Что бы не пропустить лучшие материалы с сайта

А также задавать вопросы в комментариях и получать ответы

Российский дальний стратегический бомбардировщик Ту-22

Вторую половину двадцатого столетия можно смело назвать эпохой стратегических бомбардировщиков. Эти огромные машины, вооруженные самым смертоносным оружием, какое только придумал человек, барражировали на заоблачных высотах, символизируя неминуемость ответного удара. Они обеспечивали гарантированное взаимное уничтожение в случае начала ядерного конфликта.

Ту-22

После того, как СССР получил ядерное оружие, встал вопрос о способах его доставки на территорию вероятного противника. Пошли двумя путями: началась разработка межконтинентальных баллистических ракет и стратегических самолетов-бомбардировщиков, которые были вооружены ядерными бомбами или крылатыми ракетами.

Западные страны, в особенности США, значительно превосходили Советский Союз в этом направлении. В 1949 году в США был построен В-36 – первый самолет, который смело можно назвать стратегическим бомбардировщиком. СССР в этом же году начал серийное производство Ту-4 – точной копией американского самолета В-29. Но это скорее был дальний бомбардировщик, для «стратега» эта машина явно слабовата. Все вышеперечисленные машины являлись турбовинтовыми, но вскоре начинается новая эра в бомбардировочной авиации, «стратеги» преодолевают скорость звука.

ТУ-22М

Тогда еще не было зенитных ракет, которые могли доставать высокоскоростные самолеты на больших высотах, поэтому увеличение скорости машин серьезно повышало их боевые качества. Однако, полет на сверхзвуковых скоростях поставил перед конструкторами целый ряд сложнейших технических проблем.

В США были разработаны В-58 и А-5, а Советский Союз ответил на это созданием М-50 и Ту-22. Эти машины можно смело назвать шедеврами инженерной мысли, в них были собраны все технические достижения своего времени.

Бомбардировщик Ту-22 стал знаковой машиной для советской военной авиации. Этот самолет является настоящим долгожителем: свой первый полет он совершил в 1958 году, а закончилась его эксплуатация уже в России, в 1994 году. Ту-22 пережил несколько модернизаций, его последние модификации отличались от машины, которая была сделана под руководством гениального российского авиаконструктора Андрея Николаевича Туполева.

Ту-22

История создания и эксплуатации

История Ту-22 весьма интересна. В 1954 году Туполев предложил руководству страны два проекта новых стратегических реактивных бомбардировщика, чтобы заменить самолет Ту-16. Был выбран один из них. В 1958 году начались первые испытательные полеты. Они проходили довольно сложно: самолет не давал тех характеристик (прежде всего скорости), которые были указаны в техническом задании. Во время испытательных полетов произошло несколько катастроф, погибли люди.

Началось серийное производство самолета. Практически сразу выяснилось, что Ту-22 не соответствует требованиям по скорости и дальности полета. Кроме того, были выявлены многочисленные дефекты и недоработки, произошло несколько серьезных аварий. Несмотря на все доработки, машина смогла достичь скорости 1450 км/ч, хотя в техническом задании стояли цифры 1500-1600 км/ч. Существенно меньше от запланированной была дальность полета в сверхзвуковом и дозвуковом режиме. Продолжались поломки, отказы и катастрофы.

ТУ-22М3

В 1962 году Ту-22, еще не пройдя испытаний, начинает поступать в части Дальней авиации. Для самолета нужно было проводить реконструкцию аэродромов, увеличивать взлетно-посадочные полосы до 3000 метров. Освоение машины в войсках шло тяжело и сопровождалось многочисленными поломками и авариями. За характерную форму летчики прозвали новую машину «Шило».

У самолета была довольно высокая скорость взлета и посадки, при этом отработать их на существующих тренажерах было невозможно. Ту-22 оказался очень сложным в пилотировании. Из-за дефектов шасси при посадке часто возникали сильные вибрации, которые приводили к складыванию одного из шасси. Очень неудобной была кабина, пилоты не могли дотянуться до многих тумблеров и рычагов управления. На высоких скоростях из-за неудачного расположения двигателей, машина становилась трудноуправляемой. Летчики имели очень плохой обзор. Множество недостатков имела и силовая установка машины. Из-за нагрева в полете сильно деформировалась обшивка.

Ту-22

Экипаж состоял из командира, бортового оператора и штурмана. Ту-22 – один из немногих самолетов такого типа и с таким весом, который имел экипаж без второго пилота и штурмана.

История эксплуатации этой машины довольно драматична. По некоторым данным до 1975 года разбились более 70 самолетов Ту-22.

Отработать самолет смогли только к началу 70-х годов, хотя и позже с Ту-22 часто случались аварии.

Машина выпускалась на Казанском авиационном заводе. Всего было изготовлено 311 самолетов. Ту-22 участвовал в нескольких вооруженных конфликтах (ирано-иракская война, несколько конфликтов в Африке). Этот самолет активно экспортировали. Принимал участие Ту-22 и в афганской войне. Несколько Ту-22, переделанные под самолеты РЭБ, ставили помехи пакистанским истребителям.

Ту-22

На базе самолета Ту-22 были созданы самолет-разведчик, ракетоносец, самолет радиоэлектронной борьбы.

За время эксплуатации самолета известны случаи, когда экипаж отказывался лететь на Ту-22. Эта машина, безусловно, самой аварийной в советских ВВС. Особенно сложен был Ту-22К (ракетоносец). Командиром такого самолета мог стать только летчик первого класса.

Ту-22 был довольно сложен в обслуживании. К полету его нужно было готовить три с половиной часа, а предварительная подготовка занимала целый рабочий день. Обслуживание и ремонт двигателей, расположенных на большой высоте, был очень неудобен.

Однако, опыт, накопленный при ее создании и эксплуатации, позволил создать Ту-22М, который, несмотря на сходное название, был уже совсем другим самолетом. В российских ВВС Ту-22 еще использовался в начале 90-х годов, но постепенно машины ставили на консервацию или утилизировали.

Описание Ту-22

Самолет Ту-22 построен по нормальной аэродинамической схеме, имеет среднерасположенное крыло высокой стреловидности. Крыло имеет кессонную конструкцию.

Фюзеляж – полумонокок, разделенный на пять отсеков. В носовой части фюзеляжа находится РЛС, прикрытая радиопрозрачным колпаком. Дальше расположена кабина пилотов, с расположенными в ней приборами и органами управления. Вход в кабину осуществляется через нижние люки, через которые происходит и аварийная эвакуация экипажа. В третьем отсеке находится ниша для передней стойки шасси, а также топливные баки и некоторые виды оборудования.

Четвертый отсек – бомбовый, также здесь находятся два топливных бака. Пятый отсек – хвостовой, к нему прикрепляется хвостовое оперение и двигатели.

Взлет ТУ-22

Хвостовое оперение – однокилевое. Двигатели находятся в двух мотогондолах. Силовая установка состоит из двух двигателей ТРД РД-7М, на поздних машинах они были заменены на более надёжные РД-7М2, с более высокими техническими характеристиками.

Шасси – трехопорное, состоит из передней стойки, с двумя тормозными колесами и двух главных стоек, каждая из которых имеет по четыре тормозных колеса. Есть также и хвостовая опора. Ту-22 оснащен тормозным парашютом, контейнер которого расположен в хвостовой части самолета.

Ту-22 имеет три независимых гидравлических системы, одна из которых является аварийной.

Есть кондиционирование кабины экипажа, обогрев бомбового отсека и герметизация входных люков. Система спасения представлена катапультными креслами, которые сбрасываются вниз и оснащены системами жизнеобеспечения и аварийными запасами. При посадке в кабину кресла опускаются вниз, а затем вместе с пилотами, с помощью специального механизма, поднимаются наверх. Минимальная высота, на которой экипаж мог катапультироваться, составляла 350 метров.

Ту-22

Самолет Ту-22 был оснащен весьма совершенным для своего времени комплексом радиоэлектронного оборудования.

Боевая нагрузка до 9000 килограмм. В бомбовом отсеке могут быть установлены, как ракеты, так и бомбы. Для защиты задней полусферы на самолете имеется пушечная установка ДК-20 с пушкой Р-23 (262П), с дистанционным управлением.

Ту-22К мог нести одну крылатую ракету Х-22 «Буря» или 13 бомб свободного падения.

Схема ТУ-22

Технические характеристики

ТТХ Ту-22
Ту-22К
Blinder-B
Ту-22Р(Д)
Blinder-C
Технические характеристики
Экипаж3 (командир, штурман, оператор)
Длина, м42,6
Размах крыла, м23,646
Высота, м10,04
Площадь крыла, м²151,25
Коэффициент удлинения крыла3,7
Коэффициент сужения крыла3,68
Нормальная взлётная масса, кг92 00085 000
Максимальная взлётная масса, кг91 000
Нормальная посадочная масса, кг56 500/60 000 без/с Х-2255 400
Максимальная посадочная масса, кг65 00065 000
Масса топлива, кг42 90048 500
Объём топливных баков, л58530 (максимальный)
Силовая установка2 × ТРДФ РД-7М22 × ТРДФ ВД-7М
Лётные характеристики
Максимальная скорость, км/ч1610 / 1550

без/с Х-22

1410
Крейсерская скорость, км/ч950-1000 / 1200-1300
дозвуковая/сверхзвуковая
Практическая дальность, км
(на дозвуковой скорости
на сверхзвуковой скорости
с дозаправкой)
4400
1560
6150
5650
2400
7150
Боевой радиус, км2500-2700
Практический потолок, м13 30013 500
Нагрузка на крыло, кг/м²
(При нормальной взлётной массе)
608562
Тяговооружённость0,35850,352
Максимальная эксплуатационная перегрузка+2 g
Вооружение
Боевая нагрузка, кг3000/9000
Ракета «воздух-поверхность»1 × Х-22нет
Авиационные бомбы1 × ядерная 7У-31 или 246Н, различные виды свободнопадающих авиабомб
Оборонительное вооружение1 × 23 мм пушка 261П в установке ДК-20, 500 патр.