Лучшие модели американских вертолетов во Вьетнаме и их роль в исходе войны

Небезынтересно знать, какие марки американских боевых вертолетов применялись во время Вьетнамской войны. Там приобретался опыт. Конструкторы устраняли недочеты машин, совершенствовали броню, меняли вооружение. А то, что без винтокрылых «рабочих лошадок» современная война неосуществима, стало понятно уже тогда. Заодно в ходе операций засветились определенные модели вертолетов Bell.

Немного о Вьетнамской войне

В пятидесятых годах, через несколько лет после завершения одной из самых кровопролитных войн в истории человечества, Второй мировой, планета оказалась втянута в череду локальных конфликтов. Некоторые были достаточно значимыми, глобальными. В азиатском государстве столкнулись интересы сверхдержав, СССР и США. Вполне естественно произошел раскол Вьетнама по сферам влияния.

Северный, возглавляемый Хо Ши Мином, получил поддержку Советского Союза. А южный, где сильны были проамериканские, империалистические настроения, стал форпостом Америки. Гражданская война захватила всю страну. А после подключения крупных игроков национальный конфликт вьетнамцев затянулся на долгие годы. И превратился в поле битвы титанов.

Некоторые данные о той войне не рассекречены до сих пор. США быстро втянулись в «войнушку», не только поставляя собственным марионеткам вооружение. Но и участвуя в боевых операциях. Да, американцы ввели во Вьетнам свой военный контингент. Заодно обкатывая новые виды техники. Вертолеты.

Без винтокрылых машин невозможно было бы доставлять десант, грузы. Оказывать огневую поддержку сухопутным войскам. Именно во время Вьетнамской войны специалисты по тактике, стратегии убедились, что не только «взрослая» авиация имеет значение. Но и вертолеты. Маневренные, легкие машины, с достаточным вооружением на борту, также оказавшие неоценимую помощь при эвакуации раненых, спасении окруженных войск практически в безвыходных ситуациях.

американский вертолет во вьетнаме

Какие вертолеты использовались

Потери американцев и так значимые, были бы еще больше. Если бы не вертолеты. Отлично зарекомендовали себя машины компании Bell. Это «Ирокезы», «Хьюи», а также Sikorsky Chickasaw. Но, пожалуй, больше всего отличились именно «беллы». Вот эти вертолеты:

  • Bell – 204 HU/UH-1 (Iroquis).
  • Bell – 205 UH-1D/H.
  • Bell – 209 AH-1.

американский вертолет во вьетнаме

Пилоты часто с риском для жизни совершали посадку в джунглях, на пяточках земли. Осуществляли переброску десантников. Вывозили пострадавших. Подавляли огнем активность вьетконговцев. Зачищали зону высадки. Далее подробно остановимся на каждой из машин Bell. И их технических параметрах. Там есть о чем рассказать.

Bell 204 HU/UH-1Iroquis

Опыт, полученный американцами в ходе реальных боевых операций, не поддается оценке. Именно так, а не на учениях, отрабатываются действия авиации и морпехов. Десанта и групп поддержки. Это азбука современной войны. Любое государство, проводящее масштабные операции, обязательно учитывает все ошибки, победы. Анализирует причины уязвимости бронетехники, авиации. США первыми применили вертолеты в условиях военного конфликта. Грех было не воспользоваться возможностью на практике применить новые машины.

Появлению винтокрылов во Вьетнаме предшествовал тендер, объявленный Пентагоном.

Создание боевого вертолета-универсала. По условиям военных, будущая «рабочая лошадка» должна была выполнять несколько разноплановых задач. Bell H-13, Sikorsky H-19 себя недостаточно хорошо зарекомендовали. Нужна была новая машина. В 1955 году авиаконцерн Bell, выигравший тендер, получил заказ на создание вертолета, отвечавшего указанным условиям. Так появился прототип Model 204. Машина получила мотор производства Lycoming, тип XT54-L-1. Вертолет был «доведен до ума». И поднялся в воздух в 1965 году.

Далее, после 3 произведенных экземпляров, компания Bell приступила к созданию следующих вертолетов. Обозначенные как YH-40, 6 прототипов стали длиннее. Фюзеляж «вырос» на 305 миллиметров. А сама машина «поменяла имя». Отныне Bell именовали как HU-1 (поначалу Huey, позже – «Ирокез»).

американский вертолет во вьетнаме

Однако военные знают машину именно как «Хьюи». Это название стало общераспространенным. Предполагается, что имя возникло от аббревиатуры HU. И даже смена индекса на UH-1 не изменила ситуации. Вертолет так и продолжали звать «Хьюи».

Попавший в серию UH-1A оборудовался двигательной установкой от все тех же Lycoming. Газотурбинные движки типа T53-L1. Машиной управлял экипаж в составе 2 человек. В кабине могли разместиться 6 десантников (плюс еще 2 раненых на носилках).

Конструкторы вертолета Bell не остановились на достигнутом. За «А» по логике алфавита последовал прототип UH-1B. Вертолету заменили винт. А вместимость салона была увеличена до 7 человек. Далее возникает следующее звено в цепочке моделей. Это UH-1C. Создан по спецзаказу.

американский вертолет во вьетнаме

Вертолет оснастили блоком торможения несущего винта, а также лебедкой для спасения терпящих бедствие. Изменилась и начинка. Машина получила настоящий бортовой комплекс электроники для управления системами, полетом вертолета. Модернизация коснулась и боевой части. Под носом машины уместились спаренные пулеметы типа М60, закрепленные в турели ТАТ-101. А для морпехов инженеры приготовили учебно-тренировочный Bell TH-1E.

Что касается боевого применения «Хьюи», то здесь есть о чем рассказать. Поставки Bell UH-1 во Вьетнам росли день ото дня. Вертолеты стали настоящей бедой для вьетконговцев. Узнаваемый шум мотора, рокот двигателей «вертушки» не предвещал ничего хорошего. Как минимум – высадку десанта. А то и зачистку окружающей территории всеми доступными огневыми средствами.

Позже вертолет вошел в культуру на мировом уровне. О вьетнамской войне был снят не один фильм. Написаны книги. Силуэт «Хьюи» легко узнать. А его применение во многом повлияло на тактику боя. Даже с учетом джунглей, специфичного климата, сложных условий Азии.

американский вертолет во вьетнаме

Bell 205 UH-1D, UH-1H

После вертолетов «Хьюи» вполне закономерно появилась «двести пятая» серия. По сути это глубоко переработанная машина, в которой учли ошибки предыдущих изделий. Model 205 получила салон повышенной вместимости, до 14 пассажиров (либо 6 раненых на носилках). Кабина оборудована двухсторонним доступом. Это облегчает погрузку/выгрузку, занос раненых. В шестидесятых (а это время рождения нового вертолета) в компанию Bell поступил заказ на производство 7 экземпляров новых вертолетов. Они стали обозначаться YUH-1D. Двигательная установка изменений не претерпела. Это газотурбинный мотор T53-L-11. Его мощности хватало для возросших потребностей машины.

Зато фюзеляж вертолета стал длиннее. Увеличился и диаметр несущих винтов. Среди прочих новшеств – установка баков повышенной емкости. Впервые UH-1D (как его назвали конструкторы) поднялся в воздух летом 1963 года. Идея оказалась успешной. Об этом говорит факт производства: более 2 тысяч экземпляров.

«Двести пятые» активно применялись все там же, во Вьетнаме. Задачи – заброска десантников, спасение окруженных, раненых бойцов. Таким образом, США минимизировали потери в войне. Кроме того, вертолеты Bell активно закупались иностранными заказчиками. И использовались Нацгвардией в самих Штатах.

Единственным минусом модели «D» оставалась уязвимость к капризным условиям климата Вьетнама. А это жара, повышенная влажность, непредсказуемые изменения погоды. Так появилась следующая модификация. UH-1H. Ее оборудовали движком T53-L-13 (1,4 тысячи «лошадок»). Производство версии «эйч» продолжалось до восьмидесятых. Это солидный срок для любой боевой техники, вертолета. И вновь винтокрылые машины поставлялись для нужд США, иностранным заказчикам. А после окончания войны во Вьетнаме «беллы» попали на «гражданку». Где еще долго летали, выполняя различные задачи.

американский вертолет во вьетнаме

Bell Model 209 AH-1

Model 209 является логическим продолжением серии вертолетов «Белл». Верткие, маневренные UH-1 нуждались в машине поддержки. «Хьюи» были слабоваты против зениток, шквального огня ПВО. А «двести девятый» оказался предназначен для выполнения подобных задач.

Конструкторы решили не «изобретать велосипед». Вовремя вспомнили, что у них есть концепт D-245. В машине изменена привычная схема размещения экипажа. Отныне пилот сместился назад и вверх. А впереди, ниже находился стрелок (он же оператор).

Шасси заменили на «лыжи». Это повышало универсальность вертолета. Давало возможность совершать посадку на любые площадки. Фактически в Model 209 совместили идеи «двести четвертого» и новые решения. В процессе разработки удлинили фюзеляж. А также заменили двигательную установку.

американский вертолет во вьетнаме

Существовали версии как с убираемым, так и с жестко закрепленным шасси. AH-1G был передан в армию весной 1967 года. Машина получила мощный газотурбинный мотор типа T53-L-13 (1,4 тысячи «лошадок»). Впоследствии мощность двигателя была снижена до 1,1 тысячи лошадиных сил.

Рулевой винт разместили на правой стороне хвостовой балки. Вооружение – турель ТАТ-102А (позже – ТАТ-141). Тогда на вертолете оказались «миниганы» (спарка). Допускалась замена на гранатометы М129 (либо сочетание пулемет + гранатомет). Вооружением мог управлять как стрелок, так и сам летчик.

Позднее вертолет оборудовали даже ПТУР. С такой оснасткой машина могла бороться не только с пехотой, но и танками, бронетехникой.

Роль в исходе войны

Как «Хьюи», так и поздние модификации однозначно повлияли на ход боевых действий в Южном Вьетнаме. Так UH-1E помогали в зачистке местности от бойцов противника. А первым «боевым крещением» вертолета можно считать операцию «Game Warden». Практически везде в небе над Вьетнамом, в зоне боевых действий, барражировали «Хьюи».

Машины Bell не раз доказали собственную необходимость. Без «беллов» не удалось бы осуществлять переброску войск на линию фронта. Постепенно американцы выработали тактику ведения боевых действий. Сначала выдвигались десантные Bell UH-1, которые сопровождались усиленными вертолетами Hog.

Такой способ оправдал себя. Позволяя минимизировать потери. Производить высадку десанта, подавлять противника, подавляя наземные огневые точки. Без винтокрылых машин Bell американцы не сумели бы так долго продержаться.

Полунин Сергей Владимирович

Образование - высшее юридическое

Оцените автора
Добавить комментарий