Ан-74 – это легкий многоцелевой самолет, который является гражданской модификацией Ан-72, военно-транспортного самолета. Самолет Ан-74 сконструирован АНТК имени Антонова, его можно применять в различных климатических зонах, эксплуатации в широком разбросе температур (от +45 до -60 °С). Изначально Ан-74 создавался для задействования в районах крайнего Севера.
Самолет Ан-74 выполнен как многоцелевой самолет, поэтому его область применения достаточно широка. Он может использоваться для обслуживания арктических станций, осуществления пассажирских рейсов, перевозки раненых, применяться для проведения ледовой разведки, в исследовательских целях, а также использоваться как грузовой самолет. Ан-74 демонстрирует отличные технические характеристики, он может эксплуатироваться на заснеженных и неподготовленных аэродромах, высокогорных районах, а также совершать полеты во время любой погоды и в любое время суток.
История появления самолета
В феврале 1982 года МГА и МАП СССР принимают решение создать самолет Ан-74 (ранее обозначение Ан-72А) для работы в сложных условиях Антарктики и Арктики на основе модифицированного варианта Ан-72, который на ХАПО был запущен в серийное производство. В январе 1983 года Советом Министров СССР издало решение о создании первого опытного варианта Ан-74 с колесным шасси на Киевском механическом заводе путем модификации самолета Ан-72.
Опытный самолет Ан-74 совершает первый полет 29 сентября с экипажем во главе В.А.Шляховым и С.А.Горбиком. В августе 1986 года была организована международная демонстрация Ан-74 «СССР-58642» в Канаде на авиационном салоне Ванкувера. В сентябре 1990 года Министерство гражданской авиации, не дожидаясь завершения государственных испытаний, приступает к проведению эксплуатационных испытаний Ан-74 на мощностях аэропорта Черский концерна «Якутавиа». В декабре были успешно завешены государственные испытания предсерийных машин Ан-74, которые были на аэродромах в Ашхабаде, Сочи, Шереметьево, Павловск-Камчатском, Черском, Гостомеле, Борисполе.
В апреле 1991 года решением МГА самолет Ан-74 допущен к работам в гражданской авиации. Грузовой вариант самолета позволяет везти груз до 7,5 тонн с учетом до 10 пассажиров с крейсерской скоростью 560-700 км/ч на высотах до 10100 метров. Более того он может выполнять такие специализированные задачи, как:
- проводку судов;
- обслуживание и организацию дрейфующих станций;
- проведение научно-исследовательских работ в Антарктическом и Арктическом бассейнах;
- разведку рыбных косяков;
- визуальную ледовую разведку.
В условиях эксплуатации Ан-74 можно легко переоборудовать в пожарно-десантный, санитарный, а также иные варианты.
Технические характеристики
Ан-74 имеет следующие технические характеристики:
- Габариты размаха крыла составляет 31,89 м.
- Длина самолета составляет 28,07 м.
- Высота самолета составляет 8,65 м.
- Площадь крыла составляет 98,62 м2.
- Масса пустого самолета составляет 18900 кг.
- Максимальная взлетная масса составляет 36500 кг.
- Двигатели — 2 ТРД Прогресс Д-36 сер. 2А.
- Тяга составляет 2х6500 кгс.
- Максимальная скорость составляет 750 км/ч.
- Крейсерская скорость составляет 580-700 км/ч.
- Перегоночная дальность составляет 4400 км.
- Практическая дальность с грузовой нагрузкой в 10000 кг составляет 1650 км.
- Практическая дальность с грузовой нагрузкой в 4400 кг составляет 4150 км.
- Практический потолок составляет 10100 м.
- Экипаж составляет 5 чел.
- Полезная нагрузка составляет до 5000 кг груза или 10 пассажиров.
Особенности конструкции
- Кабина экипажа обеспечивает отличный обзор, а также возможность пилотирования на аэродромах ограниченных размеров с посадкой и взлетом по крутым траекториям. Кабина экипажа имеет оптимизированное размещение органов и приборов управления, которое отработано на стендах при любых полетных ситуациях. Экипаж включает четыре человека летного состава: второй пилот, командир воздушного судна, бортинженер, штурман, бортоператор по транспортному оборудованию при необходимости. Самолет весьма прост в эксплуатации, осваивается без затруднений инженерно-техническим и летным составом средней квалификации.
- Самолет сконструирован по схеме высокоплана, имеет два турбовентиляторных двигателя Д-36, установленными над крылом тягой по 6 500 кгс, а также Т-образное хвостовое оперение. В конструкции Ан-74 широко использованы новые технологические процессы, а также конструкционные материалы. Это позволило обеспечить отличную весовую отдачу самолета.
- Установка двигателей с достаточно большим выносом над верхней поверхностью крыла вперед практически исключает попадание в движки посторонних предметов при взлете и посадке с поверхности ВПП. Также это увеличивает подъемную силу крыла благодаря верхнему обдуву поверхности крыла и эффекта Коанда.
- Погрузка, а также разгрузка грузов в контейнерах, грузов, которые спакетированы на поддонах и прочих выполняется при помощи бортового погрузочного устройства, имеющего грузоподъемность 2500 кгс. Разгрузка и погрузка самоходной техники выполняется своим ходом, при помощи тросового погрузочного устройства и тягача осуществляется погрузка несамоходной колесной техники.
Модификация Ан-74
- Ан-74-200 — гражданская модификация.
- Ан-74Д — бизнес-версия гражданского самолета. Салон рассчитан на 19 человек.
- Ан-74Т-200 — военно-транспортная версия Ан-74. Экипаж уменьшен до 2 человек.
- Ан-74Т-200А — гражданский самолет, модифицированный к военному применению.
- Ан-74МП – патрульная версия для морской авиации.
- Ан-74ТК-100 — конвертируемый грузопассажирский самолет для полетов повышенной сложности.
- Ан-74ТК-100С – санитарный вариант, оснащенный современным медицинским оборудованием.
- Ан-74ТК-200С – санитарный вариант для Ливии.
- Ан-74ТК-300 – конвертируемый гражданский самолет с двигателями под крылом.