ножи москва купить

Характеристики и описание истребителя FA-50, его операторы и аварии

Об истребителе южно-корейского производства FA-50, его характеристиках известно, что его разрабатывали для масштабной модернизации ВВС Польши. Существующих машин американского производства явно недостаточно. И на новые поставки рассчитывать не приходится. В то время как оставшиеся от СССР МиГ-29, Су-22 возложенные задачи выполнить не могут. Даже с учетом модернизации.

Разработка истребителя

Не секрет, что число разработчиков современной боевой авиации, самолетов в мире можно пересчитать по пальцам одной руки. Поскольку необходимо обладать развитыми технологиями, знаниями, опытом. Уметь проектировать, создавать авиационные двигатели. Разрабатывать новые перспективные материалы, такие как композиты. И содержать серьезный штат инженеров, профильных специалистов. Все это не достигается за один день. И даже за год.

В число ведущих производителей самолетов входят США, Франция, КНР, Россия. А в последнее время – и Южная Корея. В начале нулевых корпорация KAI приступила к созданию истребителя FA-50. В основу лег проект учебно-тренировочной машины с индексом T-50. Кстати, ее разрабатывали при непосредственном участии специалистов Lockheed Martin.

Инженеры поработали над планером, двигателем, оборудованием и вооружением самолета. Разработка затянулась на несколько лет. В результате чего первый полет опытного образца состоялся только в 2011 году. К тому времени ВВС Южной Кореи уже готовы были принимать новые самолеты на вооружение.

И уже через 4 года первые партии истребителей «пошли в войска». Готовность получить самолеты высказали Ирак, Филлипины. А затем и Польша.

Внешний вид

Внешне FA-50 – копия своего предшественника, T-50. Это легкий сверхзвуковой истребитель 4 поколения. Многоцелевого назначения. Экипаж состоит из 2 человек. Машина создана по нормальной аэродинамической схеме. Крыло – стреловидное, с высоким размещением. Нос слегка опущен. Летчики размещаются в кабине по тандемной схеме. Самолет может нести:

  • управляемые ракеты класса «воздух-воздух», «воздух-земля»;
  • неуправляемые ракетные снаряды;
  • бомбовую нагрузку.

Считается, что FA-50 во многом похож на другой южнокорейский самолет. Samsung KTX-2. Поскольку для разработки последнего также привлекались специалисты американской корпорации Lockheed Martin.

Характеристики и описание истребителя FA-50, его операторы и аварии

История эксплуатации

Истребитель FA-50 состоит на вооружении южнокорейских ВВС с 2015 года. В 2011 году Индонезия заявила о желании приобрести самолеты модификации T-50. Известно, что самолеты производились также для Филиппин и Ирака. А в июле 2022 года стало известно о заключении долгосрочного контракта с Польшей.

Фактически самолет существует в нескольких модификациях:

  • FA-50. Базовая (Block 50).
  • FA-50 (Gap Filler).
  • FA-50PL (поставки для Польши).

Различаются они вооружением, оборудованием. Как такового масштабного опыта эксплуатации машины нет. К тому же до этого Южная Корея не занималась разработкой собственных боевых самолетов, используя иностранные машины. Возможно, первый блин в этом деле рискует выйти «комом».

Характеристики и описание истребителя FA-50, его операторы и аварии

Операторы

К числу известных эксплуатантов истребителя в скором времени примкнет и Польша. Для польских ВВС предусмотрены поставки самолетов в модификации GF. В дальнейшем они получат отдельный индекс, PL. Предполагается, что готовая машина будет внешне приближена к FA-50 Block 20.

В этом проекте польская сторона имеет свой интерес. Обещанные поставки американских машин, F-35, пока не зафиксированы документально. В то время как самолеты для ВВС нужны уже сегодня. Оставшиеся со времен блока стран Варшавского договора советские МиГ-29, Су-22 подлежат списанию. Поскольку не соответствуют современным условиям.

Подразумевается, что FA-50PL станет унифицированной машиной с возможностью дальнейшей модернизации.

К тому же изменения в конструкции, вооружении проектируемого истребителя выполнялись с учетом пожеланий польских заказчиков.

Характеристики и описание истребителя FA-50, его операторы и аварии

По условиям контракта между Сеулом и Варшавой планируется не только поставка авиации. Но и обучение пилотов. Подготовительные работы. Передача необходимых для эксплуатации технических данных. В первую партию должны войти 12 машин. Полное выполнение условий поставки планируется до конца 2023 года.

По информации из других источников, самолеты FA-50PL попадут в Польшу никак не раньше 2025 года. А последние истребители передадут заказчику не раньше 2028 года. За это время планируется наладить серийное производство, обучить пилотов. И постепенно вывести из эксплуатации старые польские МиГи, Су.

Характеристики и описание истребителя FA-50, его операторы и аварии

Из существующих стран-операторов истребителя стоит отметить:

  • Южнокорейская республика. На вооружении состоят 50 единиц T-50, 10 T-50B, 22 TA-50 и 60 FS-50.
  • Индонезия. 15 единиц T-50i.
  • Филиппины. 12 единиц FA-50PH.
  • Ирак. 18 единиц T-50IQ.
  • Таиланд. 4 единицы T-50TH.

Многие государства из приведенного списка закономерно продлили контракты на поставку. Увеличивая летный парк машин класса FA-50. Что подтверждает перспективность машины, интерес к ней.

Характеристики и описание истребителя FA-50, его операторы и аварии

Технические характеристики

Во всех модификациях FA-50 представляет собой легкий истребитель, летающий на сверхзвуковых скоростях. Детальные характеристики машины представлены ниже:

Наименование параметра Единицы измерения Величина
Габариты Миллиметров
Длина 13140
Высота 4940
Размах крыла 9450
Масса Тонн
Собственная 6,35
С загрузкой (максимум) 13,5
Масса топлива в баках Тонн 2,16
Двигательная установка General Electric F404
Скорость, максимум Тысяч километров в час 1,49
Дальность полета Тысяч километров 1,85
Высота полета, максимум Тысяч километров 14,63
Экипаж Человек 2

Характеристики и описание истребителя FA-50, его операторы и аварии

Из вооружения самолет получил серьезный боезапас. Это управляемые ракеты класса «воздух-воздух» AIM-9 Sidewinder, AIM-120 AMRAAM. Из неуправляемых ракетных снарядов на борту присутствуют Hydra 70, LOGIR. Возможно оснащение бомбами. Как обычными, так и с корректировкой. Всего у истребителя 7 точек подвески.

В левом крыле истребителя размещена пушка типа M61 (20 миллиметров, автомат). Разницу в модификациях FA-50 представляет радиолокационное оборудование. Например, у Block 10/FA-50GF присутствует РЛС Elta EL/M-2032. В то время как Block 20/FA-50PL оснащают Raytheon PhantomStrike. Возможен монтаж прицельного контейнера Lockheed Martin Sniper.

Характеристики и описание истребителя FA-50, его операторы и аварии

Что известно об авариях и инцидентах

По понятным причинам сведения об авиакатастрофах засекречены, не разглашаются. Однако стало известно о крушении Т-50 индонезийских ВВС под Джокьякартой на острове Ява. Оба пилота не сумели спастись, погибли. Детали расследования аварии не озвучивались.

Характеристики и описание истребителя FA-50, его операторы и аварии

Итоги

FA-50 представляет собой перспективный с точки зрения дальнейшей модернизации истребитель. К тому же участие специалистов корпорации Lockheed Martin в разработке самолета позволяет предположить, что машина должна была получиться достойной. Разумеется, не такой, как передовые образцы ведущих производителей. Но и не плохоньким середнячком. Сложить мнение о самолете позволит сравнение с конкурентами:

Наименование модели Як-130 Aermacchi M-346 Hongdu L-15 Aero L-159 ALCA KAI T-50
Страна-производитель Россия Италия КНР Чехия Южная Корея
Принятие на вооружение, год 2010 2011 2013 2001 2007
Параметры
Размах крыла, метров 9,84 9,72 9,48 9,54 9,45
Длина, метров 11,49 11,49 12,27 12,72 13,14
Масса, тонн (пустой) 4,60 4,60 4,96 4,35 6,47
Масса взлетная, тонн 10,29 10,20 9,50 8,00 12,30
Боевая нагрузка, тонн 3,00 3,00 3,00 2,70 3,74
Потолок, километров 12,50 13,70 16,00 13,20 14,63
Дальность полета, километров 2000 1060 1479 936 1640
Скорость, километров в час (максимум) 960 (1060 без подвесок) 2000 3100 1600 1851
Двигательная установка, тип 2 × ТРД АИ-222-25 2 × ТРД Honeywell/ITEC F124-GA-200 2 × ТРД АИ-222-25Ф 1 × ТРД Honeywell F124-GA-100 1 × ТРД General Electric F404
Тяга двигателя, Килоньютонов 2 × 24,7 2 × 27,8 2 × 24,7 (41,2) 1 × 28,2 1 × 53,07 (78,7)

Как видно из приведенных данных, FA-50 сопоставим по характеристикам с машинами других производителей. А по дальности полета, высоте даже превосходит отдельно взятые модели. Но все же, с учетом всех преимуществ, истребитель относится к 4 поколению. В то время как ведущие производители уже имеют на выходе машины 5 поколения. Возможно, не гиперскоростные. Но зато богато оснащенные электроникой. С компьютеризацией, высокой степенью автоматизации. Умеющие запускать управляемые, самонаводящиеся снаряды, дроны. И с дальнейшей перспективой развития.

Отдельного обсуждения заслуживают надежды Польши на «мягкую» модернизацию истребителей, собственных ВВС. Конечно, существующие МиГ-29, Су-22 явно устарели. И вряд ли способны конкурировать с новыми машинами, разработанными в других странах. Однако «корейское чудо» может стать грандиозным фиаско.

Характеристики и описание истребителя FA-50, его операторы и аварии

Поскольку хороший истребитель стоит весьма дорого. И было бы большой ошибкой считать, что американцы из Lockheed Martin станут развивать производство новейших истребителей в Азии. Фактически взращивая собственных конкурентов. Что крайне невыгодно во всех отношениях.

И опыт показывает, что создать самолет «с нуля» (а до этого Южная Корея не имела опыта в производстве истребителей) не так просто. В то время как у России, США, КНР имеется многолетний опыт. Собственные уникальные технологии. Все то, что позволяет создать действительно боеспособные, мощные, эффективные машины.

FA-50 — интересная, сравнительно недорогая разработка истребителя. К тому же попытка Сеула создать собственный самолет с минимальным привлечением сторонних технологий. Что из этого выйдет, покажет время.

Полунин Сергей Владимирович

Образование - высшее юридическое

Оцените автора
Добавить комментарий