Saab 32, иначе Lansen, интересен своим описанием и летными характеристиками. Шведские производители техники представлены в мире не так весомо, как хотелось бы. Но автомобили Volvo, Saab по праву занимают ведущее место среди себе подобных. К тому же Saab – это корпорация, производящая не только тягачи. Но и военную технику. Самолеты. Узнаем, что же такое Saab 32. О преимуществах, недостатках машины.
История создания истребителя
Сложная ситуация с реактивными самолетами в конце концов разрешилась. Даже проблемные разработки немецких авиаторов пришли на помощь. И позволили «провести работу над ошибками». Крах Третьего Рейха не позволил завершить проект полноценного, боеспособного реактивного истребителя. Однако другие разработчики использовали опыт немецких конструкторов. К тому же амбиции не давали покоя многим. Не только таким безусловным лидерам, как США и СССР.
Внезапно на карте событий появилась Швеция. Но создание самолета «с нуля» — дело хлопотное. Хотя и перспективное. Шведы упорно пытались разрабатывать тему поршневых моторов. Не сбрасывая со счетов также и реактивные двигатели, как более мощные. С возможностью дальнейшего развития. На момент разработки машины с индексом «32» SAAB являлся главным концерном, разработчиком ведущих технологий в разных областях. От автомобилей до самолетов. К тому же очень пригодился опыт немецких коллег.
Однако шведские специалисты вовсе не занимались прямым копированием чужих разработок. Saab 21 по дизайну никак не похож на прочие модели. По сути, истребитель стал новаторским. Во всех смыслах.
Началось все с поступления предложения правительства Швеции в адрес руководства концерна SAAB. Непосредственно по теме создания перспективного самолета 1 поколения. Причем в дальнейшем модель предполагалось сделать базовой для последующих модернизаций. Пару слов об индексации, принятой в шведской авиации:
- J – истребитель.
- А – штурмовик.
- B – бомбардировщик.
- S – разведчик.
- T – учебный вариант.
В дальнейшем это поможет разобраться с классификацией самолетов. Понять, куда конструкторы шагнули после создания первого истребителя. Тем не менее, изначально Saab 32 должен был стать универсальным. Разведывательным, штурмовиком, истребителем. И заменить «старичка» Saab 18.
Отчасти история создания Saab 32 пересекается с темой разработок специалистов из концерна Messerschmitt. После окончания Второй Мировой войны часть конструкторов осела в нейтральной Швейцарии. А затем – интересный поворот: документация на реактивные истребители была… продана. А купил ее Фрид Венстрем из Швеции. Компании Saab.
Получается, что к разработке Saab 32 идеи немецких авиаконструкторов имеют непосредственное отношение. В руки к шведам попали наработки по Messerschmitt P.1101. Возможно, это только легенда. Но идеи, заложенные в немецкий истребитель, подтолкнули многих конструкторов. Именно поэтому первые модели европейских (да и советских) реактивных истребителей так схожи между собой. Далее детально рассмотрим, что из себя представляет Saab 32.
Конструкция
В чем-то Saab 32 напоминает предшественников. Решения других производителей. В то же время является оригинальной разработкой. Извечный компромисс, два двигателя или один, был решен в пользу последнего варианта. Все проще. И не стоит заморачиваться с аэродинамикой.
Итак, в отношении Saab 32 имеем одномоторный, однодвигательный истребитель. Идея ничуть не хуже прочих. Долгое время в компании не утихали диспуты. Какую же все-таки выбрать схему размещения двигателей. В итоге все же остановились на решении с одним мотором. Еще один вопрос, почему воздухозаборники сместились на боковые плоскости. Ответ прост: на носу разместили РЛС. Решение простое, но эффективное. Что касается разведывательной модификации, то здесь конструкторам пришлось решать, где именно монтировать аппаратуру. Выход нашелся: не непосредственно на носу, а на соответствующем выступе, на фюзеляже.
Что касается версии для фотосъемки, то такой Saab 32 получил целых 4 камеры.
2 типа SKa 17 и две – SKa 18. Определенные вопросы возникают в связи с назначением истребителя. Почему самолет решили делать универсальным. Дело в том, что географическое расположение Швеции предполагает протяженную береговую линию. Плюс – сложные климатические условия. То есть ВВС нуждались в истребителе, способном вылетать в любую погоду. Всепогодном. В любое время суток. И успешно решать поставленные задачи.
Что касается создания РЛС, то ее разрабатывали именитые производители электроники. Компания Ericsson. Известная не только как лидер в области решений для зарождающейся в конце 20 столетия мобильной связи. Но и как ведущий поставщик электронных устройств.
Когда дошел ход до поиска мотора для будущего истребителя, то здесь возникли варианты. Поначалу за основу взяли разработку STAL Dovern. Но, как оказалось, их планировали «на перспективу». Для будущего самолета Saab 35. Того, который, в свою очередь, должен был сменить Saab 32.
Впоследствии двигатель взяли у коллег, британцев. Rolls-Royce Avon. В дальнейшем моторы стали собирать на местных заводах. И здесь закономерно возникает «имя» еще одного ведущего шведского бренда. Volvo. Поскольку именно ему принадлежали активы Svenska Flygmotor AB. Компании, производящей двигатели для истребителей.
Модификации
Поскольку Saab 32 изначально задумывался как «универсал», не мудрено, что машина стала основой для последующих узкоспециализированных модификаций. Различного назначения. Со своим спектром задач. Далее узнаем, во что же превратили истребитель конструкторы.
A 32A
Данная модель – реальный штурмовик. Сменил Saab B 18. Предназначен для подавления как наземных, так и морских объектов. В течение 3 лет, с 1955 по 1958 годы ВВС получили почти 300 единиц самолетов. Машины использовались, действовали до 1978 года, после чего были заменены новыми.
S 32C
Модификация для разведки. Предполагалось заменить Saab S 18, используя самолет для морского патрулирования. Однако в будущем S 32C успешно применялся для фотосъемки. Активно использовался в период пятидесятых.
J 32B
J 32B – это истребитель для любой погоды. Особенно в ночное время с ограниченной видимостью. Период активного использования – с 1958 по 1960 годы. В дальнейшем часть самолетов стала учебными мишенями.
J 32D
Узкоспециализированная модель для буксировки мишеней. В такой роли J 32 служил вплоть до 1997 года. Основой для модификации стала часть самолетов J 32B.
J 32E
«Рабочая лошадка». Модель для учебных полетов, отработки радиоэлектронной борьбы. Основой стал все тот же J 32B. Оставался в строю до конца девяностых.
Где состоял на вооружении
Предсказуемо самолет использовался в ВВС Швеции. Экспортные поставки не предполагались. От начала и до конца эксплуатации Saab 32 не покидал воздушное пространство страны, где и был создан. И оправдал возложенные на него надежды.
Характеристики истребителя
Данные о конструкции, технических данных самолета позволяют окончательно «сложить пазл». Составить мнение о машине. Что известно о Saab 32:
Наименование параметра | Единицы измерения | Величина |
Габариты | Миллиметров | |
Длина фюзеляжа | 14940 | |
Высота | 4650 | |
Размах крыла | 13000 | |
Вес самолета | Тонн | |
Собственный | 7,5 | |
Взлетный (максимум) | 13,5 | |
Двигательная установка | — | Свенска Флюгмотор RM6A |
Количество моторов | — | 1, реактивный |
Тяга двигателя | Килоньютонов | 47,0/65,3 |
Скорость, максимум | Километров в час | 990 (на высоте 11 километров) |
Дальность полета | Тысяч метров | 2,0 |
Высота подъема, максимум | Тысяч метров | 15,0 |
Скорость подъема | Метров в секунду | 100, 0 |
Экипаж | Человек | 2 |
По внешнему виду Saab 32 чем-то неуловимо напоминает старый добрый советский МиГ-21. Такое же расположение крыла, внизу фюзеляжа. Воздухозаборники самолета размещены по бокам. Крыло – стреловидное. Пилоты в кабине располагаются один за другим. Шасси создано по классической схеме. Три колеса: одно впереди, два других – под крыльями. В целом ничего особенного. Но, учитывая, что это был первый опыт создания собственного реактивного самолета, Saab 32 достоин внимания.
Вооружение
Сразу же сделаем скидку на то, что это истребитель прошлого века. Созданный в пятидесятых годах. Поэтому не стоит ждать от Saab 32 каких-то особенных открытий, новаторских решений. Это типичная «рабочая лошадка». Почти неприметная. Тем не менее, достаточно оснащенная вооружением для своего времени. Что имеется на борту:
- Пушки в количестве 4 единиц. Калибр 30 миллиметров.
- Управляемые ракеты класса «воздух – воздух». 4 единицы типа Rb.24.
- Управляемые ракетные снаряды противокорабельного типа (Rb.04C).
Получается, что Saab 32 изначально задумывался как «универсальный солдат». С возможностью атаки на надводные цели. Противостояния самолетам противника. И перспективами развития.
Практика показала, что Saab 32 прекрасно справился с поставленными задачами. Как охраняя береговую линию, так и защищая воздушное пространство Швеции. Возможно, что определенную роль сыграло отсутствие внешних угроз. Однако и с учетом данных факторов Saab 32 отлично справлялся с поставленными задачами. Иначе бы истребитель не задержался настолько надолго в строю.
Итоги
Разумеется, сейчас машина уже устарела. 1 поколение есть 1 поколение. Но, с учетом технических решений, примененных технологий, Saab 32 по-прежнему интересен. К тому же в нем воплотились некоторые идеи немецких разработчиков. И подтолкнули дальнейшее развитие авиации. В том числе реактивной.
Возможно, если бы к Фриду Венстрему не попала документация по разработкам немцев, шведская модель развития реактивных самолетов пошла бы по другому пути. Или вообще бы никуда не пошла. Сейчас же остается только изучать опыт создания истребителей, таких как Saab 32. И принимать факты. С которыми не поспоришь.
❤️ Горячие девчонки ждут тебя — https://ero4.fun/sex