БПЛА Scythe («Коса») модели AQ-400 представлен совсем недавно. Разработчиком является украинская компания. Детали конструкции, «начинки» дрона не озвучиваются. Предположительно это будет беспилотник-«камикадзе». Предназначенный для нанесения неотвратимых ударов с воздуха по наземным целям. С дальностью действия почти в 800 километров. Пора ознакомиться с устройством аппарата.
Технические характеристики
Для каждого вооружения, БПЛА наибольший интерес представляют технические данные. Размеры, скоростные показатели дрона. Возможность нести аппаратуру, полезную нагрузку. О БПЛА «Скайт» известно следующее:
Наименование параметра | Единицы измерения | Величина |
Габариты | Миллиметры | |
Длина | Н/д | |
Ширина | Н/д | |
Высота | Н/д | |
Размах крыльев | Миллиметры | 2300 |
Масса | Килограммы | 100 |
Полезная нагрузка | Килограммы | 32 (возможно увеличение до 70) |
Дальность действия | Километры | 750 |
Скорость | Километры в час | |
Крейсерская | 144 | |
Максимум | 200 |
Не так уж много. Не считая нескольких фото «Скайта», размещенных в открытом доступе, больше никакой информации о дроне, БПЛА нет.
История создания
Украинская сторона не уточняет деталей создания дрона «Скайт». Известно, что разработкой/сборкой БПЛА занимается компания Terminal Autonomy. У ее истоков стоят два человека: Франциско Серра-Мартинс и Роман Антонов. Также не уточняется, где размещены производственные мощности. Официальный сайт компании практически не дает информации.
Озвученный объем производства составляет до 50 единиц БПЛА ежемесячно. Предполагается, что он может быть увеличен в 10 раз. Вероятно, для сборки дронов «Скайт» используются готовые узлы, детали, закупаемые у сторонних поставщиков. Таким образом работают многие современные компании.
Terminal Autonomy, до этого известная как One Way Aerospace, не объявляет результаты испытаний дрона. Как и сам факт их проведения. Большей частью общественности представлены видео- и фотоматериалы. Даже технические данные на дрон не даны в полном объеме.
Примечательно название БПЛА, «Скайт» (Scythe). Это коса. Причем та самая, которая по мифологии используется смертью. Украинские разработчики дрона уверены, что их продукт, БПЛА, будет буквально выкашивать подразделения, технику противника. Совершенно не учитывая фактор противодействия.
Наличие у РФ уже готовых БПЛА различного назначения. В том числе ударных. И развитой системы радиоэлектронной борьбы, отлично зарекомендовавшей себя в Сирии. И в конфликте на Донбассе. Даже западные источники неоднократно отмечали, что российские «глушилки» мгновенно выводят управляемую по GPS технику из строя. Делают самолеты, корабли «слепыми».
Вызывают отказ в управлении сложнейшими средствами вооружения. Пока же в Terminal Autonomy рассчитывают на серьезные финансовые вливания. Что позволит поставить производство дронов «Скайт» на поток. И довести количество выпускаемых беспилотников до фантастической цифры в 500 единиц.
Конструкция
Фюзеляж дрона «Скайт» имеет почти квадратную в сечении форму с сужениями на носу и корме. Размещение двигателя, винта – заднее. БПЛА оснащен двумя парами крыльев. Схема дрона – «утка». Задние заметно длиннее. Передние имеют законцовки, расположенные под прямым углом. Зато на задних находятся закрылки. Вероятнее, с их помощью оператор «Скайта» будет управлять маневрами дрона. В кормовой части БПЛА расположен киль, образованный двумя вертикальными плоскостями (сверху и снизу).
О материалах, использованных для изготовления дрона, размещении БЧ ничего не говорится. Запуск БПЛА «Скайт» осуществляется с эстакады. Вероятно, посадка беспилотника не предусматривается. По данным из других источников утверждается, что дрон может взлетать, используя спецтележку (эрзац-шасси). После отрыва от земли тележка сбрасывается.
Двигатель (предположительно) бензиновый, поршневой. Снабжен двухлопастным винтом. Такая схема удачно зарекомендовала себя в беспилотниках «Шахед-136» иранского производства. И других дронах.
Много споров вызывает «топорный» дизайн БПЛА «Скайт». Его как будто бы собирали на мебельной фабрике. Из обрезков фанеры, подручных материалов. Утверждается, что акцент сделан на максимальном удешевлении производства дрона. Отсюда и такой внешний вид.
Предположительно длина фюзеляжа БПЛА не может превышать 2 метров. Это можно заметить, сравнивая внешний вид «Скайта» с людьми на отдельных фото. Установлены ограничения по весу. Он не должен превышать отметку в 150-200 килограммов. Иначе дрон просто не взлетит.
Базовая БЧ может быть увеличена по весу почти в 2 раза. При этом не уточняется тип взрывчатки. В такой конфигурации БПЛА автоматом сокращается показатель дальности полета. Насколько, не оговаривается.
Не озвучиваются данные о примененных блоках управления/координации полета БПЛА. Очевидно, что дрон получит автопилот. Будет взаимодействовать со спутниковой навигацией. На такие выводы подвигают заметные на снимках «Скайта» антенны.
Назначение дрона
Разработчики БПЛА прямо заявляют, что он станет ударным. Иначе такие аппараты называют «камикадзе». Аппарат по команде оператора наводится на цель, после чего снижается. Обычно ударные дроны несут боезапас из фугасных зарядов. И при контакте с атакуемым объектом прогнозируемо его уничтожают. Наносят фатальные поражения.
Применение
В Киеве возлагают большие надежды на появление новых дронов. В текущей ситуации ВС РФ имеют преимущество по беспилотникам. В том числе ударным. Это «Ланцет», «Шахед» («Герань»), «Скальпель» и им подобные. Поставки западных союзников не покрывают потребности ВСУ в дронах.
Значит, нужно разрабатывать что-то свое. Причем экстренно. Планируется использовать дроны «Скайт» в рое. Тем самым повышая эффективность применения оружия. При этом из всей «стаи» блоки управления будут размещаться только в одном БПЛА. Таким образом удастся снизить себестоимость производства аппаратов.
С другой стороны, достаточно вычислить «руководящий» дрон, чтобы ослабить весь рой. Применить средства РЭБ. Собственные ударные БПЛА. Но, это пока только теория. О боевом примени «Скайтов» информации нет. Вероятно, они смогут попасть на фронт не раньше окончания 1 квартала 2024 года. И даже позже.
Заключение
В настоящее время украинская экономика ослаблена. Перевод на «военные рельсы» может нанести по ней сокрушающий удар. По отдельным оценкам, Украина большей частью существует за счет западных кредитов. Наладить в такой обстановке производство беспилотников почти нереально.
Прежде всего, потому, что необходимы специалисты, конструкторы, айти-специалисты. А их банально не хватает. Как и денег. Анонс о строительстве завода по производству ударных дронов «Байрактар ТБ-2» таким и остался. Хотя в свое время в ВСУ точно также возлагали надежды на их появление.
Закончились плановые поставки, и наступило затишье. Предполагаемые сроки организации предприятия все сдвигаются и сдвигаются. Сейчас это 2025 год. В то время как ударные дроны Украине для получения перевеса на фронте нужны немедленно. Как говорится, «вчера». Пока же остается только верить, что разработка «Скайта» пойдет в серию.
Неизвестно, станет ли новый дрон магическим «вундерваффе» для украинских военных. Или ему суждено зависнуть на этапе испытаний/обкатки. По банальной причине отсутствия должного финансирования. Что уже не раз случалось. Причем не только с украинскими проектами.
Эксперты, оценивающие информацию о первой партии БПЛА, отмечают низкое качество изделий. Значит, до серийного производства пока далеко. В связи с чем возникают резонные сомнения в анонсированном выпуске 50/100 единиц в месяц. Тем более десятикратный рост выпуска. Ускорение производства реально при сознательном ухудшении качества. Но сколько дронов тогда вообще смогут взлететь?
Еще один камень преткновения заключается в соответствии заявленных ТТХ беспилотника действительности. «Топорный» фюзеляж, сборка «на коленках» могут привести к ухудшению аэродинамики. И снижению летных характеристик. Включая скорость, высоту полета.
Схема «утка» дает преимущества для подъема, горизонтального полета. Но дефекты, допущенные в производстве, перекосы, щели, зазоры сведут на нет все достоинства. Если «Скайт» вообще сможет хоть куда-нибудь долететь.
Больше всего вопросов вызывает дальность действия дрона. Целых 750 километров. И это с учетом аэродинамики, всех озвученных проблем. Предполагается, что БПЛА сможет проникать глубоко за линию фронта. Гарантированно поражая объекты на территории РФ.
При этом почему-то игнорируется факт наличия у «северного соседа» развитой ПВО. Эшелонированных комплексов. А за последнее время российские военные показали, что в состоянии вычислять какие угодно цели. Даже малозаметные. И сбивать дроны с курса. Уничтожать.
Из «стелс»-технологий, примененных в украинском беспилотнике – только надежда на внезапность. Дроны с поршневыми двигателями издают характерный шум. За что беспилотники и называют «мопедами». Обнаружить БПЛА средствами РЛС – тем паче не вопрос. Как и подавить посредством РЭБ.
Ранее с помпой объявленный оппонентом «Герани» украинский дрон «Бобер» остался на стадии проекта. Попытки боевого применения дрона не увенчались успехом. Не постигнет ли «Скайт» судьба предшественника? Упрощение в проектировании БПЛА ограничено собственными пределами.
Иначе бы все желающие давно научились собирать дроны из палок в сочетании с не называемой субстанцией биологического происхождения. Это подтверждается примером с изделиями австралийского производителя SYPAQ. Планер беспилотника изготавливался из пенокартона. Что преподносилось как революция в авиации. Но в итоге закончилось ничем.
Главный аргумент Украины в производстве «Скайта» относится в подавлении количеством. Дескать, одновременно запущенные в громадном количестве рои сумеют пробить брешь в обороне. И хотя бы единице из десяти удастся достигнуть цели. Представляется, что это очередная попытка выдать желаемое за действительное.
«Скайтов» пока катастрофически мало. И станет ли дронов больше (настолько, чтобы хватило хотя бы на одну атаку), неизвестно. Как и добиться преимущества в воздухе. Даже используя эффект внезапности. Заваливая противника «летающими табуретками». Так что в итоге перспективы развития «Скайта» как ударного дрона выглядят туманными.