История американской военной авиации славится необычными и уникальными самолетами. Бомбардировщик Lancer B-1B компании Rockwell — пример самого крупного летательного аппарата в мире. Особенность его конструкции — крыло с меняющейся в полете стреловидностью. Самолет состоит на вооружении ВВС США с 1985 года. Первоначально B-1B планировали использовать в качестве носителя для ядерных бомб, но затем от этой идеи отказались.
Технические характеристики
Бомбардировщик B-1B Lancer сконструирован по нормальной аэродинамической схеме с несущим корпусом и фюзеляжем, плавно переходящим в крыло. Для снижения лобового сопротивления на сверхзвуковой скорости в конструкции самолета применена изменяемая стреловидность крыла. Его угол относительно корпуса меняется по передней кромке. Чем выше скорость, тем меньше угол крыла.
Наименование | Показатели | |
Длина | 44,8 метра | |
Высота | 10,3 метра | |
Масса | Пустого | 87 457 килограмм |
Максимальная взлетная | 216 365 килограмм | |
Размах крыла | При минимальном угле стреловидности | 23,8 метра |
При максимальном угле стреловидности | 41,6 метра | |
Площадь крыла | 181,2 квадратных метра | |
Угол стреловидности | 15 градусов/67,5 градуса | |
База шасси | 17,5 метра | |
Силовая установка | 4 турбореактивных двигателя General Electric | |
Скорость | На низкой высоте (61-152 метра) | 1160 километра в час/0,92 Мах |
На максимальной высоте (свыше 15000 метров) | 1328 километра в час/1,25 Мах | |
Дальность полета без дозаправки | 12 000 километров | |
Практический потолок | 18 290 метров | |
Нагрузка на крыло | 1194,1 килограмма на квадратный метр | |
Боевая нагрузка общая | 60 690 килограмм | |
Вооружение | Крылатые ракеты AGM-158
Авиабомбы Мины |
|
Экипаж | 4 человека |
Описание некоторых технических решений в B-1B Lancer:
- радиопоглощающее покрытие;
- изменение конструкции гондол с двигателями;
- экранирование вентиляторов;
- уплотнение люков и соединений с помощью электромагнитных прокладок из витого провода;
- металлизированное остекление кабины.
Интегральная компоновка и перечисленные особенности конструкции снизили эффективную поверхность рассеивания самолета (ЭПР) до минимальных 10 квадратных метров в курсовой плоскости.
Экипаж состоит из пилотов и штурманов-операторов. Летчики располагаются в двух кабинах попарно: в передней — первый и второй пилот, в задней — два штурмана.
История создания
Появлению самого тяжелого сверхзвукового бомбардировщика США предшествовала эволюция зенитных управляемых ракет СССР и решение командования американских ВВС перейти к полетам на малой высоте. Предшественник B-1B Lancer, реактивный бомбардировщик XB-70 Valkyrie («Валькирия») обладал высокими летными характеристиками — на высоте 21 километр развивал скорость до 3 Мах.
В 1957 году, когда американские военно-воздушные силы приняли «Валькирию» на вооружение, советские перехватчики не могли угнаться за сверхзвуковыми самолетами. Но в 1960 году над Уралом был сбит U-2 Lockheed, а его летчик Гэри Пауэрс — взят в плен. Инцидент не только раскрыл программу шпионажа США в воздушном пространстве СССР, но и обозначил угрозу для высоколетящих целей со стороны советских зенитных ракет.
Чтобы пролететь незаметно для радаров ЗУР, самолетам необходимо было максимально опуститься и слиться с ландшафтом. Скорость при этом снижалась до околозвуковой. Быстрая «Валькирия» не подходила для таких задач.
В 1970 году компания Rockwell International начала проектировать новый бомбардировщик B-1. Хронология работы над самолетом:
- 1972 год — строительство и начало испытаний трех образцов;
- 1976 год — сборка и испытания эталонного экземпляра B-1 для последующего запуска в серийное производство, выявление проблем с электроникой и бортовой оборонной системой;
- 1977 год — продолжение испытаний и запуск ракеты SRAM без финансирования из-за повышения стоимости проекта;
- 1979 год — заступление эталона на боевое дежурство;
- 1981 год — запуск программы стратегической модернизации образцов B-1B и B-1A;
- 1983 год — первый испытательный полет самолета B-1B;
- 1984 год — летные испытания бомбардировщика после доработки;
- 1987 год — испытательные запуски SRAM и сброс свободнопадающих бомб.
Бомбардировщик B-1B — это перестроенный эталонный образец B-1. Изменения коснулись конструкции воздухозаборников, стыка крыльев с фюзеляжем и окон в штурманской кабине. Сложная конструкция изменения стреловидности добавила веса машине.
В 2021 году началась программа по списанию B-1B Lancer. Ремонт и обслуживание уже изношенных самолетов обходится дорого. ВВС США планируют избавиться от бомбардировщиков к 2036 году и заменить их более легкими, компактными и дешевыми B-21 Raider.
Вооружение бомбардировщика
Стратегическая ракета SRAM, с которой проходил испытание прототип бомбардировщика, относится к классу «воздух-земля». Это управляемый снаряд малого радиуса действия, несущий термоядерный заряд. B-1B Lancer поднимает 24 ракеты модификации AGM-158 JASSM. Их дальность — 370 километров. JASSM имеют проникающую боевую часть и инфракрасное самонаведение.
В арсенал бомбардировщика B-1B Lancer также входят:
- B61 — термоядерный снаряд, эксплуатируемый с 1968 года. Одна из последних управляемых модификаций номер 12 была испытана без ядерного заряда в 2015 году;
- Mk 82 — авиабомба с лазерным блоком наведения. Металлический корпус содержит 89 килограмм тритонала;
- Mk 84 — тяжелая авиабомба несет 429 килограмм тритонала, пробивает бетонную стену толщиной 3 метра и слой металла толщиной в 3,8 сантиметра;
- CBU-87/89/97 — кассетные свободно падающие бомбы комбинированного действия из вооружения штурмовой авиации, сдержат 202 суббоеприпаса с кумулятивным зарядом;
- CBU-103/104/105 — более точный аналог предыдущих снарядов, оснащенный дозатором боеприпасов с поправкой на ветер;
- корректируемые или «умные» авиабомбы с аэродинамическим комплектом JDAM — бомбы, дополненные инерциальным, GPS и иногда инфракрасным наведением. B-1B Lancer несет снаряды GBU-31 и GBU-38 массой свыше 900 килограмм;
- Mk 62 и 65 — авиационные морские мины.
Первые самолеты строились под ядерные бомбы. После 1990 года B-1B Lancer является носителем только тактического оружия.
Модификации
Бомбардировщики Lancer производились с 1983 по 1988 год. Известны три модели самолета:
Модификация | Характеристики | Произведенное количество |
B-1A | Регулируемые воздухозаборники
Скорость 2,2 Мах Одна капсула катапультирования на четверых членов экипажа |
4 самолета |
B-1B | Технологии «стелс»
Скорость 1,25 Мах Индивидуальное катапультирование |
100 самолетов |
B-1R | Модификация B-1B
Двигатель ТДФ F116 Pratt&Whitney Ракеты «воздух-воздух» Скорость 2,2 Мах Дальность полета 9600 километров |
Проект в разработке |
С 1993 года самолеты Lancer модернизировали и переоснащали. До отмены гонки ядерного вооружения B-1B собирались использовать в качестве носителей новых ракет SRAM-2. Вместо этого началось переоснащение тактическими снарядами. Из управляемых ракет предполагалось использовать неуловимые для радиолокации HARM.
Программа по переоборудованию включала:
- обновление бортового ПО;
- оснащение кассетными боеприпасами и «умными» бомбами;
- подсоединение буксируемой системой ложных целей, GPS-навигации в авионике.
В ходе модернизации B-1B Lancer приобрели средства РЭБ и сигнализацию об угрозе облучения. В кабине пилотов появились ЖК-дисплеи. Самолеты подключили к системе тактической связи Link-16, которая используется странами НАТО.
В 1996 году в ведомстве ВВС США состояли 95 бомбардировщиков B-1B. К 2012 году их количество сократилось до 66 единиц, а к 2021 году — до 45 единиц.
Где состоит на вооружении
Бомбардировщик B-1B Lancer не имеет экспортной модели и эксплуатируется только американскими ВВС. США славятся дорогой авиацией, которую умудряются сбывать. Высокую стоимость самолетов объясняют тем, что в сумму включено обучение и логистика.
Так, Польша раскошелилась на 143,7 миллиона долларов за один истребитель F-35 по пакету «все включено», когда чистая его стоимость «всего» 87 миллионов. При этом в партии насчитывалось 32 единицы. Для Германии цена за один самолет повысилась до 300 миллионов долларов. В немецкую партию включили дополнительно боеприпасы и модернизацию наземной инфраструктуры.
Дополнительные расходы идут на эксплуатацию самолетов. Пресловутый F-16 оценивается почти в 27 тысяч долларов за летный час. Но по стоимости он не сравнится с тяжелым бомбардировщиком. B-1B Lancer за час «наматывает» 173 тысячи долларов.
Стоимость единицы оценивалась в 283 миллиона долларов еще в 1998 году. После модернизации цена самолетов повысилась. В 2018 году Lancer оценивался в 400 миллионов. Учитывая ограниченное производство и надежды, возлагаемые на ВВС в укреплении авторитета США, бомбардировщики — слишком ценный товар. Тем досаднее растрачивать его по пустякам.
Боевое применение
Бомбардировщики B-1B Lancer — участники операций США на Ближнем Востоке. Хронология событий, место и задачи самолетов:
- 1998 год, Ирак, операция «Лиса пустыни» — уничтожение потенциальных складов, производств и носителей оружия массового поражения, а также базы, где располагалась иракская гвардия;
- 2001-2002 годы, Афганистан, операция «Несокрушимая свобода» — активная бомбардировка в течение первых шести месяцев. Из восьми участвовавших в операции самолетов один вышел из строя из-за технических неполадок;
- 2003 год, Ирак, операция «Иракская свобода» — бомбардировки с участием 11 самолетов B-1B «Lancer»;
- 2011 год, Ливия, операция «Одиссея. Рассвет» — уничтожение складов с оружием, систем ПВО, командных пунктов и объектов технического обслуживания. За 24 часа два самолета B-1B поразили 105 целей;
- 2014-2016 годы, Сирия — бомбардировка города Кобани на севере страны, где находились боевики ИГИЛ.
Для бомбардировщиков Lancer не столь опасны боевые вылеты, как испытания и учения. В 1987 году самолет B-1B разбился из-за того, что фюзеляж пробила птица и загорелась гидравлика. 10 лет спустя еще один «Lancer» неудачно приземлился в горах из-за отмены пилотами автоматической команды к взлету, когда самолет полетел на горный склон.
В последующие годы бомбардировщики падали из-за проблем с гидравликой, возгорания в двигателях. В 2022 году во время техобслуживания отлетел диск вентилятора двигателя. Поломка стоила почти 15 миллионов долларов. Также проблемы доставляла система катапультирования и фильтр топливного насоса. Свежий инцидент — потеря B-1B во время тренировочного полета в Южной Дакоте в 2024 году.
Бомбардировщики с прошлого года отрабатывали прорыв ПВО и ядерные удары по Китаю и России, перебрасывались в Европу для тренировочных атак условного Крыма и Калининграда, вновь гостили на Ближнем Востоке. Но гибель настигла Lancer дома. Причина пока не установлена — экипаж дружно катапультировался без попытки спасти дорогую машину. Оставшиеся 44 самолета пока отстранили от полетов.