Обзор самолета Ил-18: история создания и лётно-технические характеристики

Ил-18 является турбовинтовым средне- и дальнемагистральным пассажирским самолётом. Был разработан опытно-конструкторским бюро Ильюшина в 1957 году.

Ил-18

История разработки и эксплуатации Ил-18

В 1950-х годах не только в советской, но и мировой гражданской авиации наступил период, когда возникла реальная угроза того, что эра поршневых самолётов подойдёт к концу. Так, имевшиеся в СССР пассажирские самолёты с поршневыми двигателями (например, Ли-2) уже не удовлетворяли всё возрастающий спрос на авиаперевозки. В первую очередь это касалось объёма рейсов, который был ничтожно мал, особенно на фоне недавно окончившейся Второй мировой войны, благодаря которой количество военных самолётов в несколько раз превышало количество пассажирских. Именно в этой связи уже в начале 50-х в наиболее экономически сильных странах началось создание пассажирских самолётов нового, послевоенного поколения.

В СССР созданием нового лайнера параллельно занимались ОКБ Туполева и Ильюшина. При этом мнение о будущем самолёте у них несколько отличалось: так, в опытно-конструкторском бюро Туполева приступили к созданию реактивного пассажирского лайнера (первого в стране) на основе бомбардировщика Ту-16, в то время как в бюро Ильюшина было принято решение о создании турбовинтового самолёта. Советское же руководство благосклонно отнеслось к обеим разработкам.

Весной 1956 года вышло постановление Совета Министров СССР о создании турбовинтового самолёта Ил-18 – именно такое название получил проект ОКБ Ильюшина. Разработка самолёта и постройка первого его опытного образца шли весьма быстро, так что уже летом следующего, 1957 года самолёт был представлен партийной элите и членам правительства Советского Союза. Машины была достаточно тепло принята Н. С. Хрущёвым и получила имя собственное: «Москва».

Уже в июле того же года Ил-18 совершил и первый полёт. Также в это время продолжались испытания самолёта с целью определить лучшие двигатели для него. В их процессе окончательный выбор пал на турбовинтовые АИ-20, которые были наиболее надёжными, мощными и экономичными для самолёта. После этого началось серийное производство самолёта.

Уже в 1959 году, пройдя все необходимые наземные и лётные испытания, Ил-18 начал активно эксплуатироваться на внутренних авиалиниях средней и дальней протяжённости в Советском Союзе. Самолёт был неприхотлив в использовании, достаточно надёжен и в то же время не требовал длинных взлётно-посадочных полос, что позволяло ему оставаться основным среднемагистральных пассажирским лайнером в СССР вплоть до 1970-х годов. Также Ил-18 активно поставлялся для стран социалистического лагеря, а также для стран дружественного к СССР курса. При этом лайнер также был положительно встречен тамошними пассажирами и специалистами.

Ил-18

В то же время продолжались активные работы по усовершенствованию Ил-18 и созданию его новых модификаций с улучшенными характеристиками. Так, в 1958 году был разработан Ил-18А, и запущенный в серийное производство. Двумя годами позже был разработан Ил-18В с усовершенствованной системой бортовой электроники. Также создавались грузовые модификации самолёта и даже военные варианты.

К середине 1970-х годов объёмы серийного производства Ил-18 начали серьёзно снижаться. Будучи основным среднемагистральным лайнером на внутренних авиалиниях, Ил-18 начал массово заменяться на более современные и мощные Ил-62 и Ту-154. В основном это было связано с тем, что советская промышленность взяла курс в основном на производство реактивных самолётов вместо турбовинтовых. Также сказывалось и моральное устаревание самолёта, а весь потенциал его модификаций был исчерпан.

Тем не менее, ряд самолётов Ил-18 всё-таки смог «пережить» их массовое списание, имевшее место в конце 70-х – начале 80-х годов. По состоянию на 2010 год в эксплуатации находилось десять Ил-18 в таких странах, как Россия, Украина, КНДР, Шри-Ланка и Сомали.

Обзор Ил-18 и его характеристики

Ил-18 представляет собой низкоплан с однокилевым оперением и трёхстоечным шасси. Аэродинамическая схема самолёта – нормальная. При этом крыло Ил-18 не стреловидное, а практически перпендикулярно фюзеляжу. Тем не менее, конструкция лайнера, как форма крыла, были скрупулёзно рассчитаны, благодаря чему самолёт получил весьма неплохие скоростные характеристики, а также высокую надёжность и устойчивость в полёте.

Силовая установка Ил-18 представлена 4 турбовинтовыми двигателями АИ-20 (в первых моделях также применялись НК-4), которые установлены под крылом.

Ил-18

Лётно-технические характеристики пассажирского самолёта Ил-18:

  • Длина: 35,9 м.
  • Высота: 10,2 м.
  • Вес пустого: 33 760 кг.
  • Размах крыла: 37,4 м.
  • Площадь крыла: 140 кв. м.
  • Крейсерская скорость: 625 км/ч.
  • Максимальная скорость: 685 км/ч.
  • Потолок: 10 000 м.
  • Дальность полета с максимальной загрузкой: 4 300 км.
  • Двигатели: 4 х АИ-20.
  • Тяга: 4 x 4250 л. с.
  • Количество пассажирских мест: 120.
  • Максимальный взлетный вес: 64 000 кг.
  • Максимальная коммерческая загрузка: 13 500 кг.
  • Емкость баков с топливом: 23 700 л.
  • Максимальная дальность полета: 7 100 км.
  • Длина разбега: 1000 м.
  • Длина пробега: 800 м.
  • Длина салона: 24 м.
  • Ширина салона: 3,2 м.
  • Высота салона: 2 м.

Модификации самолёта

Всего за 20 с лишним лет разработок и серийного производства Ил-18 создавались и были построены следующие его модификации:

  • Ил-18А – первая серийная модификация Ил-18, оборудованная турбовинтовыми двигателями НК-4.
  • Ил-18 «Салон» — модификация самолёта, предназначенная для первых лиц государства. При этом в данную модель переоборудовались варианты Ил-18Б, Ил-18В и Ил-18Д.
  • Ил-18 «Полоса» — опытный вариант, оборудованный комплексом для автоматизированного взлёта, полёта и посадки Ил-18.
  • Ил-18Б – модификация Ил-18, оборудованная более мощными и экономичными двигателями АИ-20.
  • Ил-18В – модификация самолёта с изменённой компоновкой (три пассажирских салона).
  • Ил-18Д – модификация Ил-18, оборудованная топливными баками повышенного объёма и обладающая таким образом увеличенной дальностью полёта. Пассажирский салон имеет 20 пассажирских мест. В основном применялся для полётов на Северный полюс. Другой обозначение – Ил-18-26А.
  • Ил-18Гр – грузовая модификация самолёта. С 1978 года в данную модель начали переоборудоваться пассажирские варианты Ил-18.
  • Ил-18ГрМ – вторая грузовая модификация Ил-18. Имеет увеличенную грузоподъёмность, а также большую дверь в левом борту для более удобной загрузки.
  • Ил-18Д – более усовершенствованный Ил-18, оборудованный более совершенными двигателями АИ-20М и имеющий увеличенную дальность полёта, а также большую грузоподъёмность.
  • Ил-18Д «Помор» — самолёт, оборудованный для ведения рыбной разведки.
  • Ил-18ДЦ «Циклон» — модификация Ил-18, предназначенная для ведения метеорологической разведки.
  • Ил-18ДОРР – самолёт дальнего обнаружения рыбных ресурсов.
  • Ил-18Е – модификация Ил-18 с увеличенной пассажировместимостью (до 110 человек), а также более комфортным салоном.
  • Ил-18ЛЛ – самолёт – летающая лаборатория.
  • Ил-18РТ – самолёт, используемый в качестве измерительного пункта для регистрации телеметрической информации. Другое обозначение – Ил-18СИП.
  • Ил-18РТЛ – самолёт, являвшийся прототипом Ил-18РТ.
  • Ил-18Т – транспортно-санитарная модификация самолёта Ил-18. Другие названия: Ил-18АТ, Ил-18БТ, Ил-18ВТ.
  • Ил-18ТД – транспортно-десантная модификация Ил-18. Оборудована рампой для выпуска десантного подразделения.
  • Ил-18УШ – модификация самолёта Ил-18, предназначенная для подготовки штурманского состава для ВВС России.

Ил-18

Заключение

Благодаря своим уникальным характеристикам (неприхотливости в обслуживании, надёжности в эксплуатации и экономичности) Ил-18 на долгое время стал основным среднемагистральным пассажирским лайнером в Советском Союзе. Однако ввиду того, что промышленность СССР уже в 1970-е годы взяла курс на производство в основном реактивных самолётов, его эпоха закончилась. Тем не менее, большое количество модификаций Ил-18, а также тот факт, что и сегодня ещё ряд машин находится в эксплуатации, позволяет с уверенностью сказать, что данный самолёт оставил важный след в истории отечественной авиации.

Полунин Сергей Владимирович

Образование - высшее юридическое

Оцените автора
Добавить комментарий

  1. Аватар
    toiama tocanava

    дай бог этой изумительной машине долгой жизни. десятки раз в 60-70 годы, пользовался ее услугами. с огромным удовольствием полетел бы снова, но увы.

    Ответить