Характеристики и описание самолета Ла-9, его история и эксплуатация

Истребитель Ла-9 — образец послевоенного советского самолетостроения. От предшественников он отличался усовершенствованным корпусом, меньшим весом и большим количеством вооружения. Летные показатели улучшились, благодаря изменениям в технических характеристиках самолета Ла-9, хотя по описанию он похож на Ла-7. Срок его службы был недолгим, так как монопланы вскоре вытеснили самолеты с реактивным двигателем.

История разработки и испытания

В конце Великой Отечественной войны конструкторское бюро С. А. Лавочкина столкнулось с важной проблемой. Самолеты Ла-7 с деревянным корпусом быстро выходили из строя. Они портились от дождя, были непригодны для полетов в плохую погоду и стоянки под открытым небом. Инженеры нашли логичное решение — заменить дерево более устойчивым к неблагоприятным условиям материалом.

В 1945 году прототип новой модели под номером 120 показал хорошие результаты, но его подвел новый двигатель. За время пробных полетов пришлось заменить пять агрегатов. В целом картина получилась смазанной, и испытания остановили.

Следующая модель с доработанным двигателем получила номер 126 и новую конструкцию крыла. Окончательным вариантом стал самолет 130, собранный на авиастроительном заводе №21 «Сокол» в Нижнем Новгороде. Заводские испытания проходили на заводе №301 в московских Химках. Машина успешно прошла тридцать полетов.

В июне 1946 года модель 130 испытывали и доводили до готовности в НИИ ВВС, так как в КБ С. А. Лавочкина возможности были ограничены. В числе доработок был расчет оптимальной нагрузки на рычаг управления, очередная замена двигателя и повышение устойчивости. Финальные испытания прошли успешно в октябре 1946 года.

Конструкция самолета

Модель истребителя-моноплана 130 получила название Ла-9. Корпус самолета был цельнометаллическим. Крылья ламинарного профиля оснастили посадочными щитками, расположенными под углом 60 градусов, и элеронами «Фрайз» с аэродинамической компенсацией в 25 процентов.

Самолет Ла-9 оснастили мощным двигателем АШ-82ФН с непосредственным впрыскиванием топлива.

Центральный бак для топлива был сделан из жесткого металла, а центропланные и консольные баки — из мягкого материала. Фюзеляж состоял из передней и хвостовой части, соединенных в четырех узлах болтами. Шпангоуты обеих частей были изготовлены из листов дюралюминия. В хвостовой части имелись стрингеры и четыре лонжерона.

В передней части на сварной ферме крепился двигатель, вооружение и располагалась кабина пилота. Раздвижной фонарь защищало бронестекло. Средняя часть отодвигалась лебедкой и при аварийной ситуации отбрасывалась в полете с помощью специального устройства.

Вертикальное хвостовое оперение состояло из руля поворота и киля, слитого с фюзеляжем. Цельнометаллический каркас хвостового оперения был обтянут прочной тканью перкалью.

Опоры двухстоечного шасси самолета Ла-9 оснащались масляно-пневматическими амортизаторами, а колеса — двухсторонними пневматическими тормозами. Хвост тоже покоился на опоре с колесом. При взлете все шасси убирались внутрь фюзеляжа.

Вооружение

На самолет Ла-9 устанавливали четыре синхронные пушки НС-23с с запасом патронов. Истребитель считался передовым по мощности вооружения в конце 40-х годов. С помощью пневмоэлектрического управления пилот мог стрелять из пары верхних или нижних пушек, а также открывать огонь одновременно из четырех орудий.

Конструкция пушки НС-23с разработана инженерами А. Э. Нудельманом и А. Сурновым в ОКБ-16 на базе пушки НС-37, но под новый патрон с уменьшенным зарядом. Благодаря оснащению штатного противотанкового патрона переобжатой под меньший калибр гильзой и новым звеном снизилась начальная скорость снаряда, отдача и габариты орудия.

Пушка НС-23с испытывалась на истребителе Як-9 и была принята на вооружение в 1944 году. Ее технические характеристики:

Критерий Значение
Тип орудия Одноствольное автоматическое
Калибр 23 миллиметра
Тип отдачи Короткий ход ствола (меньше хода затвора)
Общая длина орудия 1985 миллиметров
Высота 256 миллиметров
Ширина 165 миллиметров
Длина ствола 1450 миллиметров
Вес орудия 37 килограмм
Скорость стрельбы 600 выстрелов в минуту
Начальная скорость патрона 700 метров в секунду
Вес снаряда 200 грамм
Тип патронов Бронебойно-зажигательный

Осколочно-зажигательный

Запас патронов 600 штук

В самолете Ла-9 использовали оптический прицел АСП-1Н, разработанный в ОКБ-16. По конструкции он был аналогичен прицелу МК-2Д, который попал в СССР вместе с поставленными в военные годы английскими истребителями.

Преимущества, недостатки, особенности

Кабина самолета Ла-9 была лучше оборудована, чем у его предшественника. Пилот пользовался радиополукомпасом (РПК), авиагоризонтом, полукомпасом, аппаратом опознавания «свои-чужие» СЧ-3М. Также в кабине имелся радиоприемник РСИ-6М и передатчик РСИ-6.

При перегрузках пилот мог дышать с помощью кислородного прибора КП-14 с запасом кислорода в баллоне на 4 литра.

Преимущества самолета Ла-9:

  • благодаря металлическому фюзеляжу машина стала легче на 150 килограмм;
  • появились удобные основные рычаги управления;
  • повысилась устойчивость при взлете и наборе высоты;
  • аппарат лучше слушался руля благодаря удалению предкрылков, которые в модели Ла-7 выдвигались несинхронно и мешали управлению.

Во время испытаний пилоты отметили удобное положение кресла в кабине, благодаря которому длительный полет не вызывал сильной усталости. Обзор из кабины истребителя Ла-9 был лучше, чем у американского «Тандерболта» и немецкого ФВ-190.

Заостренный носик центроплана улучшил штопорные свойства машины. Главное преимущество истребителя Ла-9 перед Ла-7 и Як-9 — высокая продолжительность и дальность полета. При большем запасе топлива он мог сопровождать бомбардировщики на протяжении всего радиуса их действия. Также Ла-9 мог максимально выполнять боевые задачи даже в плохую погоду благодаря более мощному огневому залпу.

Недостатки истребителя:

  • отсутствие автоматической винто-моторной группы;
  • задний обзор затрудняла антенна;
  • скорости не хватало для пикирования;
  • не оснащался светом для ночных вылетов;
  • уступал в маневренности истребителю Як-3.

Самолет оснащался смешанной системой управления: жесткой тягой регулировался руль высоты и элероны, а с помощью тросов двигался руль направления. На истребителе Ла-9 устанавливали фотопулемет «Файрчайлд» шестого типа.

Выход в серийное производство

Истребитель Ла-9 производился с 1946 по 1949 год на заводе «Сокол». В 1947 году на вооружение ВС СССР были приняты тридцать самолетов. Устройство машин совершенствовали без отрыва от производства. К 1948 году и 197 поправок спустя появилась учебно-тренировочная двухместная модель УЛа-9. Ее производили на заводе в Улан-Уде до 1948 года.

Самолет Ла-9М с увеличенной дальностью полета позже стал прототипом Ла-11. У истребителя Ла-9РД появились два пульсирующих воздушно-реактивных двигателя, спроектированных конструктором В. Н. Челомеем. При этом самолет потерял в маневренности, дальности полета и взлетно-посадочных характеристиках. В 1947 году на авиапараде в Тушино шум его реактивных двигателей оглушил толпу.

За три года производства из заводских ангаров вышли 1882 истребителя Ла-9 в боевом и тренировочном варианте.

Эксплуатация

Первая партия самолетов Ла-9 проходила испытания на аэродроме в Теплом стане. Истребитель находился в эксплуатации Воздушных армий в Польше, Румынии, Маньчжурии и в Московском военном округе. Советский Союз поставлял самолеты Ла-9 в Китай. Там их использовали до конца 50-х. В СССР истребители сняли с вооружения в 1952 году.

Во время эксплуатации случались поломки. В 1948 году частой проблемой были сломанные шасси. При посадке одна из стоек уходила внутрь фюзеляжа при соприкосновении колес с землей.

В 1951 году на вооружении советских ВВС состояли 640 истребителей Ла-9. Часть самолетов переделывали в учебно-тренировочные, часть поставляли за рубеж. Рабочие истребители приспособили к ночным полетам с помощью светотехники.

ЛТХ

Самолет Ла-9 комплектовался одним парашютом. Пилот внутри кабины был защищен бронированной стенкой толщиной 8,5 миллиметра. Кресло из дюралюминия с мягкой спинкой регулировалось по высоте, а под сиденьем был уложен парашют.

Летно-технические характеристики истребителя:

Критерий Значение
Длина 860 сантиметров
Высота 360 сантиметров
Размах крыльев 10 метров
Площадь крыла 18 квадратных метров
Номинальный вес 2600 килограмм
Масса при взлете 3400 килограмм
Максимальный вес на взлете 3700 килограмм
Тип двигателя 14-цилиндровый

Звездообразный

Вес двигателя 868 килограмм
Объем двигателя 41,2 литра
Мощность двигателя 1850 лошадиных сил

2500 оборотов в минуту

Время разгона двигателя 5 минут
Система охлаждения Воздушная
Тип топлива Бензин
Скорость самолета на высоте 700 километров в час
Крейсерская скорость 380 километров в час
Скорость у земли 640 километров в час
Скорость подъема при взлете 24 метра в секунду
Дальность полета 1700 километров
Предельная высота полета 11000 километров
Количество топливных баков 5 штук
Объем центрального бака 270 литров
Объем центропланного бака 210 литров
Объем консольного бака 60 литров
Размер основных колес 600х200 миллиметров
Размер хвостового колеса 300х125 миллиметров
Количество пушек 4 штуки
Экипаж 1 пилот

В XXI веке истребитель Ла-9 является раритетным образцом авиатехники. Его можно увидеть в музеях авиации в Румынии и Китае. В 2001 году самолет, бывший в эксплуатации в китайских ВС, восстановила компания Pioneer Aero Restorations из Новой Зеландии. Отреставрированный Ла-9 поднимался в воздух на авиашоу в городе Уанака. Позже он отправился к частному коллекционеру в США.

Полунин Сергей Владимирович

Образование - высшее юридическое

Оцените автора
Добавить комментарий