Об истребителе южно-корейского производства FA-50, его характеристиках известно, что его разрабатывали для масштабной модернизации ВВС Польши. Существующих машин американского производства явно недостаточно. И на новые поставки рассчитывать не приходится. В то время как оставшиеся от СССР МиГ-29, Су-22 возложенные задачи выполнить не могут. Даже с учетом модернизации.
Разработка истребителя
Не секрет, что число разработчиков современной боевой авиации, самолетов в мире можно пересчитать по пальцам одной руки. Поскольку необходимо обладать развитыми технологиями, знаниями, опытом. Уметь проектировать, создавать авиационные двигатели. Разрабатывать новые перспективные материалы, такие как композиты. И содержать серьезный штат инженеров, профильных специалистов. Все это не достигается за один день. И даже за год.
В число ведущих производителей самолетов входят США, Франция, КНР, Россия. А в последнее время – и Южная Корея. В начале нулевых корпорация KAI приступила к созданию истребителя FA-50. В основу лег проект учебно-тренировочной машины с индексом T-50. Кстати, ее разрабатывали при непосредственном участии специалистов Lockheed Martin.
Инженеры поработали над планером, двигателем, оборудованием и вооружением самолета. Разработка затянулась на несколько лет. В результате чего первый полет опытного образца состоялся только в 2011 году. К тому времени ВВС Южной Кореи уже готовы были принимать новые самолеты на вооружение.
И уже через 4 года первые партии истребителей «пошли в войска». Готовность получить самолеты высказали Ирак, Филлипины. А затем и Польша.
Внешний вид
Внешне FA-50 – копия своего предшественника, T-50. Это легкий сверхзвуковой истребитель 4 поколения. Многоцелевого назначения. Экипаж состоит из 2 человек. Машина создана по нормальной аэродинамической схеме. Крыло – стреловидное, с высоким размещением. Нос слегка опущен. Летчики размещаются в кабине по тандемной схеме. Самолет может нести:
- управляемые ракеты класса «воздух-воздух», «воздух-земля»;
- неуправляемые ракетные снаряды;
- бомбовую нагрузку.
Считается, что FA-50 во многом похож на другой южнокорейский самолет. Samsung KTX-2. Поскольку для разработки последнего также привлекались специалисты американской корпорации Lockheed Martin.
История эксплуатации
Истребитель FA-50 состоит на вооружении южнокорейских ВВС с 2015 года. В 2011 году Индонезия заявила о желании приобрести самолеты модификации T-50. Известно, что самолеты производились также для Филиппин и Ирака. А в июле 2022 года стало известно о заключении долгосрочного контракта с Польшей.
Фактически самолет существует в нескольких модификациях:
- FA-50. Базовая (Block 50).
- FA-50 (Gap Filler).
- FA-50PL (поставки для Польши).
Различаются они вооружением, оборудованием. Как такового масштабного опыта эксплуатации машины нет. К тому же до этого Южная Корея не занималась разработкой собственных боевых самолетов, используя иностранные машины. Возможно, первый блин в этом деле рискует выйти «комом».
Операторы
К числу известных эксплуатантов истребителя в скором времени примкнет и Польша. Для польских ВВС предусмотрены поставки самолетов в модификации GF. В дальнейшем они получат отдельный индекс, PL. Предполагается, что готовая машина будет внешне приближена к FA-50 Block 20.
В этом проекте польская сторона имеет свой интерес. Обещанные поставки американских машин, F-35, пока не зафиксированы документально. В то время как самолеты для ВВС нужны уже сегодня. Оставшиеся со времен блока стран Варшавского договора советские МиГ-29, Су-22 подлежат списанию. Поскольку не соответствуют современным условиям.
Подразумевается, что FA-50PL станет унифицированной машиной с возможностью дальнейшей модернизации.
К тому же изменения в конструкции, вооружении проектируемого истребителя выполнялись с учетом пожеланий польских заказчиков.
По условиям контракта между Сеулом и Варшавой планируется не только поставка авиации. Но и обучение пилотов. Подготовительные работы. Передача необходимых для эксплуатации технических данных. В первую партию должны войти 12 машин. Полное выполнение условий поставки планируется до конца 2023 года.
По информации из других источников, самолеты FA-50PL попадут в Польшу никак не раньше 2025 года. А последние истребители передадут заказчику не раньше 2028 года. За это время планируется наладить серийное производство, обучить пилотов. И постепенно вывести из эксплуатации старые польские МиГи, Су.
Из существующих стран-операторов истребителя стоит отметить:
- Южнокорейская республика. На вооружении состоят 50 единиц T-50, 10 T-50B, 22 TA-50 и 60 FS-50.
- Индонезия. 15 единиц T-50i.
- Филиппины. 12 единиц FA-50PH.
- Ирак. 18 единиц T-50IQ.
- Таиланд. 4 единицы T-50TH.
Многие государства из приведенного списка закономерно продлили контракты на поставку. Увеличивая летный парк машин класса FA-50. Что подтверждает перспективность машины, интерес к ней.
Технические характеристики
Во всех модификациях FA-50 представляет собой легкий истребитель, летающий на сверхзвуковых скоростях. Детальные характеристики машины представлены ниже:
Наименование параметра | Единицы измерения | Величина |
Габариты | Миллиметров | |
Длина | 13140 | |
Высота | 4940 | |
Размах крыла | 9450 | |
Масса | Тонн | |
Собственная | 6,35 | |
С загрузкой (максимум) | 13,5 | |
Масса топлива в баках | Тонн | 2,16 |
Двигательная установка | — | General Electric F404 |
Скорость, максимум | Тысяч километров в час | 1,49 |
Дальность полета | Тысяч километров | 1,85 |
Высота полета, максимум | Тысяч километров | 14,63 |
Экипаж | Человек | 2 |
Из вооружения самолет получил серьезный боезапас. Это управляемые ракеты класса «воздух-воздух» AIM-9 Sidewinder, AIM-120 AMRAAM. Из неуправляемых ракетных снарядов на борту присутствуют Hydra 70, LOGIR. Возможно оснащение бомбами. Как обычными, так и с корректировкой. Всего у истребителя 7 точек подвески.
В левом крыле истребителя размещена пушка типа M61 (20 миллиметров, автомат). Разницу в модификациях FA-50 представляет радиолокационное оборудование. Например, у Block 10/FA-50GF присутствует РЛС Elta EL/M-2032. В то время как Block 20/FA-50PL оснащают Raytheon PhantomStrike. Возможен монтаж прицельного контейнера Lockheed Martin Sniper.
Что известно об авариях и инцидентах
По понятным причинам сведения об авиакатастрофах засекречены, не разглашаются. Однако стало известно о крушении Т-50 индонезийских ВВС под Джокьякартой на острове Ява. Оба пилота не сумели спастись, погибли. Детали расследования аварии не озвучивались.
Итоги
FA-50 представляет собой перспективный с точки зрения дальнейшей модернизации истребитель. К тому же участие специалистов корпорации Lockheed Martin в разработке самолета позволяет предположить, что машина должна была получиться достойной. Разумеется, не такой, как передовые образцы ведущих производителей. Но и не плохоньким середнячком. Сложить мнение о самолете позволит сравнение с конкурентами:
Наименование модели | Як-130 | Aermacchi M-346 | Hongdu L-15 | Aero L-159 ALCA | KAI T-50 |
Страна-производитель | Россия | Италия | КНР | Чехия | Южная Корея |
Принятие на вооружение, год | 2010 | 2011 | 2013 | 2001 | 2007 |
Параметры | |||||
Размах крыла, метров | 9,84 | 9,72 | 9,48 | 9,54 | 9,45 |
Длина, метров | 11,49 | 11,49 | 12,27 | 12,72 | 13,14 |
Масса, тонн (пустой) | 4,60 | 4,60 | 4,96 | 4,35 | 6,47 |
Масса взлетная, тонн | 10,29 | 10,20 | 9,50 | 8,00 | 12,30 |
Боевая нагрузка, тонн | 3,00 | 3,00 | 3,00 | 2,70 | 3,74 |
Потолок, километров | 12,50 | 13,70 | 16,00 | 13,20 | 14,63 |
Дальность полета, километров | 2000 | 1060 | 1479 | 936 | 1640 |
Скорость, километров в час (максимум) | 960 (1060 без подвесок) | 2000 | 3100 | 1600 | 1851 |
Двигательная установка, тип | 2 × ТРД АИ-222-25 | 2 × ТРД Honeywell/ITEC F124-GA-200 | 2 × ТРД АИ-222-25Ф | 1 × ТРД Honeywell F124-GA-100 | 1 × ТРД General Electric F404 |
Тяга двигателя, Килоньютонов | 2 × 24,7 | 2 × 27,8 | 2 × 24,7 (41,2) | 1 × 28,2 | 1 × 53,07 (78,7) |
Как видно из приведенных данных, FA-50 сопоставим по характеристикам с машинами других производителей. А по дальности полета, высоте даже превосходит отдельно взятые модели. Но все же, с учетом всех преимуществ, истребитель относится к 4 поколению. В то время как ведущие производители уже имеют на выходе машины 5 поколения. Возможно, не гиперскоростные. Но зато богато оснащенные электроникой. С компьютеризацией, высокой степенью автоматизации. Умеющие запускать управляемые, самонаводящиеся снаряды, дроны. И с дальнейшей перспективой развития.
Отдельного обсуждения заслуживают надежды Польши на «мягкую» модернизацию истребителей, собственных ВВС. Конечно, существующие МиГ-29, Су-22 явно устарели. И вряд ли способны конкурировать с новыми машинами, разработанными в других странах. Однако «корейское чудо» может стать грандиозным фиаско.
Поскольку хороший истребитель стоит весьма дорого. И было бы большой ошибкой считать, что американцы из Lockheed Martin станут развивать производство новейших истребителей в Азии. Фактически взращивая собственных конкурентов. Что крайне невыгодно во всех отношениях.
И опыт показывает, что создать самолет «с нуля» (а до этого Южная Корея не имела опыта в производстве истребителей) не так просто. В то время как у России, США, КНР имеется многолетний опыт. Собственные уникальные технологии. Все то, что позволяет создать действительно боеспособные, мощные, эффективные машины.
FA-50 — интересная, сравнительно недорогая разработка истребителя. К тому же попытка Сеула создать собственный самолет с минимальным привлечением сторонних технологий. Что из этого выйдет, покажет время.
Потолок 14 тысяч километров. Да, могут же азиаты, когда захотят. : )