Среднетоннажный горьковский самосвал ГАЗ-52, технические характеристики

ГАЗ-52 — грузовой транспорт советского производства, сборкой которого занимался Горьковский автомобильный завод. Относился к классу среднетоннажных грузовиков (перевозил грузы до 2 500 кг). В свои годы завоевал большую популярность, выпускался в течение 29 лет.

История

ГАЗ-52

Грузовик ГАЗ-52 заменил модель 51А. Формулу колёс менять не стали (оставили 4х2), грузоподъёмность повысили до 2,5 тонн. При проектировании нового автомобиля инженеры учитывали особенности будущей эксплуатации: планировалось использовать авто в городах и сельской местности. Перед конструкторами стояла задача разработать манёвренную технику с высокой проходимостью и плавным ходом.

От конструкторского бюро горьковского предприятия требовали оперативности: новый транспорт с подобной грузоподъёмностью требовался для восстановления экономики страны и строительства новых жилых домов, большинство из которых разрушили во время Великой Отечественной войны. В конце 50-х годов прошлого столетия СССР испытывал дефицит грузовиков, способных свободно передвигаться в городских условиях. Изначально планировали две основные разновидности: бортовой и ГАЗ-52 самосвал.

В основу нового проекта легла машина 51А. В первые годы после старта массового выпуска «52» спрос на неё сильно упал, ещё через несколько лет новой технике удалось вытеснить предыдущее поколение с рынка. Кабина ГАЗ-52 — основное отличие от своего предшественника. Её внешний вид разрабатывали с оглядкой на лучшие продукты США.

Внешний вид

Цельнометаллическую кабину сделали по капотному типу. Для улучшения обзора дороги установили новое лобовое стекло. В отличие от предыдущего поколения, машина ГАЗ-52 предоставляла шофёру панорамную картинку окружающей местности. Вместительность — два человека. Новую кабину унифицировали для последующих разработок Горьковского автомобильного завода. Отличия заключались в нескольких деталях. Именно поэтому потребители часто путали 52 и 53 модели.

Изначально подфарники располагались снизу, фары размещались над ними. В 1975 году, в результате модернизации базовой версии, изменился дизайн. Подфарники подняли вверх, решётке радиатора придали форму «улыбки». В 1984 году произошло ещё одно изменение внешнего вида. Оно снова коснулось решётки, а поворотники поместили по бокам. До окончания серийного производства внешность кабины больше не меняли.

В первые годы конструкция включала в себя одно круглое боковое зеркало, находившееся на стороне водителя. Его крепление (одинарный кронштейн) имело плохое качество, быстро разбалтывалось. Из-за этого владельцам приходилось каждый день настраивать боковое зеркало. Через некоторое время изменили его форму (на овальную) и метод крепления (на тройной кронштейн). Так же зеркала начали устанавливать с обеих сторон, что улучшило обзор дорожной ситуации. Самые распространенные цветовые решения — песочное и хаки. В 70-х годах прошлого века линейку дополнили цветами морская волна и кофе с молоком.

В 1978 году конструкторы добавили изменения, чтобы покупатели лучше различали 52 и 53. Появились машины с голубыми кабинами, добавили штампованные рёбра жёсткости и новые диски резины с шестью вентиляционными отверстиями.

Салон

Салон ГАЗ-52

Свободного пространства в кабине было мало. Водитель мог оценивать дорожную ситуацию через боковые зеркала по обоим бортам. Если охлаждающего воздуха из вентиляции не хватало, открывали поворотом форточки. Это позволяло регулировать его направление. Для исключения возможности запотевания лобового стекла от отопителя вывели разрезы на него для обдува. Стеклоочистители вакуумного типа работали от привода уникального насоса. Рычаг переключения КПП ГАЗ-52 аккуратно встроили в пол кабины.

Дизайн приборной панели простой, размеры маленькие (по сравнению с современными грузовиками). Несмотря на это, она включала в себя необходимые индикаторы основных агрегатов автомобиля. Замок зажигания расположили рядом с ней. Электропроводку аккуратно спрятали под торпеду, при этом оставив хороший доступ к ней на случай поломки.

Напротив пассажира поместили бардачок, в котором шофёр мог хранить документы и мелкие предметы. В устройстве салона устранили главный минус предыдущего поколения — размещение рычага поворотников. Его установили на колонке, а прежде он размещался на торпеде (до него было неудобно тянуться). Панель и двери делали полностью из металла. Диван был совмещённым. Спинка регулировалась. За ней экипаж мог хранить инструменты и другие принадлежности.

ГАЗ-52 технические характеристики

Чертёж ГАЗ-52

ТТХ:

  • Длина — 5,7 м;
  • Ширина — 2,3 м;
  • Высота — 2,2 м;
  • Колёсная база — 3,3 м;
  • Вес — 2,7 т;
  • Объём мотора — 3,4 л;
  • Мощность двигателя — 85 л.с;
  • Максимальная скорость — 75 км/ч;
  • Расход топлива — 24 л на 100 км.

Мотор ГАЗ-52

Двигатель ГАЗ-52

Экземпляры 58-59 годов прошлого столетия получили силовые установки форкамерно-факельного типа. Для нового поколения грузовиков разработали новый двигатель, в основу которого лёг силовой агрегат 51-й версии. Мотор ГАЗ-52 получил верхнеклапанное расположение и улучшенную конструкцию ГБЦ. Каждый цилиндр получил отдельную форкамеру. В газораспределительную систему поступала воздушно-горючая смесь. Впоследствии она зажигалась стандартной свечой. Мотор ГАЗ-52 с новым устройством и улучшенным карбюратором ГАЗ-52 позволял экономить до 20% топлива.

Первые испытания новой силовой установки провалились. Она не выдавала большей мощности, плохо запускалась и не экономила горючее. Из-за невозможности нормально отрегулировать карбюратор ГАЗ-52 даже заводскими специалистам двигатель работал нестабильно.

После серьёзных переделок инженеры получили инновационную разработку с рабочим объёмом в 3,4 литра. Она развивала до 85 лошадиных сил, чего хватало для выполнения поставленных задач. Максимальный крутящий момент достигался при 3 тысячах оборотах — 22,5 кг/м. ГАЗ-52 дизель предприятие не выпускало, но в начале 1990-х годов для экономии затрат на топливо некоторые владельцы сами устанавливали подобные моторы.

Технические характеристики двигателя ГАЗ-52 считались хорошими для своего времени, опережая некоторых зарубежных конкурентов. Они получились настолько оптимальными, что транспортом пользуются в сельском хозяйстве в наши дни. Главной особенностью силового агрегата стало простое устройство и ремонтопригодность (водители осуществляли ремонтные работы в полевых условиях).

Сцепление ГАЗ-52

Модернизированный двигатель работал вкупе с коробкой передач ГАЗ-52 нового поколения. Конструкторы повысили её надёжность и снизили шум от работы за счёт установки синхронизаторов на 3 и 4 передачах. Всего было пять ступеней — четыре передние и одна задняя. Трансмиссия состояла из одного диска и выполнялась по сухому типу.

Описание подвески

Ходовку рессорного типа взяли с предыдущего поколения и модернизировали. Для увеличения запаса рабочего ресурса специалисты добавили в крепления резиновые подушки. Благодаря такому конструкционному решению снизилась нагрузка на основные листы, если происходило скручивание рессор.

Конструкция передней подвески состояла из продольных полуэллиптических рессор и гидравлических телескопических амортизаторов. Заднюю часть ходовки оснастили продольными полуэллиптическими и дополнительными рессорами. Задний мост ГАЗ-52 получил кулачковый дифференциал. Это улучшило проходимость транспорта по бездорожью и через водные преграды.

Тормозная система

Механизм торможения оснащали гидравлическим приводом. Для уменьшения усиления на педаль тормоза в конструкцию добавили вакуумный усилитель. Каждое колесо получило свой барабанный тормоз. Шофёр использовал две системы: рабочую и стояночную.

Рулевой механизм

Система руления делалась по глобоидальному типу (состояла из глобоидного червяка и двухгрбнеевого ролика). ГУР в те времена только начинал набирать популярность в зарубежных странах, Горьковский автомобильный завод в проекте ГАЗ-52 его не применил.

Модификации

Пожарный ГАЗ-52

За 29 лет серийного производства на базе стандартной версии выпустили множество разновидностей, которые использовались в различных отраслях народного хозяйства:

  • 52Ф — экспериментальный вариант семейства, который оснащали двигателем прошлого поколения. За год из цеха горьковского предприятия вышла промышленная серия, которая не прошла некоторые испытания;
  • 52Г — автомобиль с удлинённой до 3,7 метров колёсной базой. За счёт увеличения массы повысили максимальную грузоподъёмность до 4 тонн. До промышленного производства разработка не дошла;
  • 52А — первый вариант с силовым агрегатом нового поколения. При удлинённой базе грузоподъёмность составляла 3 тысячи килограмм. За 1959 год конструкторы собрали несколько экземпляров;
  • 52П — тягач седельного типа со старой силовой установкой, который был выпущен ограниченной партией;
  • 52Я — грузовик бортового типа с поднимающейся платформой. Серийный выпуск не осуществлялся;
  • 52-01 — шасси для установки различных надстроек, чаще всего, использовалось для сборки автобусов и транспорта специального назначения. Выпускалось с 1969 до 1993 года с 75-сильным мотором;
  • 52-02 — стандартная платформа под установку самосвального оборудования;
  • 52-03 — бортовая машина с силовой установкой нового поколения;
  • 52-04 — классический транспорт с колёсной базой 3,3 м;
  • 52-05 — грузовое такси, сделанное на базе предыдущей модификации;
  • 52-06 — седельный тягач со стандартной колёсной базой;
  • 52-07 — модель 52-04, в которой использование бензина сменили сжиженным газом. Авто развивал мощность до 73 л.с;
  • 52-08 — разновидность модели 52-01, которая использовала в качестве топлива сжиженный газ;
  • 52-09 — такси грузового типа на сжиженном газе;
  • 52-27 — грузовой транспорт, который передвигался на сжатом природном газе. Транспорт развивал до 65 лошадиных сил и разгонялся до 70 км/ч;
  • 52-28 — шасси для установки надстроек с увеличенной колёсной базой и мотором на сжатом природном газе;
  • 52-50 — разновидность 52-01 для поставки в страны с тропическим климатом;
  • 52-54 — модификация 52-04 для экспорта в области с тропическими климатическими условиями;
  • 52-70 — стандартный 52-01, который отправлялся в соседние страны;
  • 52-74 — классический 52-04, предназначавшийся для экспорта в другие государства.

На шасси устанавливали различное оборудование, благодаря чему получались бензовозы, пожарные автомобили, самосвалы и многое другое.

Какой можно сделать вывод?

Тюнингованный ГАЗ-52

ГАЗ-52 — автомобиль, который вошёл в историю Советского Союза. Он хорошо потрудился и внёс неоценимый вклад в развитие государства и экономики. Владельцы машины выделяют следующие преимущества:

  • Хорошая проходимость по грунту и бездорожью;
  • Высокий клиренс;
  • Большое количество запчастей хорошего состояния в продаже для ремонта;
  • Простая конструкция, позволяющая проводить ремонт на месте поломки;
  • Приемлемая для отечественного рынка (в свои и наши годы) стоимость;
  • Габариты, позволяющие без проблем маневрировать в условиях плотного городского потока;
  • Хорошая надёжность и высокий запас рабочего ресурса в основных технических узлах;
  • Комфортный салон и тихоработающая КПП.

Автомобиль обладает рядом минусов, которые возникли в результате устаревания транспорта:

  • Мало свободного пространства в салоне;
  • Низкая (по современным меркам) грузоподъёмность;
  • Устаревшее оформление кабины;
  • Низкая мощность двигателя;
  • Высокий расход бензина и малый объём топливного бака (для наших дней);
  • Отсутствие ГУРа;
  • Плохая обзорность из-за больших габаритов капота;
  • Плохое качество электрической проводки.

Несмотря на наличие минусов, грузовик продолжает пользоваться спросом. После завершения производства, много экземпляров ГАЗ-52 с консервации выставили на продажу на вторичном рынке. Сейчас приобрести такую машину в приемлемом состоянии можно за 100-200 тысяч рублей. Некоторые механики покупают «стоячие» автомобили за 30-100 тысяч рублей, чтобы заняться их восстановлением.

Полунин Сергей Владимирович

Образование - высшее юридическое

Оцените автора
Добавить комментарий