Boeing 737: модификации пассажирского самолета

Если у вас есть статья, заметка или обзор, которыми вы хотите поделиться с аудиторией нашего сайта, присылайте информацию на: aleksandr.belozerov@gmail.com. За статьи платим деньги!

Боинг 737 — узкофюзеляжный пассажирский самолёт, созданный в 1967 году корпорацией Boeing.

Расположение лучших мест в салоне

Пассажирский салон самолёта Boeing 737 способен вмещать от 100 до 215 пассажиров (зависит от варианта компоновки самолёта и его модификации). Самым распространённым вариантом является наличие двух классов (бизнес и эконом), поэтому стоит рассмотреть подробнее именно его. В данном случае это салон Boeing 737-800.

737-100

Как показано на схеме, салон бизнес-класса оборудован 4 рядами мест. Здесь достаточно широкий центральный проход, а сидения расположены по схеме «2-2». Благодаря этому обеспечена немалая ширина кресел в бизнес-классе. Вообще места бизнес-класса отличаются весьма мягкими и удобными креслами, расстояние между которыми достаточно для того, чтобы можно было откинуть спинку на достаточный угол и превратить сиденье в комфортабельные кровати. Места достаточно и для того, чтобы не беспокоиться о пространстве для ног даже людям с высоким ростом. Меню для пассажиров этого класса изысканно и отличается широким выбором напитков и блюд.

Лучшими для бизнес-класса являются места, обозначенные литерами A и G в рядах с номерами 2 и 3. Их удобство объясняется тем, что они располагаются в середине салона (а не спереди или сзади) и у иллюминаторов, а значит, пассажирам, сидящим тут, гарантирован прекрасный вид с высоты.

Однако следует помнить, что для некоторых мест бизнес-класса характерны определённые недостатки. Прежде всего речь идёт о местах в ряду под номером 1. Основным их минусом является то, что они располагаются возле туалетных и подсобных помещений. Следовательно, и все недостатки, связанные с таким «соседством» испытают пассажиры первого ряда в полной мере. Также не самыми лучшими для бизнес-класса будут места, расположенные в четвёртом ряду (согласно схеме пассажирского салона). Всё дело в том, что они вплотную примыкают к тонкой перегородке, отделяющей бизнес-класс от более шумного эконом-класса. Это значит, что шум из эконом-класса, скорее всего, будет слышен пассажирам мест этого ряда, что, безусловно, не будет способствовать полноценному отдыху в полёте. Словом, при бронировании билетов обязательно нужно учитывать данные особенности и покупать билеты на ряды с номерами 1 и 4 только в случае, если билетов на другие ряды попросту нет.

salon737-1

Следом за местами бизнес-класса располагается салон эконом-класса. Кресла здесь размещены по бокам несколько более узкого, чем в бизнес-классе, центрального прохода по схеме «3-3». Места эконом-класса занимают ряды (как показано на схеме) с номерами от 10 до 33. Кресла здесь также достаточно мягкие и комфортные, а их спинки способны откидываться на угол до 45 градусов (зависит от модели самолёта). Расстояние между креслами составляет примерно 80 см.

Лучшими в эконом-классе являются места, обозначенные литерами B, C, D и E в ряду под номером 18. Их удобство объясняется очень просто: кресла здесь располагаются непосредственно возле аварийных выходов. Поэтому кресла, расположенные перед 18 рядом, как правило, имеют весьма ограниченные углы отклонения спинок (или вообще не отклоняются), а расстояние до них несколько больше. Это вызвано необходимостью в случае аварийной ситуации обеспечить пассажирам беспрепятственный выход из самолёта. Однако это не касается мест 18 ряда, обозначенных литерами A и F. Дело в том, что места, расположенные у иллюминаторов слегка «скошены» в стороны, что делает их несколько неудобными. Также весьма неплохими (но в с оговорками) являются места в 17 ряду. Они также располагаются возле аварийных выходов, следовательно, и места для ног здесь больше, не говоря уже о малых углах откидывания спинок впереди расположенных кресел. Однако с другой стороны, ввиду того что эти места находятся перед другим аварийным выходом, их спинки практически не откидываются.

salon737-2

Особое внимание стоит уделить и местам, расположенным в ряду 10. Перед ними находится перегородка, разделяющая бизнес- и эконом-классы. Благодаря этому здесь больше места для ног, и никто не сможет отклонить кресло, расположенное впереди, ограничив тем самым ваше пространство. Ещё одним плюсом является то, что раздача пищи начинается именно с этих мест, что обеспечивает большой ассортимент еды и напитков для сидящих здесь пассажиров . Тем не менее, именно напротив этих мест устанавливаются специальные люльки для грудных детей, что может создать ряд неудобств — ведь не каждый человек в течение нескольких часов сможет спокойно отдохнуть, когда рядом кричат или плачут дети. Кроме того, для кресел десятого ряда откидные столики для приёма пищи монтированы в подлокотники, что также может быть несколько неудобно.

Не самым лучшим выбором будут места ряда под номером 16 (согласно схеме). Они располагаются перед аварийным выходом, и спинки их имеют ограниченный угол откидывания. Наименее привлекательным вариантом для эконом-класса самолёта Boeing 737 являются места, расположенные в 33 ряду, в особенности обозначенные литерами C и D согласно схеме. Эти места расположены непосредственно у туалетов, что значит, что здесь будут накапливаться очереди из пассажиров. Звук хлопающих дверей и суета могут серьёзно испортить впечатления о полёте и лайнере. Чтобы избежать этого, нужно тщательней выбирать места при бронировании и учитывать особенности салона самолёта.

История Boeing 737

В начале 1960-х годов фирмы McDonnell Douglas и British Aircraft Corporation работали над созданием ближнемагистральных пассажирских самолётов с малой вместимостью. Первоначально у корпорации Boeing в этой конкурентной борьбе практически не было шансов. Кроме того, создание нового пассажирского самолёта, получившего наименование Boeing 737, началось на несколько лет позже его конкурентов. Для ускорения разработки лайнера были использованы технологии, применявшиеся при строительстве Boeing 707 и Boeing 727. Тем не менее, ряд испытаний корпуса нового воздушного судна показал недостатки в конструкции, и некоторые его части (например, крыло) сделали принципиально новыми.

Первым заказчиком Boeing 737 стала немецкая авиакомпания Lufthansa. Именно благодаря ей количество пассажирских мест лайнера увеличилось с 60, планировавшихся изначально, до 103.

737-200

В 1965 году было объявлено об окончании разработки пассажирского лайнера Боинг 737, а спустя два года первый самолёт был передан заказчику. Коммерческая эксплуатация модели началась в 1968 году.

Во время производства этого лайнера не утихали оживленные споры и дискуссии относительно числа членов экипажа для такого самолёта. Так, профсоюзные организации добивались признания факта, что самолёт подобного класса должен иметь экипаж исключительно из 3 человек (трёх пилотов или двух пилотов и бортинженера). Данное решение, конечно же, было весьма невыгодно авиакомпаниям по причине необходимости содержания большего штата пилотов и увеличения затрат.

После собрания руководителей ALPA (Air Line Pilots Association – ассоциация пилотов авиалиний) была принята соответствующая резолюция. Она предусматривала управление Боингом 737 экипажем из 3 человек. В то же время Федеральное управление гражданской авиации США позволило корпорации Boeing предварительно иметь в составе экипажа для своих самолёт 2 пилотов. Тем не менее, споры длились в течение продолжительного времени и в определённой степени «отпугнули» от Boeing 737 ряд потенциальных заказчиков, сыграв, тем самым, на руку конкурентам.

737-500

В 70-е годы XX века популярность нового лайнера Боинг 737 (тогда у него имелись две модификации: 737-100 и 737-200) быстро росла, и вскоре количество заказов на самолёт перевалило за тысячи, в особенности на модель 737-200, имевшую удлинённый корпус и увеличенную пассажировместимость.

В 1980-е годы лайнер подвергся серьёзным изменениям. Наиболее значимым из них была установка новых турбовентиляторных двигателей, а также изменение формы гондол для них с круглой на слегка «сплюснутую». Это объясняется небольшим клиренсом Boeing 737, из-за которого при взлёте или посадке постоянно имелась угроза повреждения двигателей. Кабина лайнера была оснащена новейшими системами бортовой электроники. В 1984 году была разработана и пущена в серийное производство и новая модификация – Boeing 737-300.

Однако после 70-х и 80-х годов XX века, когда Боинг 737 безоговорочно обладал господством в секторе узкофюзеляжных ближнемагистральных самолётов, позиции лайнера были серьёзно подорваны выпущенным компанией Airbus пассажирским самолётом A320. В этой связи в корпорации Boeing было принято решение о создании нового семейства 737-го, получившего название NG (New Generation – новое поколение). В данную линейку самолётов вошли такие модификации, как: Boeing 737-600, 737-700 и 737-800. Позже к этим моделям примкнула и разработанная в 2001 году модель Boeing 737-900. Главной особенностью пассажирских лайнеров «нового поколения» стала усовершенствованная система бортовой электроники, новая конструкция крыла, более уютные кабина экипажа и пассажирский салон, а также сниженная масса и, как следствие, лучшие лётно-технические характеристики.

737-800

По состоянию на 2014 год корпорация Boeing осуществила более 8000 поставок самолёта семейства 737, а общее количество заказов на лайнер превысило 12000. Таким образом, Boeing 737 смело можно назвать самым массовым пассажирским самолётом за всю историю. Стоит также отметить, что серийное производство 737-го продолжается и по сей день.

Модификации самолёта

Самолёты Боинг 737 подразделяются на 4 семейства, которые, в свою очередь, представлены различными модификациями.

Семейство Original представлено модификациями 737-100 и 737-200.

  • Boeing 737-100 – первая модификация самолёта с количеством пассажирских мест до 103. Производилась в основном в 1965-1969 годах.
  • Boeing 737-200 – удлинённая на 2 метра (по сравнению с Boeing 737-100) модификация, обладавшая увеличенной пассажировместимостью и дальностью полёта. Производился с 1967 по 1988 годы.

Семейство Classic представлено модификациями 737-300, 737-400 и 737-500.

  • Boeing 737-300 – версия самолёта с увеличенной (по сравнению с Boeing 737-200) длиной фюзеляжа и пассажировместимостью. Коммерчески эксплуатируется с 1984 года.
  • Boeing 737-400 – модификация с ещё более удлинённым корпусом, что вызвало серьёзную переработку системы кондиционирования воздуха в салоне. Boeing 747-400 отличается увеличенной вместимостью.
  • Boeing 737-500 – модель, которая по сути является укороченным вариантом модификации 737-300. Дальность полёта увеличена до 5200 км.

Семейство Next Generation представлено модификациями 737-600, 737-700, 737-800 и 737-900.

  • Boeing 737-600 – первая модификация семейства. По сути является заменой модели Boeing 737-500, так как имеет такие же в точности характеристики. Однако в дальнейшем, ввиду неэкономичности, самолёт оказался непопулярен.
  • Boeing 737-700 – модификация с увеличенным количеством пассажирских мест (по сравнению с 737-600) и увеличенной дальностью полёта. Также существует модель Boeing 737-700ER (Extended Range – увеличенная дальность).
  • Boeing 737-800 – лайнер, предполагающийся в качестве замены Боингу 737-300. Имеет увеличенную вместимость (до 190 пассажиров) и удлинённый фюзеляж.
  • Boeing 737-900 – модификация самолёта, обладающая самым длинным корпусом в семействе (42 метра). Количество пассажирских мест – до 190.

Также на основе Boeing 737-900 была создана модификация 737-900ER с увеличенной пассажировместимостью (до 215 человек) и увеличенной дальностью полёта.

 В настоящее время разрабатывается семейство 737 MAX, предполагается, что оно будет представлено моделями 737 MAX 7, 737 MAX 8 и 737 MAX 9.

737-700

Краткий обзор Boeing 737 и его характеристики

Boeing 737-100Boeing 737-200Boeing 737-300Boeing 737-400Boeing 737-500Boeing 737-600Boeing 737-700Boeing 737-800Boeing 737-900Boeing 737-900ER
Длина, м28,630,533,336,43131,233,639,542,142,1
Размах крыла, м28,428,934,3
Высота, м11,211,112,712,6
Ширина фюзеляжа, м3,8
Ширина салона, м3,5
Высота салона, м2,22,12,2
Максимальное число мест103133149168132130148189189215
Крейсерская скорость, км/ч817807852
Минимальная скорость в полёте, км/ч350350330
Дальность полёта, км2 5923 5185 0005 2005 6486 2305 7655 8005 925
Перегоночная дальность, км3 1484 4446 6705 0005 2005 6486 2305 7655 8005 925
Потолок, м10 67010 70011 30011 30012 50012 50012 50012 50012 500
Длина разбега, м1 2902 0582 0122 3561 8601 7991 6772 2412 4082 450
Длина пробега, м1 1801 3501 4001 5401 3601 3401 4301 6301 7001 750
Максимальная взлётная масса, кг43 99845 35956 47262 82352 39056 245700807901574 38974 389
Масса пустого снаряженного, кг26 58127 17031 47933 18931 31136 37837 64841 41342 90144 677
Запас топлива, л13 39913 09620 10220 10220 10226 02226 02226 02226 02226 025
Запас топлива, кг10 75810 51516 14116 14116 14120 89420 89420 89420 89420 894
Удельный расход топлива, г/пасс.-км25,520,925,5
ДвигателиP & W JT8D-7P & W JT8D-9/9ACFM56-3B1CFM56-3B2CFM56-3B1CFM56-7B18CFM56-7B20CFM56-7B24CFM56-7B24CFM56-7B24
CFM56-7B20CFM56-7B22CFM56-7B26CFM56-7B26CFM56-7B26
CFM56-7B22CFM56-7B24CFM56-7B27CFM56-7B27CFM56-7B27
CFM56-7B26
CFM56-7B27
Тяга, тс2 × 5,72 × 6,62 × 9,12 × 102 × 9,12 x 8,92 x 9,32 x 11,02 x 11,02 x 11,0
2 × 9,32 x 10,32 x 11,92 x 11,92 x 11,9
2 x 10,32 x 11,02 × 12,42 × 12,42 × 12,4
2 x 11,9
2 × 12,4

737-300

Заключение

Boeing 737 является наиболее популярной линейкой пассажирских лайнеров в мире, производящихся с 1968 года по наши дни. Долголетие этого лайнера в серийном производстве связано прежде всего с большим количеством его модификаций, которые разрабатываются и сегодня, что, безусловно, обеспечит ему ещё долгую жизнь на рынке авиаперевозок.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них