fbpx

Сокровища Гитлера: почему японцы не смогли доставить золото Третьего рейха своим союзникам

В США снова собирают деньги на экспедицию к подводной лодке I-52. По словам историков, субмарина затонула в 1944 году, и на ее борту находится ценных груз — золотые слитки на восемьдесят пять миллионов долларов. Первую попытку их подъема предприняли в 1988 году.

Затонувшая I-52
Затонувшая японская подводная лодка I-52

Что обнаружили американские исследователи возле загадочной субмарины вместо золота? Как японская подлодка в военное время оказалась во французском порту, и почему Гитлер считал, что миссия японской подлодки поможет выиграть войну?

Эти кадры сняты в 1995 году. Американский исследователь Пол Тайдуэл ведет поиски загадочной японской субмарины I-52. Для этого он арендовал российское судно, оснащенное двумя глубоководными аппаратами «Мир». На экспедицию Пол потратил сотни тысяч долларов. Он надеялся, что затраты окупятся, ведь на затонувшей субмарине должны быть сокровища Третьего рейха.

Перед началом экспедиции Тайдуэл изучил всю документацию о лодке I-52, которые хранятся в Вашингтонском архиве: донесения разведки, выписки из судовых журналов и расшифровка радиоперехватов. Удивительно, но американцу действительно удалось найти субмарину на глубине пяти километров.

Пол Тайдуэл
Пол Тайдуэл

В архивных документах сказано, что субмарина I-52 вышла из Японии в марте 1944. В инвентарной описи субмарины написано, что на ее борту было триста тонн груза, из которого две тонны золота. Взамен японцы хотели получить у союзников радарные установки, вакуумные приборы, чертежи последних военных разработок и уран для ядерных исследований. По словам историков, речь шла о пятидесяти тоннах технической документации на военные разработки. А урановую руду японцы намеревались использовать для изготовления «грязной бомбы».

Встречу назначили во французском порту Ларьян. В ночь с 22 на 23 июня 1944 германская подлодка всплыла в условленном месте. Трое немецких моряков на шлюпке добрались до японской подлодки, передали им часть груза и вернулись назад. После этого субмарина нацистов сразу погрузилась под воду, а японская осталась на поверхности. Это и погубило лодку.

Японской подлодке, как говорят специалисты, надо было еще заправиться и получить продукты на обратный путь, то есть нужна была стационарная стоянка. У немцев уже к тому времени не было так называемых «маток» — подлодок, которые могут заправлять другие субмарины.

Немцы и японцы не догадывались, что их план в мельчайших деталях известен американцам. Союзные корабли прибыли в этот район Атлантики на два дня раньше и стали ждать. Американцы сбросили на I-52 осветительные ракеты и буй с гидролокатором. После чего пилот выпустил торпеду точно в цель — японская субмарина затонула.

Затонувшая субмарина I-52
Затонувшая японская субмарина I-52

Немецкие архивы времен Второй мировой рассекретили в 1990. С тех пор искатели сокровищ со всего мира пытаются отыскать золото с субмарины. Кладоискатель Тайдуэл в 1998 году обнаружил возле лодки ящики, в которых он надеялся найти ценные слитки. Но в ящиках было всего лишь олово. Однако Пол продолжил поиски.

Некоторые исследователи считают, что золота на борту подлодки никогда не было. Зачем плыть из Японии в Германию и тащить за собой золото? В Германии в те годы было очень много золота, которое, например, было экспроприировано у всего еврейского населения, у всех оккупированных стран.

Но иногда поиски нацистского золота все-таки заканчиваются успехом. Летом 2017 года британские подводники нашли на  затонувшем немецком грузовом судне ящики с золотом. Стоимость находки оценили в сто миллионов фунтов стерлингов. По словам экспертов, корабль затонул в 1939 году.

Утонувшее золото
Британские подводники нашли на  затонувшем немецком грузовом судне ящики с золотом

Кладоискатели уверены, что ящики с золотом на затонувшей субмарина I-52 действительно были. Но они находятся во внутренних отсеках, до которых очень сложно добраться. Химики предупреждают о том, что не стоит даже пытаться достать золото. Ведь если на подлодке был уран, то сокровища могут оказаться радиоактивными. Это будет наведенная радиоактивность, не очень сильная, может превышать норму в два-три раза.

Охотники за сокровищами продолжают искать корабли с ценным грузом, но порой сами попадаются на крючок. В 2018 году у берегов Корейского полуострова нашли крейсер «Дмитрий Донской», затонувший в 1905 году.

«Дмитрий Донской»
Затонувший крейсер «Дмитрий Донской»

Журналисты заявили, что в трюме может находиться несколько тонн золота. Слухами воспользовался предприимчивый мошенник, который начал кампанию по сбору средств на подъем корабля, пообещав инвесторам вернуть деньги в тройном объеме. Невероятно, но на счет афериста перевели сорок пять миллионов долларов. Сейчас его разыскивает полиция, а историки уверены, что поднимать груз никто не будет, так как золота там нет.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них