Aerospatiale Gazelle — многоцелевой вертолет французского производства. Примечательная особенность вертолета «Газель» — фенестрон, закрепленный на хвостовой балке. Летательный аппарат состоит на вооружении французской и британской армии, экспортировался в ряд стран, использовался во множестве военных конфликтов. Он значится как военный транспортник и противотанковая машина, хотя не менее востребованы его способности в гражданской вариации.
История и описание
Выпускать вертолеты «Газель» начало в 1967 году французское предприятие Sud Aviation. 262 экземпляра Франция продала Великобритании. Разработка велась совместно с английской компанией Westland по правительственному договору между странами. Разработано около 20 модифицированных версий. За все время выпущено свыше 1000 экземпляров разных модификаций.
«Газель» — небронированный транспортник, лишенный вооружения. Его рабочие преимущества — высокая способность к маневрированию и значительная крейсерская скорость. Вертолет вмещает 3 пассажира или около 500 кг груза. Назначение вертолета «Газель» широкое: разведывательная деятельность, поддержание связи, огневая помощь, транспортировка незначительных грузов и людей, эвакуационные мероприятия.
https://youtu.be/461Z_hDO6Q4
«Газели» были активными участниками Фолклендского военного конфликта, случившегося в 1982 году. Два вертолета сбили наземными орудиями, третий летательный аппарат ошибочно уничтожила зенитная ракета, выпущенная с корабля «Cardiff». Вертолеты отправляли в Косово и Ирак преимущественно для поддержки авиадесантников. А вот в Афганском конфликте 2002 года «Газели» оказались неэффективны из-за климатических особенностей региона.
Первый полет
Опытная машина, названная SA.341 Gazelle, была собрана и оснащена во Франции в соответствии с пожеланиями, предъявленными к этой машине основным заказчиком — британскими вооруженными силами. После доработки, проведенной компанией Westland, появилась модель Gazelle AH.Mk.I. Первый вылет состоялся 28 апреля 1970-го.
Первая опытная машина SA.341 поставила 3 скоростных рекорда для своего модельного класса. Итогом стало значительное увеличение заказов от покупателей.
Французская модель SA.341.1001 совершила первый полет 6 августа 1971-го. Она отличалась вытянутой кабиной, более крупным хвостом, имела двигатель с повышенной мощностью Astazou IIIA.
Вертолеты от английской компании Westland стали серийно производиться в 1972 году. Модифицированные версии SA.342 с оптимизированными летными характеристиками, взлетным весом 2000 кг и мощным двигателем Astazou XIVH оставались в серийном производстве до 1985 года.
Особенности конструкции
Конструкция имеет одновинтовой принцип, оснащена рулевым элементом типа «фенестрон» и лыжной разновидностью шасси.
Фюзеляж из цельного металла выполнен по принципу полумонокок. Главная силовая часть — платформенная, она продольно состоит из пары лонжеронов, поперечно — из балок. Спереди платформы закреплен остеклительный фонарь, сзади — монококовый алюминиевый хвост, имеющий панельную оболочку и сотовое наполнение. К хвостовой балке вертикально крепятся рулевой винт и стабилизирующий механизм.
Металлическая рама, закрепленная на платформенной основе, держит оконные стекла и дверцы кабины. Редуктор зафиксирован в центре рамы, имеющей послойную панельную конструкцию с сотовым наполнением, включающую отсек для багажа и бак для топлива. Позади рамы двигатель.
В передней части кабины находятся сиденья для двух членов экипажа и одно общее, в задней части — места для 3-х пассажиров. С обеих сторон кабины сделаны наружные двери, а позади них расположена дверца в грузовой отсек, открывающаяся во внутреннюю сторону. Напольное покрытие занимает 1,5 м2. Пол панельный с послойным расположением и сотовым наполнением. В багажный отсек можно попасть, миновав заднее заграждение либо дверцу с правой стороны кабины.
Вертолет «Газель» оснащен вентиляционной и обогревательной системами. Благодаря этому, он может беспрепятственно эксплуатироваться при температурах от -35 °C до +50 °C.
Вертикальное направленное оперение лишено профильной симметрии. Профиль, расположенный под наклоном к продольно направленной оси хвоста, обеспечивает летное усилие, приводящее в равновесие крутящий момент. Стабилизатор на концевых частях оснащен шайбами, стреловидными по переднему краю.
Лыжные шасси, колея которых составляет 2 м, фиксируются на вертолете посредством труб из стали. На их стойках предусмотрен обтекатель. Сзади шасси обычно имеют колесо. На «Газели» можно при надобности установить шасси поплавкового типа.
Основной винт имеет 3 лопасти, зафиксированные полужестким образом. Втулка, соединенная с винтовым валом, оснащена осевыми и горизонтальными шарнирными механизмами, вертикально направленных шарниров нет. Предусмотрены ограничители колебания лопастей, представляющие собой послойную металлическую конструкцию, дополненную силиконом. Лопасти имеют форму прямоугольника, состоят из лонжерона, покрывного материала и сотового наполнителя, их можно складывать ручным способом для отправки в хранилище. Площадь поверхности лопасти — 1,6 м2, лопастная хорда составляет 0,3 м, радиальная скорость вращения внешних краев лопастей — 208 м/с.
Фенестрон, зафиксированный в кольцевом пазе вертикально направленного оперения, имеет диаметр 0,7 м. Он оснащен 13-ю лопастями из цельного легкого металла. Фиксация лопастей жесткая.
Двигатель вертолета находится в верхней части фюзеляжа на уровне задней зоны кабины.
Он весит 160 кг, оснащен дефлектором для снижения термического воздействия от вертолета, покрыт обтекателем. В передней части двигателя находится главный редуктор, над силовой установкой расположен промежуточный редуктор, также установлены трансмиссионные механизмы рулевого винта и валов соединения.
Топливо находится в 2-х баках, общая вместимость которых составляет 545 л. Один резервуар закреплен под отсеком багажа. При надобности можно установить еще один бак вместимостью 200 л.
Управление гидравлическое, включающее 3 усилителя несущего винта и один рулевого. Давление составляет 3,9 МПа. Постоянный ток 28 В поставляет генератор, имеющий мощность 4 кВт. Переменный ток с аналогичным напряжением поступает от генератора 0,5 кВт.
Электронное оснащение состоит из:
- передатчиков разных диапазонов связи;
- переговорного аппарата;
- приемника;
- радиокомпаса;
- высотомера;
- маяка УКВ.
Возможна установка автопилота.
Военная модель вертолета «Газель» может быть бронирована. Устанавливаемое на вертолет вооружение обычно включает:
- 2 контейнера НАР 70 мм;
- 2 управляемые ракеты AS.12 «воздух-земля»;
- 4 или 6 ПТУР «Хот»;
- 2 пулемета 7,6 мм или пушку GIAT 20 мм.
Технические характеристики
Вертолет «Газель» обладает следующими летно-техническими характеристиками:
- длина — 12 м;
- высота — 3,2 м;
- диаметр основного винта — 10,5 м;
- диаметр рулевого винта — 0,7 м;
- захватываемая площадь основного винта — 86,6 м2;
- захватываемая площадь рулевого винта — 0,4 м2;
- пустой вес — 920 кг;
- предельный взлетный вес — 1800 кг;
- дистанция полета — 755 км;
- скоростной максимум — 310 км/ч;
- крейсерская скорость — 265 км/ч;
- скорость подъема у земной поверхности — 540 м/мин;
- статический предел — 2000 м;
- практический предел — 5000 м.
Модификации
На базе модели «Газель» разработано множество модифицированных версий:
- SA.341B — многоцелевая модель для британской военной авиации;
- SA.341C — учебный вертолет для британских ВМС;
- SA.341D — учебная машина для британских ВВС;
- SA.341E — британская модель для обеспечения связи;
- SA.341F — многоцелевая машина для французской военной авиации;
- SA.341F Canon — ударная модель с пушкой 20 мм;
- SA.341G — вертолет вспомогательного назначения;
- SA.341J — гражданский вертолет;
- SA.341H — экспортная французская модель;
- SOKO SA.341H Partizan — многоцелевой вертолет югославского производства с ударным и разведывательным оснащением;
- SA.342K — серийная версия по образцу SA.341J;
- SA.342L — вертолет SA.341J с оптимизированной винтовой системой;
- SA.342M — противотанковый вертолет;
- SA.342M Viviane — противотанковая вариация с улучшенной системой наведения;
- SA.342M ATAM — эскортная модель;
- SOKO SA.342 HERA — многоцелевой вертолет югославского производства;
- SOKO SA.342 GAMA — модель для огневой помощи югославского производства.
В Югославии произведено 220 лицензированных вертолетов «Газель».
Применение
Вертолеты «Газель» участвовали в ливанской, ирано-иракской, югославской, фолклендской войнах, в восстании туарегов в Мали. Сегодня «Газели» состоят на вооружении Королевских ВВС, Королевских ВМС, Королевской Морской пехоты, патрулируют с воздуха север Ирландии.
В фильме «Голубой гром» 1983 года «Газель» использовали как полицейский вертолет.