным механизмом для подачи топлива. Активизируется двигатель посредством пробивания пиропатрона во входной части силовой установки.

Вторая ступень

Вторая ступень ракеты-носителя «Протон» цилиндрическая, включает 3 отсека: переходный, хвостовой и вмещающий топливо. Силовая система 2-ой ступени состоит из 4-х автономно работающих жидкостных двигателей: трех РД-0210 и одного РД-0211. Последний двигатель — доработанная установка РД-0210, предназначенная для наддувания резервуара с топливом. Каждый двигатель способен смещаться примерно на 3° по касательной к выбранным точкам.

Двигательная система 2-ой ступени ракеты УР-500 оснащена турбонасосным механизмом и дожигателем генераторного газа. Ее огульная тяга в вакуумных условиях составляет 2352 кН. Двигательная система 2-ой ступени включается до деактивации двигателей 1-ой ступени. То есть расхождение ступеней при полете ракеты осуществляется по «горячей» схеме. Когда тяга силовой установки 2-ой ступени становится больше остаточной тяги двигателей 1-ой ступени, взрываются скрепляющие пиропатроны. Ступени раздвигаются. Выделение продуктов горения из жидкостного двигателя 2-ой ступени затормаживает и толкает в противоположном направлении 1-ую ступень ракеты.

maxresdefault

Что касается 3-ей ступени, устанавливаемой на УР-500 «Протон-К» и «Протон-М», то она тоже цилиндрическая, состоящая из 3-х отсеков: приборного, хвостового и содержащего топливо. Эта ступень сконструирована на базе 2-ой. С этой целью изначальную 2-ю ступень УР-500 укоротили, в нее внедрили один жидкостный двигатель вместо 4-х.

Этот двигатель РД-0212 — конструкционно и функционально модифицированный аналог силовой установки РД-0210 2-ой ступени. Этот двигатель представляет собой систему, состоящую из основного 1-камерного агрегата РД-0213 и рулевого 4-камерного РД-0214. Тяга первого двигателя «Протон-М» в вакууме составляет 583 кН, второго — 31 кН.

Принцип разделения 2-ой и 3-ей ступеней такой же. Переносимый ракетой груз отделяется после деактивации рулевого агрегата РД-0214. А для торможения 3-ей ступени включаются 4 твердотопливных двигателя.

Какое используется топливо

Используемое в ракетах-носителях УР-500 «Протон» топливо остается неизменным: это вещество (CH3)2N2H2, оно же 1,1-диметилгидразин или гептил, а также N2O4, или тетраоксид диазота. Благодаря самовоспламеняющемуся топливу, двигательная система ракеты «Протон» упростилась, стала надежнее. Однако обращаться с топливом следует с предельной осторожностью, поскольку оно крайне ядовитое.

Технические характеристики

Основные технические характеристики ракеты-носителя «Протон-М» представлены в таблице.

Длина 58,2 м
диаметр 4,1 м
стартовый вес 705 т
полезная нагрузка на низкую околоземную орбиту 23,7 т
полезная нагрузка на геопереходную орбиту 7,1 т
полезная нагрузка на геостационарную орбиту 3,7 т
параметры 1-ой ступени
длина 21,2 м
диаметр 7,4 м
сухой вес 30,6 т
стартовый вес 459 т
тяга 10026 кН
удельный импульс в приземных условиях 288 с
удельный импульс в вакуумных условиях 316 с
период активности 121 с
параметры 2-ой ступени
длина 17 м
диаметр 4,1 м
сухой вес 11 т
стартовый вес 168 т
тяга 2400 кН
удельный импульс 320 с
период активности 211 с
параметры 3-ей ступени
сухой вес 3,5 т
стартовый вес 46,5 т
маршевая тяга 583 кН
рулевая тяга 31 кН
удельный импульс 325 с
период активности 240,5 с

Стартовые площадки

Ракету-носитель «Протон-М» запускают исключительно с космодрома «Байконур». Рабочая зона значится под номером 92/1. А зона с пусковыми установками называется площадкой №81. В конце 1970-х введена в эксплуатацию вторая стартовая площадка №200. Она обеспечивает реализацию увеличивающихся проектов запусков разнообразной космической техники.

Ракета-Протон-М-scaled

Между стартовыми площадками проложена коммуникационная сеть, создана общая инфраструктура. Для обеспечения запусков предусмотрены складские и производственные помещения, где хранятся запасы воды, сжиженных газов, хладагентов, где генерируется электрическая энергия.

Части ракеты УР-500 собираются горизонтально в монтажно-испытательном блоке на площадке №92. Там же на ракету устанавливается полезная нагрузка, проверяются все механизмы и системы функционирования. По железнодорожным путям на специальном транспортере ракета-носитель перевозится из монтажно-испытательного блока на заправочную станцию, там заправляется разгонный блок «Бриз-М». Заправленная ракета перевозится на стартовую площадку, фиксируется на пусковой системе. Для проверки электрической связи, заправки ракеты и разгонного блока, готовности силовой и пусковой системы используется передвижная обслуживающая станция, подъезжающая к ракете по рельсовым путям.

Сегодня на космодроме «Байконур» предусмотрены 4 стартовые точки для ракет-носителей «Протон-К» и «Протон-М». Две на площадке №81 и столько же на площадке №200. Только 3 из них функциональны. Стартовые точки, находящиеся в западной части космодрома, носят название «левых», а те, что расположены в восточной части, именуются «правыми». Левая точка на площадке №81 получила название №23, правая — №24. Левая точка на площадке №200 обозначается как №39, а правая — №40.

scale_1200 (3)

У каждой из этих площадок свое назначение:

  • пусковая зона №23 предназначена для запусков ракеты-носителя «Протон-К» для осуществления федеральных проектов, последний старт состоялся в марте 2004 года, после чего площадка до сих пор не эксплуатируется, хотя остается функциональной;
  • пусковая зона №24 стала пусковой точкой для ракет «Протон-К» и «Протон-М», запускаемых в рамках проектов федерального уровня;
  • пусковая зона №39 предназначена для запусков ракет-носителей «Протон-М» и «Протон-К», участвующих в международных проектах, что реализуются компанией «International Launch Services»;
  • пусковая зона №40 действовала до 1991 года, сегодня пустует, а ее техническое оснащение демонтировано, хотя эту пусковую площадку планировали переоснастить под запуск ракет вида «Ангара», но в итоге переоснастили другую стартовую площадку №250.

Как производится сборка

В качестве сборочного цеха для ракеты-носителя «Протон-М» в последнее время используется преимущественно монтажно-исследовательский блок №92-А50, осовремененный в 1998 году. В 2001 году был установлен и запущен огульный оптоволоконный блок дистанционного управления космической техникой. Благодаря этой системе, руководство по подготовке ракеты-носителя к запуску осуществляется прямо из пультового помещения, находящегося в блоке №92-А50.

Сборка ракеты-носителя — процесс непростой, протекающий поэтапно:

  1. Блоки ракеты «Протон-М» транспортируют в монтажный блок №92-А50. Там каждый блок проходит отдельную проверку. Начинается сборка. Первую ступень собирают в особом стапеле, благодаря чему удается заметно сократить трудовое время, сделать конструкцию надежнее.
  2. Комплекс из 3-х ступеней подвергают многоуровневой проверке, результатом которой становится заключение о том, что собранная система готова к соединению с головной частью.
  3. Ракету транспортируют в цех №103 монтажного блока №92-А50. Там очищают внешние поверхности, проводят подготовку к разгрузке.
  4. Ракету-носитель извлекают. Перевозят в цех №103А, где заправляют топливом. В том же цеху проверяют ракету. Затем транспортируют в цех №101, где ракета соединяется с блоком разгона «Бриз-М».
  5. Состыкованную ракету перевозят в цех №111. Там проводятся послесборочные испытания.
  6. Спустя несколько суток после испытаний ракета в полном комплекте транспортируется из монтажно-исследовательского блока на заправочную станцию, где заполняются баки блока разгона «Бриз-М». Процедура занимает двое суток.
  7. Когда все сборочные и подготовительные мероприятия завершатся, назначается заседание госкомиссии, которая рассматривает результаты выполненных работ в технической и стартовой зонах космодрома. По итогам заседания принимается решение, устанавливать или нет ракету-носитель на стартовую площадку.
  8. Если госкомиссией принято положительное решение, ракету-носитель транспортируют на стартовую площадку.

3492508916

Что касается сборки ракеты-носителя «Протон-К», то ее производят преимущественно в монтажно-исследовательском блоке №92-1.

Где применяется

Ракета-носитель УР-500 «Протон» выводила на орбиту все советские и российские космические станции, а также станционные модули для МКС и «Мир». На ракете «Протон» выводили корабли ТКС и Л-1, которые планировалось эксплуатировать в рамках советской лунной программы. УР-500 подходит для вывода тяжелых искусственных спутников Земли любого назначения. Сегодня ракету-носитель «Протон-М» используют в рамках федеральных и коммерческих космических проектов, она выводит в космос и российские, и зарубежные аппараты.

scale_1200 (4)

Летом 2018 года тогдашний гендиректор компании «Роскосмос» Дмитрий Олегович Рогозин дал указание завершить производство ракеты «Протон», когда завершится выполнение уже действующих контрактов. В дальнейшем планируется эксплуатировать для вывода крупных грузов на орбиту исключительно ракету «Ангара». В декабре 2019 года прекратился выпуск двигателей для 1-ой ступени ракеты-носителя «Протон-М». Контракты, заключенные на коммерческую и федеральную эксплуатацию ракеты «Протон-М» заключены до 2025 года.

Сколько стоит «Протон-М»

Стоимость ракеты-носителя УР-500 «Протон-М» нестабильна, меняется из года в год. Причем на ее цену влияет, с каким заказчиком заключен контракт: федеральным и коммерческим.

В конце 1990-ых коммерческий запуск ракеты-носителя «Протон-К» варьировался в сумму от 65 до 80 миллионов долларов. К середине 2000-ых цена запуска существенно снизилась из-за снижения конкурентоспособности, составила 25 миллионов. Но к концу 2000-ых стоимость начала быстрыми темпами возрастать. К началу 2008 года она составила приблизительно 100 миллионов долларов на запуск ракеты «Протон-М» с блоком разгона «Бриз-М». Тогда же случился обвал рублевого курса. В результате этого финансового кризиса уже в 2009 году стоимость эксплуатации ракеты «Протон-М» сократилась до 65 миллионов.

912309660_0_66_1797_1077_1920x0_80_0_0_1a624d781ca2f2bd562886a73a54a448

По федеральным контрактам стоимость заказов стабильно увеличивается с начала 2000-ых. Если в 2001-ом пуск ракеты «Протон-М» без блока разгона стоил 252 миллиона рублей, то в 2011 году стоимость выросла до 1356 миллионов. А цена запуска носителя «Протон-М» с блоком «Бриз-М» в 2011 году составила 2,4 миллиарда рублей. Для сравнения с коммерческими программами, это приблизительно 80 миллионов долларов. Из этой суммы 420 миллионов рублей составила стоимость разгонного блока «Бриз-М», а 570 миллионов — работы по запуску.

Для оценки темпов роста цены, приводим цены на запуск ракеты «Протон-М» в 2013 году. Общая стоимость составляла 2,84 миллиарда рублей. Из этой суммы 447 миллионов приходилось на производство блока разгона, 690 миллионов рублей — на подготовительные работы по запуску.

Аварии в истории

Не стоит думать, что ракета-носитель «Протон» безупречна, поскольку ее разработка была уникальной. Как любая техника, ракета ломалась, отказывала. С 1967 года было осуществлено 404 запуска УР-500. Из этого количество 49 пусков оказались провальными, что было связано с дефектами работы ступеней или блока разгона.

Наибольшее количество аварий случилось в 1960-1970-е, в период так называемой «Лунной гонки» между США и СССР. Тогда проходили испытания блока разгона ракеты-носителя, аппаратов «Зонд», «Марс» и «Луна». 9 аварий случились во время активизации ступеней ракеты-носителя. Еще 4 аварии произошли из-за отказа силовой системы блока разгона. Итог: лишь 10 запусков из 25 в тот период оказались успешными.

Трагический эпизод в истории эксплуатации ракеты-носителя «Протон» произошел в июле 1968 года. Когда на космодроме «Байконур» готовили ракету для вывода корабля «Зонд-5Б», разорвался резервуар с окислителем в разгонном блоке, вызвав частичное разрушение головного обтекателя. Корабль рухнул вниз, уперся в площадку обслуживания. Резервуар, заполненный керосином, обрушился на 3-ю ступень ракеты. Погибло трое рабочих.

В феврале 1969-го случилось еще одно чрезвычайное происшествие. Уже после старта ракеты, когда она проходила участок предельного скоростного давления, разрушился головной обтекатель. Из-за этого был уничтожен переносимый ракетой аппарат «Луноход». В этом же году, но в апреле, случилась авария при выводе межпланетной станции «Марс». На взлете отказал один из двигателей РД-253. Ракета рухнула на землю в 3 км от стартовой площадки. Постройки на космодроме остались целыми, только в ближайшем к точке падения механико-исследовательском блоке разбились оконные стекла.

KMO_111307_16358_1_t222_180808

В постсоветский период и в новейшее время тоже было немало аварий, из-за которых компании «Роскосмос» приходилось оправдываться перед коммерческими заказчиками. Но не только в заказчиках дело. Поскольку в аварийных случаях части ракет падают на территории Казахстана, все запуски носителя «Протон» вызывают бурю негатива у местного правительства и общественности.

Так, в 1999-ом ракеты «Протон» два раза падали в Карагандинской области. В первом случае части носителя обрушились на жилую зону. К счастью, ничего не разрушили. Но разлившееся ракетное топливо спровоцировало пожар в степи. Во втором случае части ракеты и переносимого ею спутника «Экспресс-А» рухнули в малозаселенную зону Карагандинской области. И, хотя пострадавших и погибших не было, казахстанские власти заявили, что планируют изменить договор на аренду космодрома «Байконур» Россией. Основной идеей, выдвинутой властями Казахстана, стал не уведомительный принцип ракетных пусков, а с получением разрешения. Некоторые казахстанские депутаты вовсе предложили разорвать арендный договор с Россией, запретить эксплуатацию «Байконура».

imgpsh_fullsize_anim

В конце 2006-го и начале 2007-го произошел ряд крупных аварий, из-за которых разрушилось несколько отечественных спутников. Эти аварии оказались весьма резонансными, подорвали доверие общественности к российским космическим программам. Был уволен ряд чиновников «Роскосмоса». Говорили даже о кардинальном преобразовании российского космического производства.

Есть ли аналоги

Сегодня существуют несколько тяжелых ракет-носителей, которые по техническим и эксплуатационным характеристикам похожи на ракету «Протон-М».

Основные конкурирующие аналоги носителя «Протон-М»:

Falcon-9

  • «Falcon-9» (США);
  • «Ariane-5» (Европейское космическое агентство);
  • «Зенит-3SL» (международный проект «Морской старт»).

Если смотреть по полезному весу, выводимому на околоземную орбиту, то аналогами можно считать и носители Delta-4 и Atlas-5 производства США, а также японскую ракету H-IIB. Но стоимость перечисленных носителей существенно выше, чем УР-500, поэтому назвать их конкурентами невозможно. Однако с 2016 года цена запуска Falcon-9 стала дешевле, чем пуска УР-500.

Еще один возможный конкурент — китайский носитель среднего класса «Чанчжэн-3В». Но сегодня эта ракета почти не эксплуатируется из-за санкций, наложенных на вывоз высокотехнологичных товаров из США в КНР.

Полунин Сергей Владимирович

Образование - высшее юридическое

Оцените автора
Добавить комментарий