Ан-178 – транспортный ближнемагистральный самолёт, разработанный авиационным научно-техническим комплексом (АНТК) им. Антонова. Модель создана на базе самолёта Ан-158, который, в свою очередь, является модификацией пассажирского ближнемагистрального самолёта Ан-148. С самого начала разработки Ан-178 позиционировался как замена устаревшему транспортному самолёту Ан-12. В конечном итоге, именно это обстоятельство и побудило АНТК им. Антонова начать работы по проектировке нового военно-транспортного самолёта.
Конструктивно транспортный самолёт Ан-178 выполнен в виде высокоплана. Два двигателя (турбовентиляторные Д-436-148ФМ) расположены на пилонах под крылом. Аэродинамическая схема Ан-178 – нормальная (или классическая). Это означает, что хвостовое оперение самолёта (стабилизатор) располагается после его крыла.
Лётно-технические характеристики самолёта Ан-178:
- Длина – 32,9 м
- Размах крыла – 28,8 м
- Длина грузового отсека с грузовой рампой – 16,65 м
- Высота грузового отсека — 2750 мм
- Ширина грузового отсека — 2748 мм
- Площадь пола грузового отсека вместе с грузовой рампой — 40 кв. м
- Объем грузового отсека с грузовой рампой — 125 куб. м
- Масса полезной нагрузки — 15-18 тонн
- Скорость максимальная крейсерская — 825 км/ч
- Дальность полета максимальная:
- 5500 км (масса нагрузки 5 т)
- 4000 км (масса нагрузки 10 т)
- 2600 км (масса нагрузки 13,5 т)
- 2000 км (масса нагрузки 15 т)
- 1000 км (масса нагрузки 18 т)
- Потолок практический — 12000 м / 12200 м (по разным данным)
- Разбег — 2500 м
- Полезная нагрузка:
- 99 солдат;
- 80 десантников;
- 40 лежачих раненых + 30 сидячих;
- 3 х поддона-платформы П7 с грузом;
- 2 х морских контейнера М2.
История создания
История создания самолёта Ан-148 берёт своё начало в феврале 2010 года. Именно в этот период АНТК им. Антонова заявил о начале разработки нового транспортного самолёта, который будет полноценной заменой военно-транспортному Ан-12. Именно в связи с этим было важно, чтобы характеристики нового самолёта были не ниже характеристик его предшественника. Очень важно было, чтобы имелась возможность эксплуатации самолёта на тех же классах аэродромов, что и Ан-12. Дополнительно требовалась более высокая грузоподъёмность, не говоря уже о соответствующей надёжности и безопасности.
Строительство первого фюзеляжа Ан-178 было полностью завершено в июле 2014 года. Осенью того же года первый опытный образец самолёта был полностью готов. Испытания его начались в ноябре 2014 года и завершились лишь в начале 2020. Наконец, 7 мая того же года произошло событие, которого все ждали больше пяти лет: Ан-178 совершил свой первый полёт. Осуществлён полёт был над аэродромом Гостомель, расположенным в Киевской области.
В конце 2020 года завершилась постройка второго фюзеляжа самолёта Ан-178.
Достоинства и недостатки
Основным достоинством Ан-178 является то, что фактически он способен занять «нишу», образовавшуюся ввиду устаревания военно-транспортного самолёта Ан12, и это позволит серьёзно увеличить спрос. Так, лётно-технические характеристики самолёта не уступают, а наоборот, превосходят характеристики его «дальнего родственника».
Грузоподъёмность Ан-178 составляет от 18 до 20 тонн, что является весьма неплохим показателем для ближнемагистрального транспортного самолёта. Турбовентиляторные двигатели ТВРД Д-436-148ФМ позволяют самолёту развивать хорошую крейсерскую скорость (до 825 км/ч).
Ещё одной положительной стороной нового военно-транспортного самолёта является усовершенствованная система управления. В Ан-178 она осуществляется за счёт новейших компьютерных систем, призванных исключить любые ошибки при пилотировании.
Основным недостатком военно-транспортного самолёта Ан-178 является серьёзная ошибка, допущенная при его разработке, а именно: нарушенная центровка корпуса самолёта. Так, эта ошибка весьма дорого стоит: без груза самолёт вынужден брать на борт балласт массой 1,32 тонны в виде 15 плит, которые необходимо закреплять за кабиной пилотов.
Возможной проблемой для самолёта также может быть отказ украинского руководства от российских узлов при производстве Ан-178, что может привести к замене российских деталей (на использование которых изначально и было ориентировано его производство) другими, отчего надёжность и характеристики самолёта могут серьёзно пострадать.
Ещё одним недостатком (вернее, множеством мелких недостатков) можно назвать различные «детские болезни» Ан-178 в виде мелких недочётов и неисправностей авионики и узлов самолёта, которым подвержена любая модель, недавно прошедшая испытания и ещё не вошедшая в серийное производство. Впрочем, остаётся надеяться, что все эти мелкие недочёты будут исправлены в дальнейшем.
Заключение
По состоянию на сегодняшний день (середина 2020 года) произведены лишь две единицы военно-транспортного самолёта Ан-178. Именно поэтому судить о самолёте максимально объективно ещё не представляется возможным. Имеется множество мелких неполадок в работе бортовых систем и автоматики, есть серьёзные ошибки в конструкции самолёта, над устранением которых сейчас ведутся работы. Вместе с тем меняющаяся политическая обстановка может стать на пути производства и эксплуатации самолёта, ведь с самого начала разработки предполагалось, что Ан-178 будет производиться не только на Украине, но в России. Одновременно с этим планировалось, что они же будут и основными странами-эксплуатантами Ан-178.
Вместе с тем, однако, можно отметить, что Ан-178 имеет большой потенциал как самолёт, созданный на базе надёжной и неплохой модели Ан-158. Ещё одним аргументом в пользу нового военно-транспортного самолёта является то, что на сегодняшний день Ан-178 практически не с чем сравнивать. Его основной «конкурент», Ан-12, уже давно устарел и сегодня используется всё меньше. Так что у Ан-178 есть все шансы стать новым широко используемым ближнемагистральным военно-транспортным самолётом.
Автор фото: Evgeniy Kudinov.