Беспилотные летательные аппараты – устройства, предназначенные для охраны границ страны или для разведки дислокации подразделений противника. К разведывательным устройствам относится БПЛА под названием «Шмель». Это российский прототип специального вооружения армии, созданный на основе израильских беспилотников после войны в 1982 году. С тех пор аппарат применяется в вооруженных столкновениях.
Описание и история создания
После войны 1892 года и тактического применения в ней израильских беспилотников, российские конструкторы задумались над созданием отечественных устройств. Так, в 1985 году началось разрабатывание БПЛА «Шмель-1». По задумке инженеров, он должен был оснащаться разведывательным оборудованием. После четырех лет труда, а в 1989 году, начались полевые испытания беспилотного аппарата «Шмель-1». БПЛА их с легкостью прошел и был поставлен на серийное производство.
Этот беспилотник мало чем отличатся от зарубежных. Но один такой аппарат выдерживал до 10 полетов, что было хорошим результатом для тех лет. Конструктивно БПЛА представлял собой небольшой самолет, с винтом расположенным сзади в кольце. Такая конструкция позволяла быстрее набирать максимальную скорость передвижения.
Особенности конструкции
Беспилотный аппарат «Шмель-1» мог похвастаться не только конструкцией, но и набором разведывательной аппаратуры. Все дело в том, что эти приспособления могли меняться в зависимости от предстоящей задачи. Так на беспилотник могли быть установлены как обычная камера, транслирующая изображение на монитор, так и тепловая камера. Вторая была необходима для разведки в ночное время.
Запускался аппарат с направляющих с помощью двух ускорителей. Вся конструкция вместе с самим беспилотником устанавливалась на БМД, откуда и следовал старт. После выполнения боевой задачи приземлялся БПЛА парашютно-амортизационным способом.
Уже в советские года «Шмель-1» был оснащен автопилотом, который мог выполнить несложную задачу без участия человека.
С годами аппарат только улучшался, и «Шмель-1» перерос из отдельного беспилотника в комплект «Стерх».
Несмотря на большие габариты БПЛА транспортировался в сложенном виде с помощью относительно небольшого пластикового контейнера. Разборная конструкция «Шмеля» позволяла перемещать его на любые расстояния.
Технические характеристики
«Шмель-1» представлял собой заметный летательный аппарат с размахом крыла в 3,25 метра и длиной корпуса в 2,78 метра. Несмотря на такие габариты, вес составлял 130 килограммов. Это позволяло установить на него двигатель с мощностью в 32 лошадиные силы. Этого оказалось достаточно, а скорость полета составляла до 140 километров в час.
Беспилотник мог находиться в воздухе до 2 часов и выполнять разведку местности. В зоне боевых действия, особенно на территории врага, летательный аппарат мог идти на высоте всего 100 метров. Этого было достаточно, чтобы его было сложнее засечь радиолокационным комплексам неприятеля. Максимальная зафиксированная высота полета – 3000 метров.
Характеристики «Шмель-1»:
Расстояние между крыльями, м. | 3,25 |
Длина, м. | 2,78 |
Высота, м. | 1,10 |
Вес, кг. | 130 |
Вид мотора | ПД |
Количество двигателей | 1 |
Скорость полета, км/ч. | 140 |
Длительность полета, ч. | 2 |
Максимальная высота в полете, м. | 3000 |
Минимальное расстояние до земли в полете, м. | 100 |
«Шмель-1» отличался от аналогов конкретными техническими характеристиками. Но любая техника со временем устаревает. Поэтому на основе этого летательного аппарата был создан новый беспилотник, который получил название «Пчела-1Т». Это БПЛА внешне не отличим от прошлого поколения, но имеет современное оборудование и сравнительно лучшие характеристики.