Те, кто считают ненадежным, слабым оружием экзотический катар, сильно ошибаются. Несмотря на непривычный хват, в умелых руках данный нож разил без пощады. Считается, что название переводится, как «язык божества смерти». Катарами пользовались в Азии – Китае и Индонезии. Встречались подобные ножи и на европейском континенте. Но чаще всего клинки использовались в Индии.
История создания
Клинок божества смерти, он же джамадхар, является достаточно специфичным оружием. Хотя бы потому, что хват в нем производится необычно. Катар выглядит как продолжение руки, поскольку буквально надевается на кисть, предплечье.
Один из арабских путешественников, Ибн Баттута, описал увиденную в индийском поселении сценку. На его глазах противнику был нанесен молниеносный, смертоносный толчок лезвием катара. Также араб оставил подробные сведения о внешнем виде странного оружия. Отметил, что предплечье скрыто в подобии рамки, а клинок составляет до 900 миллиметров в длину.
Приблизительное время появления тычкового клинка, упоминание в летописях – 14 столетие. Наибольшее распространение джамадхары получили чуть позже, лет через 200. Тогда их стали использовать как ритуальное, особо смертельное оружие. Раны после такого клинка оказывались кровоточащими, очень глубокими. Один удар – и противник имеет ничтожные шансы на выживание.
Конструкция и разновидности
По форме клинок близок к равнобедренному треугольнику. Обычно катар – однолезвийное оружие. Хотя упоминаются и многолезвийные. Характерные признаки заключены в следующем:
- Длина – от 100 до 1000 миллиметров. Иногда бывает и больше.
- Сечение – четко очерченный ромб.
- Рукоять для хвата всегда расположена поперек.
- С лезвием соединены две пластины (стержни), заключающие предплечье в своеобразный замок.
Образующие рамку боковины могут быть параллельны, расходиться под углом. Хотя встречаются катары с другими формами лезвия. И даже с несколькими клинками. Рукоять образована одной либо двумя поперечинами. Варьировались длина, ширина лезвия, количество рукоятей.
Встречались катары с подобием эфеса, защищающим кисть. У сложного многолезвийного оружия клинки раскрывались, приводимые в действие специальным механизмом. Такой нож назывался джамадхар селикани. Лезвия разводились в стороны, когда атакующий сжимал рукоять.
Считалось, что действие производилось уже после нанесения удара, пока джамадхар был в теле противника. Так рана расширялась, принося заведомую гибель жертве. Выживших после удара толчковым клинком не было.
Техника боя
Катар относится к «клинкам одного удара». После нанесения толчка противник получал такие повреждения, что о спасении не могло быть и речи. Конструкция оружия позволяет сделать нож продолжением руки. При ударе сила движения максимально сосредотачивается на конце клинка.
У боевых кинжалов с обычным хватом нагрузка приходится на сравнительно слабые пальцы, кисть бойца. Джамадхар позволяет распределить энергию толчка, «повысить КПД» атаки. Кроме того, при владении данным клинком влажные руки – отнюдь не помеха. Рукоять никогда не выскользнет из пальцев.
Обманчивая примитивность техники компенсируется наносимыми повреждениями. Катарами пробивались и легкие доспехи. Например, кольчуги, защищавшие от обычных ножей. Многолезвийные ножи организованы по схожему принципу. Но после нанесения удара боец приводил в действие механизм раскрытия клинка, многократно усиливая эффект.
Чаще других используются прямые удары. Реже – по касательной. Рубящие, режущие с таким клинком не применяются. В тычке катару нет равных.
Религиозное значение
Прямой связи оружия с религиозной составляющей нет. Однако отмечается, что катары стали излюбленным оружием раджпутов. Особой касты (варны), почти закрытой социально-религиозной группы. Воины данного сословия носили клинки справа. Часто использовали совместно с саблей (как кинжал и шпага у европейцев).
Сикхи, точнее одна из их ветвей, ниханги, предпочитали катар как «оружие одного удара». Эти особым образом воспитанные воины исповедовали морально-теософский принцип «чаткха». Убивая противника, напавшего зверя одним единственным ударом, ниханг демонстрировал, что делает это без озлобления. В силу необходимости.
Декоративная отделка катаров
Каждое изделие несет печать мастера – фрагменты отделки, специальные элементы, подчеркивавшие статус владельца. Нередко для обработки катаров в Индии применялись драгоценные металлы. Кроме золота, серебра использовались чеканка, роспись эмалью.
Часто оружейники работали в технике кофтгари. Это традиционный индийский способ отделки оружия золотом. Суть его заключается в механическом внедрении золотой нити в тело джамадхара. После термообработки, шлифовки металлы образовывали единое целое.