При изучении военной авиации внимание обращают преимущественно на истребители и бомбардировщики. В меньшей степени проявляют интерес к самолетам поддержки и военно-транспортной авиации. Однако в локальных конфликтах именно они чаще всего становятся востребованными.
Переброска солдат и техники, снабжение подразделений, высадка десанта, — все это становится важной составляющей любой операции, требующей соответствующей авиации. Именно таким стал советский самолет Ил 76.
Разработанный еще в 1970-х годах, самолет Ильюшина до сих пор остается востребованным по всему миру. Летно-технические характеристики позволяют использовать его и в гражданской авиации для перевозки пассажиров и грузов, и при тушении пожаров.
История разработки военно-транспортного самолёта Ил-76
Разработка Ил-76 начата по поручению Министерства авиапромышленности СССР в 1966 году. Конструкторскому бюро С. В. Ильюшина было поручено разработать модель военно-транспортного самолета. Техническое предложение по проекту было готово уже в феврале 1967.
С учетом поставленной задачи был разработан эскизный макет самолета в натуральную величину. Он должен был наглядно продемонстрировать размещение военной техники. Сборка и проектирование осуществлялись под руководством Г. В. Новожилова и Д. В. Лещинера.
Первый полет Ил-76 состоялся 25 марта 1971 года. В мае того же года он был представлен на международной выставке в Ле-Бурже. После проведения всех испытаний принято решение о серийном производстве, первый образец которого был готов уже в 1973.
По мере эксплуатации разрабатывались и различные модификации Ил-76, ориентированные на повышение определенных характеристик в соответствии с дальнейшей эксплуатацией. За весь период использования было построено около тысячи самолетов, из которых более сотни пошли на экспорт.
Особенности конструкции самолета
Ил 76 принадлежит к тяжелым транспортным самолетам и имеет традиционную для данного типа конструкцию однофюзеляжного высокоплана. Крылья стреловидные с однокилевым Т-образным оперением. Для них предусмотрена мощная механизация, имеются пятисекционные предкрылки и трехщелевые закрылки.
Фюзеляж круглый, имеется разделение на несколько герметичных кабин:
- двухэтажная кабина экипажа в верхней носовой части фюзеляжа;
- грузовое отделение;
- кабина стрелка, присутствующая только на военных моделях Ил-76.
В фюзеляже предусмотрено несколько люков для обслуживания самолета, а также планового и аварийного покидания. В грузовом отделении имеются лебедки, четыре электротельфера, подтрапники и напольная механизация. Имеются рольганговые дорожки для погрузки несамоходных грузов и десантирования техники на платформах.
Ил-76 оснащается четырьмя турбореактивными двигателями, подвешенными на пилонах под крыльями. Вначале применялись модели силовых установок Д-30КП-1, позже Д-30КП-2. В более поздних модификациях они были заменены на ПС-90А-76.
Вспомогательная силовая установка — ТА-6А расположена в передней части обтекателя шасси. Предназначена для электропитания самолета в период стоянки, а также для запуска основных двигателей посредством сжатого воздуха.
Шасси Ил-76 пятиопорное и многоколесное, на время полета убирается в фюзеляж. Передняя стойка управляющая, состоит из четырех бескамерных колес. Главные разделяются на передние и задние стойки, каждая имеет по четыре камерных колеса.
Гидросистема
Гидросистема самолета предназначена для следующих целей:
- управление шасси;
- поворот и торможение колес;
- управление закрылками и предкрылками;
- регулирование спойлерами и тормозными щитками;
- открытие и закрытие дверей и аварийных люков;
- управление рампой, гермостворкой, хвостовой опорой, стеклоочистителями.
В Ил-76 гидросистема делится на две самостоятельные, независимые друг от друга системы. Для каждой предусмотрено по два источника давления, каждый из которых связан с соответствующим двигателем. Аварийное питание обеспечивается электроприводной насосной станцией НС-46. Все управление выводится на панель в левой части кабины экипажа у бортинженера.
Топливная система
Топливная система самолета предназначена для хранения и подачи горючего в двигатели.
Состоит из:
- топливных баков, размещаемых по крылу и входящих в его силовую схему;
- системы перекачки горючего из баков к основным двигателям и вспомогательным силовым установкам;
- систем заправки топливных баков, слива конденсата и топлива.
Топливная система Ил-76 состоит из четырех групп баков, изолированных друг от друга, по одной для каждого двигателя. Для работы с ними предусмотрены специальные лазы и агрегаты, позволяющие программно отслеживать и управлять системой. Максимальное количество топлива — 109480 литров, что составляет почти 85 тонн.
Противопожарная система и система НГ
Противопожарная система Ил-76 включает стационарные установки и ручные огнетушители. Первая предназначена для гашения пламени в ключевых узлах самолета, включая двигатели. Также срабатывает и при посадке самолета без шасси.
Для стационарного тушения пожаров имеются три цилиндрических баллона по 16 литров с хладоном 114 В2. Ручные огнетушители применяются против возгораний внутри кабин и снаружи самолета. Для этого используются ОР-1-2 и ОР-2-6 с хладоном 12 В1.
Система нейтрального газа (НГ) предназначена для защиты топливных баков от взрыва или пожара в случае возгорания или попадания в них снаряда. Для этого нейтральный газ подается в топливные баки, заполняя его по мере расхода горючего. В случае необходимости он создает взрывоподавляющую защиту.
Система электроснабжения
Первичная и основная система электроснабжения Ил-76 — СП3С4П60В с переменным трехфазным током 200/115. В системе объединены четыре канала по количеству генераторов ГТ-60ПЧ6А, которые затем разделяются на две независимые подсистемы левого и правого борта. Для каждого генератора предусмотрены блоки защиты, регулирования, управления и переключения.
Резервный источник тока — генератор ГТ-40ПЧ6 от вспомогательной силовой установки. Применяется на земле и в полете в случае отказа основного электроснабжения.
В дополнение к основному и резервному источнику питания предусмотрен и аварийный. Такое электроснабжение обеспечивается электромашинным преобразователем ПО-750А, напряжение однофазного тока — 115 В.
Вторичная система электроснабжения подает постоянный ток 27 В и тоже состоит из двух подсистем. Основные источники — четыре выпрямителя ВУ-6А(Б), обеспечивающие преобразование переменного тока в постоянный. Вспомогательный источник — стартер-генератор ГС-12ТО ВСУ ТА-6. Аварийные источники — четыре щелочные аккумуляторные батареи 20НКБН-25-УЗ.
Основные источники переменного трехфазного тока в 36 В — два силовых понижающих трансформатора ТС320СО4А. Питаются от шин базовой бортовой сети. Резервное питание — трансформатор ПТ-125Ц, преобразующий постоянный ток 27 В в переменный на 36 В. Аварийное питание для однофазного переменного тока на 36 В обеспечивается трансформатором ТС-1-025.
Светотехническое оборудование
Светотехническое оборудование Ил-76 подразделяется на несколько подсистем:
- кабина и рабочие места;
- грузовая кабина;
- хвостовая часть самолета;
- служебные отсеки и хвостовое оперение;
- посадочные фары;
- внутренняя сигнализация;
- аэронавигационные огни.
Основное освещение кабины пилотов обеспечивается красными и белыми лампами с плафонами ПС-62У. Уделено внимание подсветке приборов и панелей управления. Освещение грузового отсека рассчитано на соответствующие задачи — от перевозки пассажиров и до десантирования.
Аэронавигационное, сигнальное и посадочное освещение выполнено в соответствии с нормами управления и безопасности самолета. Расчет делается на подключение к нескольким источникам питания, чтобы в случае необходимости не терялась видимость даже в сложных погодных условиях.
Приборное оборудование
Приборное оборудование самолет включает следующие комплектующие:
- система полного и статического давления;
- анероидно-мембранные приборы (АМП);
- два комплекта систем воздушных сигналов;
- центральная система воздушных сигналов скорости и высоты ЦСВ-3М-1Б;
- корректоры-задатчики скорости и высоты (КЗСП и КЗВ);
- комплекс для измерения реле давления ИКДРДФ.
Приборы осуществляют измерение и расчеты базовых для полета значений: барометрической высоты, скорости полета, температуры. Отдельно выделяют приборы определения пространственного положения самолета.
К таковым относятся:
- центральная гироскопическая вертикаль;
- блок сравнения гировертикалей;
- сигнализатор нарушения питания;
- указатель крена и тангажа;
- выключатель коррекции;
- авиагоризонт;
- электрические указатели поворота;
- магнитный компас.
Все эти приборы позволяют держать самолет в воздухе в комфортном для пассажиров положении, даже с учетом поворотов и плохой видимости. Немаловажным аспектом считается поддержание нужного положения при десантировании.
Кислородное оборудование
Кислородное оборудование предназначено для обеспечения экипажа и пассажиров чистым воздухом на большой высоте, а также при разгерметизации самолета или заражении атмосферы. В аварийных ситуациях оборудование позволяет экипажу дышать при высоком задымлении.
Кислородное оборудование Ил-76 представлено баллоном КБ-2 емкостью 7,65 л, который заряжается до 29 кг на кв. см. К баллону предусмотрены кислородные приборы КП-19 и КП-21.
Навигационное оборудование
Навигационное оборудование представлено точной курсовой системой ТКС-П. Назначение — определение и поддержка заданного курса самолета. Для этого применяются гироскопические и магнитные средства.
Также используется инерциальная навигационная система И-11-76, обеспечивающая определение координат, скорости, углов крена, тангажа. Все получаемые показатели используются для расчетов и корректировки курса (в случае необходимости).
БСОК (Бортовая система регистрации режимов полёта МСРП-64М-2)
Бортовая система регистрации режимов полета МСРП-64М-2 — это то, что условно называют «черным ящиком». Предназначена для записи всех показателей полета, начиная от состояния самолета и его систем и заканчивая переговорами экипажа.
БСОК состоит из самописца КЗ-63, регистрирующего высоту, скорость и перегрузки, а также из речевого самописца МС-61Б. Расшифровать данные можно только на земле с помощью соответствующих декодеров: НДУ-8, Луч-74 или АРМ «Топаз-М».
Система автоматического управления
Система автоматического управления самолетом САУ-1Т-2Б рассчитана на автоматизированную коррекцию курса, выстраивание предпосадочных маневров и захода на посадку. Включает в себя сдвоенный автопилот, основное внимание уделяется каналам крена и тангажа.
Канал крена учитывает стабилизацию курса, несколько режимов управления, включая десантирование, а также заход на посадку с выходом на осевую взлетно-посадочную полосу. Канал тангажа учитывает положение самолета в воздухе, по необходимости стабилизирует высоту, скорость и плавный заход на посадку.
Радиотехническое и радионавигационное оборудование
Радиотехническое и радионавигационное оборудование Ил-76 представлено следующими компонентами:
- РЛС для переднего обзора КП-3А;
- самолетное переговорное устройство СПУ-8;
- громкоговорящее устройство СГУ-15;
- аварийная коротковолновая радиостанция Р-861;
- основная коротковолновая радиостанция Р-847Т;
- два комплекта радиостанции Р-862;
- аппаратура телекодовой связи Р-099 М «Чайка»;
- голосовой информатор РИ-65;
- самописец МС-61Б;
- дозиметр ДП-3Б;
- два комплекта автоматического радиокомпаса АРК-15М;
- радиокомпас АРК-У2;
- радиосистема ближней и дальней навигации РСБН-7С и А-711;
- радиодальномер СДК-67;
- аппаратура радионавигации и посадки КУРС-МП-2;
- самолетные ответчики СОМ-64 и СО-70;
- два комплекта радиовысотомера малых высот РВ-5;
- доплеровский измеритель скорости и угла сноса ДИСС-013-С2М;
- система предупреждения об облучении СПО-10;
- навигационно-пилотажный прицельный комплекс «Купол-II-76»;
- управляющий вычислительный комплекс УВК на базе БЦВМ «Гном-А».
Все эти системы обеспечивают внутреннее управление и взаимодействие членов экипажа, а также внешнюю связь самолета.
Тактико-технические характеристики
С учетом показателей различных модификаций, в Ил 76 технические характеристики представлены следующими цифрами:
- грузоподъемность — 28-60 т;
- дальность перелета при максимальной загрузке — 3600-4200 км;
- крейсерская скорость — 770-800 км/ч;
- грузовая кабина, длина-ширина-высота — 24,5х3,46х3,4 м;
- длина разбега при взлете — 1500-2000 м, при посадке — до 1000 м;
- размер экипажа — 7 человек.
ТТХ Ил 76 позволяют перевозить до 225 пассажиров в двухпалубном варианте или обеспечить сброс 126 десантников. Грузоподъемность обеспечивает десантирование до четырех единиц военной техники или трех единиц с сопровождающим десантом до 21 человека. Габариты самолета позволяют вмещать любую технику воздушно-десантных войск, а также большинство видов техники мотострелковых подразделений.
Преимущества и недостатки
Преимущества Ил-76 выражены в его летно-технических характеристиках. Самолет до сих пор эксплуатируется и в военной, и в гражданской авиации во многих странах мира. Надежность и широкий спектр применения делают Ил-76 востребованным, несмотря на длительный период эксплуатации.
Из достоинств выделяют бортовые системы безопасности, в частности, противопожарную систему. Экспортная цена Ил-76 выросла в разы после аварийной посадки самолета при убранном шасси, не приведшей к возгоранию.
К недостаткам самолета относят его постепенное техническое старение. Ил-76 остается востребованным тяжелым транспортом для пассажиров и грузов, однако, его эксплуатация все больше требует глубокой модернизации. Многие страны продолжают использовать Ил-76 только в качестве гражданской авиации, хотя и в этой роли самолет постепенно изживает себя.
Вооружение самолёта
Защита Ил-76 представлена системой 9-А-503, состоящей из кормовой двухпушечной установки ГШ-23. Управление огнем обеспечивается с места стрелка, прицеливание — соответствующими оптическими системами или радиолокационными прицелами «Криптон».
Некоторые самолеты оснащались станциями активных помех «Сирень» и дополнительными автоматами выброса дипольных отражателей АПП-50Р. Также возможна установка свободнопадающих бомб весом до 500 кг или радиомаяков.
Модификации на базе Ил-76
Ил-76 имеет множество модификаций, ориентированных на самые разные цели. Так, Ил 76М получил повышенную грузоподъемность и усиление фюзеляжа. Ил 76Т — транспортная модификация, рассчитанная на перевозки пассажиров с полностью демонтированным вооружением.
Из узкоспециализированных вариантов выделяют:
- Ил-76МД — для тушения пожаров;
- Ил-76МДК предназначен для тренировки космонавтов в условиях невесомости;
- Ил-76П — более модернизированный противопожарный самолет;
- Ил-76ЛЛ — летающая лаборатория для испытаний новых двигателей.
В начале 2000-х был поднят вопрос о значительной модернизации Ил-76. На его основе была спроектирована модификация Ил-76МД-90А (Ил-476) с более экономичными двигателями ПО-90А-76.
Проект предусматривает следующие летно-технические характеристики:
- длина всего самолета — 46,6 м;
- размах крыла — 50,5 м;
- высота — 14,7 м;
- допустимая взлетная масса — до 210 т;
- грузоподъемность — до 60 т;
- крейсерская скорость — 780-850 км/ч;
- минимальная скорость для обзора и десантирования — 220 км/ч;
- дальность перелета — от 4000 до 8500 км, в зависимости от загрузки, пустой перегон — до 9700 км;
- длина разбега на взлет — 2150 м по бетонной полосе;
- экипаж — 5 человек;
- количество десантников — 126 человек;
- срок службы — 30 лет, 10 тыс. посадок или 30 тыс. летного времени.
Первый самолет Ил 76МД 90А был построен в 2011 году, а в 2012 совершил первый полет. Серийное производство началось в следующем году. К середине 2020 собрано три самолета. Контракт с Министерством обороны рассчитан на 39 единиц.