Характеристики беспилотного подводного аппарата REMUS 600 и описание робота

Среди оружия, которое Великобритания передала Украине, есть не только наземные, но и водные аппараты, такие как REMUS. Предполагалось, что с их помощью ВСУ будут наблюдать за обстановкой в Черном море. Некоторые из них предназначены для работы у берега. Но у беспилотного подводного аппарата REMUS 600 есть функция глубоководного погружения, что расширяет область его применения, например, в разминировании или для взрыва объектов.

Применение на море

Беспилотники REMUS используют в военно-морских и гидрографических исследованиях. Они подходят для научных и коммерческих целей.

Автономный подводный аппарат REMUS 600 выполняет следующие задачи:

  • измеряет глубину;
  • находит объекты под водой;
  • ведет видеосъемку;
  • картографирует дно;
  • доставляет груз.

Основная область применения беспилотного устройства в море — наблюдение и сбор данных. Аппарат удобен в качестве средства разведки. На флоте его чаще применяют для поиска мин, затонувших объектов и кораблей.

Дистанционное управление и грузоподъемность превращают REMUS 600 в ударное средство для диверсий.

Описание разработки

Подводный аппарат был разработан в начале 2000-х годов для американского института океанических исследований. Вытянутый торпедообразный блок имеет цилиндрический корпус с округлым носом и кормой в форме конуса. Устройство управляется дистанционно, оснащено рулями и гребным винтом. С помощью бортовых обтекателей на REMUS устанавливается оборудование.

Источник питания беспилотного аппарата — литий-ионные аккумуляторы. Программирование и управление осуществляется с помощью ноутбука, который прилагается к каждому устройству, через кабель на берегу или по радиосвязи на поверхности воды.

Происхождение и разработчик

Подводный зонд REMUS — проект американской компании Hydroid, с 2020 года принадлежащая крупнейшей судостроительной корпорации США Huntington Ingalls Industries. Ранее ее владельцем была норвежская компания Kongsberg Maritime.

 REMUS 600

Изначально REMUS создавался как низкобюджетный аппарат для мирных гражданских целей. Но ВМС США нашли ему применение для собственных нужд. Подводные аппараты производили для американского, а затем для британского флота.

Модели REMUS и их спецификации

Существует целая линейка подводных аппаратов, которые предназначены для военных задач и морских исследований:

  • REMUS 6000 — беспилотный робот длиной 3,84 метра, диаметром 71 сантиметр погружается на глубину 6000 метров. Устройство развивает скорость до 9 километров в час (около 5 узлов) и работает автономно 22 часа. В 2018 году появился обновленный аппарат с возможностью установки определенного набора датчиков, которые пожелает заказчик, а также дополнительных аккумуляторов;
  • REMUS 100 — малогабаритный зонд обладает теми же характеристиками скорости и автономности, что и предыдущая модель, но погружается всего на 100 метров;
  • REMUS 300 — создан на базе модели 100, 2,3 метра в длину и 19 сантиметров в диаметре. При весе 56 килограмм выдерживает экспедиционный багаж в 45-67 килограмм. Модель 300 работает автономно до 30 часов, погружается на глубину 305 метров, предназначена для наблюдения и разминирования. В 2022 году аппараты поступили на службу ВМС США;
  • REMUS 620 — улучшенная версия моделей 300 и 600 со 110 часами автономной работы и скоростью 15 километров в час. Возможности аппарата расширены до радиоэлектронных и кибератак, запуска БПЛА. Управление моделью 620 осуществляется с подводных лодок, пилотируемых и беспилотных кораблей, вертолетов.

Уникальной является модель REMUS M3V. Аппарат погружается на глубину 300 метров, развивает скорость 18 километров в час и сбрасывается с воздуха.

Эксплуатация и использование

Подводные аппараты REMUS 600 патрулируют и исследуют морские территории в интересах военно-морского флота. С середины 2000-х годов морские беспилотники несколько раз модернизировались. За двадцать лет разработка хорошо себя зарекомендовала в различных операциях. Устройства закупили и эксплуатируют европейские страны, в том числе Великобритания.

 REMUS 600 фото

Применение в морских операциях различных стран

Наиболее известные случаи использования подводных беспилотников:

  • 2003 год — американскими ВМС для поиска мин во время войны в Ираке;
  • 2011 год — для розыска «черных ящиков» разбившегося пассажирского самолета компании Air France, рейса 447 из Бразилии во Францию. Это была четвертая попытка найти бортовые самописцы и с помощью REMUS 6000 она увенчалась успехом;
  • 2012 год — 5-й флот ВМС США искал мины в Персидском заливе;
  • 2017 год — во время экспедиции миллиардера Пола Аллена в Филиппинском море был найден американский военный крейсер «Индианаполис», затонувший 30 июля 1945 года. Его потопила японская торпеда во время тренировочного дежурства;
  • 2018 год — с помощью REMUS 6000 были обнаружены останки первого американского авианосца «Лексингтон», затонувшего в Тихом океане в 1942 году во время сражения японского и американского флота;
  • 2019 год — ученые Эксетерского университета (Великобритания) использовали REMUS 100 для изучения гигантских акул у островов Шотландии.

Военно-морские силы Колумбии с помощью глубоководного аппарата REMUS 6000 исследовали испанский галеон «Сан-Хосе», который затонул у берегов Картахены в 1708 году.

Технические характеристики и возможности

Подводный беспилотный аппарат REMUS 600 развивает скорость 8 километров в час (4,5 узла). В его хвостовой части расположен гребной бесщеточный двигатель мощностью в 42 Ватта.

Технические параметры беспилотника:

Наименование Показатель
Длина 3,25 метра
Диаметр 32,4 сантиметра
Масса на суше 240 килограмм
Полезная нагрузка 50-60 килограмм
Максимальное погружение 600 метров
Максимальное расстояние 530 километров
Автономная работа 70 часов

У аппарата есть встроенная память, где сохраняются собранные данные до возвращения на базу и обработки их оператором. Для поиска мин устанавливается система с синтезированной апертурой SSAM.

 REMUS 600

Навигация и управление

Для определения координат беспилотник оснащен системой GPS и SBAS. Для запуска с судна модель REMUS 600 оснащена специальной системой LARS для спуска на воду и подъема на борт, которая работает при амплитуде волн до 5 баллов. Стыковка осуществляется с помощью системы LCLR. Подводный аппарат управляется автопилотом.

Параметры пилотирования задаются оператором с помощью ноутбука. При этом можно дистанционно менять траекторию движения плавучего устройства.

Целевая нагрузка и возможности

Корпус REMUS 600 состоит из модулей, которые собираются в зависимости от поставленной задачи и используемого оборудования. Также в них можно перевозить сухой или мокрый груз.

В комплект аппарата входят:

  • гидролокаторы переднего, бокового обзора и уклонения от рельефа;
  • компас;
  • датчик глубины;
  • лаг;
  • эхолот;
  • датчик фотосинтетически активного излучения (PAR);
  • оборудование для аварийного ремонта.

На аппарате установлена акустическая система для отслеживания подводных объектов и водолазов. Подводная съемка ведется с помощью камеры с высоким разрешением.

Защита и ответ на угрозы

Техническое оснащение, параметры и история применений другими странами показывают, что беспилотный аппарат REMUS 600 вполне может представлять угрозу для российских вод. Американское устройство для океанических исследований в руках враждебно настроенных организаций превращается в ударное средство для диверсий или наблюдательный зонд.

 REMUS 600 фото

Противолодочная и противодиверсионная оборона

В 2022 году в США завершилось проектирование обновленной модели REMUS 600 с возможностью запуска с подводной лодки. Аппарат успешно отправляется в водное пространство через торпедный отсек и таким же способом возвращается на борт. Беспилотники для подлодок назвали Razorback. Обновление повышает риск диверсий и появления скрытых «шпионов» вблизи портов и расположения судов.

Использование подводных систем наблюдения

Беспилотные устройства REMUS обнаруживают и передают данные о различных подводных объектах, в том числе и о подводных лодках. Чтобы предупредить утечку информации и возможные диверсии, необходимо применять специальные отслеживающие системы. С этой задачей справляются автономные донные станции российской системы «Гармония». Об их испытаниях на подлодке спецназначения «Саров» сообщалось еще в 2016 году.

Поставка техники и использование вооружения

Аппараты REMUS доставили в Украину осенью 2022 года для нейтрализации оторвавшихся мин, которые весной заложили в Черном море сами ВСУ. В июле 2023 года с помощью подводного беспилотника была взорвана часть Крымского моста. Это осуществила СБУ при участии британской разведки MI-6.

Официально Великобритания не назвала модель предоставленных в распоряжение украинской армии аппаратов. Подразумевалось, что это будут легкие REMUS 100, работающие как раз на глубине дрейфа мин. Но инсайдер из Офиса Президента Украины сообщил, что взрывчатку к мосту через Керченский пролив доставил именно REMUS 600.

Полунин Сергей Владимирович

Образование - высшее юридическое

Оцените автора
Добавить комментарий