Опытно-конструкторское бюро имени Миля — предприятие с многолетней историей, разработавшее большой перечень вертолетов Ми военного и гражданского назначения. Тамошние специалисты конструируют, создают экспериментальные образцы, проводят испытания произведенной техники. За историю своего существования предприятие выпустило больше 15 основных и около 200 модифицированных версий легких, тяжелых и супертяжелых вертолетов.
Почему они называются «Ми»
Московский вертолетный завод, находящийся в поселке Томилино в Люберецком районе, основан в 1947 году талантливым авиационным конструктором Михаилом Леонтьевичем Милем, отсюда пошло название вертолетов — это сокращение фамилии.
Михаил Леонтьевич Миль родился в 1909 году в Иркутске. В 1945-ом получил ученую степень доктора технических наук. В 1958 году получил Ленинскую премию, в 1966-ом — звание Героя Социалистического Труда, в 1968-ом — Государственную премию СССР.
В 1951-ом Опытно-конструкторское бюро расположилось в Сокольниках. Позже получило название Государственный авиационный завод №329. В 1967 году предприятие переименовано в Московский вертолетный завод, а в 1970-ом, после кончины конструктора Миля, получило его имя. В 1993-ем завод стал ОАО. В 2007 году бюро включено в холдинг «Вертолеты России».
Сегодня бюро, включающее производство, экспериментальный комплекс и летно-испытательные площадки, входит в корпорацию «Ростех». Предприятие имеет множество наград, в том числе орден Трудового Красного Знамени.
Все модели марки
С самого основания Опытно-конструкторское бюро имени Миля никогда не прерывало экспериментально-производственную деятельность. И сегодня специалисты работают над новыми вертолетами, совершенствуют старые модели.
Ми-1
Легкий вертолет универсального назначения с одним несущим винтом, созданный в конце 1940-ых, стал первой моделью ОКБ имени Миля, на основе которой разрабатывались все последующие вертолеты Ми. Эта первая серийная модель в СССР изначально называлась Геликоптер Миля-1, а по натовской классификации — «Заяц». Первый вылет состоялся в сентябре 1948-го, в 1951 году вертолет включен в тестировочную эксплуатацию. Производили вертолет в 1952-го по 1960 год, было реализовано 2680 экземпляров.
Технические параметры вертолета Ми-1:
- длина — 12 м;
- высота — 3 м;
- масса без грузовой нагрузки — 1,8 т;
- масса с грузом — 2,5 т.
Ми-2
Легкую модель совместного советско-польского производства разработали в 1961-ом. Масштабный выпуск начался в Польше в 1965 году. Вертолет, получивший по натовской классификации название «Гоплит», подходит для выполнения широкого перечня военных и гражданских функций. Это был основной учебно-тренировочный вертолет в СССР. Выпуск завершен в 1992 году, когда модель перестала удовлетворять требованиям к авиационной технике такого типа.
Технические параметры вертолета Ми-2:
- длина — 12 м;
- высота — 4 м;
- пустой вес — 2,4 т;
- вес с нагрузкой — 3,7 т;
- вместимость — 10 человек.
Ми-4
Универсальный вертолет, наиболее часто применявшийся по транспортному назначению, разработан в 1950-ые, первый полет совершил в 1952 году. В натовском классификаторе значится как «Гончая». Был первым транспортником, примененным в армии СССР, оснащенным задним люком со спускающимся трапом для перемещения грузов. По конструкции напоминал американскую модель S-55, но имел вдвое большую грузоподъемность. В 1950–1970-ых был главным десантным вертолетом у европейских государств социалистического блока. Вертолет Ми-4 мог эксплуатироваться как амфибия, ночной, сельскохозяйственный, пожарный транспорт.
Технические характеристики:
- длина — 17 м;
- высота — 4 м;
- масса — 8 т;
- вместимость — 16 т груза либо 14 десантников с экипировкой.
Ми-6
Тяжелый универсальный вертолет был разработан в 1950-е, основным назначением стала транспортировка советских ракетных комплексов «Луна». Грузоподъемность модели была самой высокой в те годы, а еще это был первый в истории вертолет с 2-мя газотурбинными двигателями, имеющими свободную турбину. Натовское название Ми-6 — «Крюк». Первый вылет произведен в 1957 году. С 1964-го по 1978 год Ми-6 был экспортной моделью.
Технические параметры:
- длина — 33 м;
- высота — 10 м;
- масса с весовой нагрузкой — 43 т.
Ми-8
Разработка вертолета, получившего международное название «Бедро», велась в начале 1960-ых, первый вылет состоялся в 1961 году. Это средний универсальный транспорт, ставший самым распространенным среди изделий с 2-мя двигателями. Также модель относится к самым массово производимым в мире, создано около 12 тысяч экземпляров. Вертолеты Ми-8 бывают гражданскими и военными. Первые реализуются свободно. Вторые продаются исключительно «Рособоронэкспортом».
Технические характеристики:
- длина — 18 м;
- высота — 5 м;
- вес с грузом — 12 т;
- вместимость — 28 человек.
Ми-10
Другое название военно-транспортного вертолета, разработанного в начале 1960-ых, — «Летающий кран». Это видоизмененная модель серии 6, которая получила оригинальную конструкцию, приспособленную для монтажных и погрузочно-разгрузочных мероприятий. Поставка вертолета в вооруженные силы началась в 1963 году.
Параметры перевозимого Ми-10 груза:
- длина — 20 м;
- высота — 3,5 м;
- ширина — 5 м;
- вес — 15 т.
Ми-14
Самую крупную в истории амфибию для базирования на берегу создали в 1967 году, массовое производство стартовало в 1973-ем. Название по натовскому классификатору — «Туман». В период с 1973-го по 1986 год было создано более 270 экземпляров. Производились Ми-14 со спасательным назначением, минные тральщики, а также экспортные модели.
Технические характеристики:
- длина — 18 м;
- высота — 7 м;
- масса с включением груза — 14 т.
Ми-24
Выпускать ударные вертолеты начали в 1971 году. По натовской классификации модель получила наименование «Лань», в СССР ее неофициально называли «Крокодил». Это был первый советский и второй в мировом производстве боевой вертолет специального назначения. Создано множество вариаций изделия, в том числе экспортных.
Ми-24 широко применялся в локальных конфликтах с участием России, в том числе в Афганистане и в Чеченской войне. На период 2015 года лидировал в мире по количеству произведенных единиц — более 3500 — среди ударных моделей.
Технические параметры:
- длина — 17 м;
- высота — 6,5 м;
- масса с весовой нагрузкой — 11 т.
Ми-26
Тяжелый транспортник универсального назначения разработан в 1977 году. Это самый крупный в истории мирового производства серийно производимый десантный вертолет. Предназначен для транспортировки очень тяжелых грузов. Натовское название — «Ореол».
Технические характеристики Ми-26:
- длина — 34 м;
- высота — 8 м;
- вес с грузом — 56 т;
- вместимость — 85 человек.
Ми-28Н
Боевой вертолет, способный выполнять задачи круглосуточно, предназначен для обнаружения и ликвидации бронетехники, дающей интенсивный огневой отпор, а также пехоты и авиационного транспорта, летящего на относительно невысокой скорости. В России неофициально называется «Ночной охотник», а по классификатору НАТО — «Опустошитель».
Первый полет состоялся в 1996 году, а сегодня это основной ударный вертолет Министерства обороны РФ.
Технические параметры Ми-28Н:
- длина — 17 м;
- высота — 4 м;
- вес с грузом — 11,5 т.
Ми-38
Средний универсальный вертолет, производимый по госпрограмме правительства РФ, наиболее часто применяется для перевозки правительственных лиц и в поисково-спасательных мероприятиях, в том числе над водной поверхностью. Может транспортировать тяжелые грузы: до 5 т внутри и до 6 т снаружи на подвеске. Первый вылет состоялся в 2003 году.
Технико-эксплуатационные характеристики Ми-38:
- длина — 9 м;
- ширина — 3 м;
- высота — 2 м;
- масса без нагрузки — 9 т;
- масса с нагрузкой — 15,5 т;
- число пассажиров — 30;
- скоростной максимум — 300 км/ч;
- дальность перегона — 1350 км;
- предельная высота подъема без груза — 8600 м;
- статический максимум — 5200 м, динамический — 6300 м.
Ми-171
Это модифицированный вариант Ми-8 гражданского назначения. Военная модель, разработанная на основе Ми-8АМТШ, получила название Ми-171Ш, вооруженные силы получили ее в 2009 году.
Технико-эксплуатационные параметры Ми-171:
- длина — 18 м;
- высота — 5,5 м;
- вместимость — 26 человек;
- пустой вес — 6,8 т;
- вес с максимальной нагрузкой — 12 т;
- скоростной максимум — 225 км/ч;
- дальность полета — 600 км;
- статический максимум — 3900 м, динамический — 5000 м.
Ми-35М
Вертолет транспортно-боевого назначения приспособлен для круглосуточного выполнения работ, выпускается для внутреннего вооружения и на экспорт. Второе название — «Сабля». Предназначен для ликвидации бронетехники, транспортировки десантников, огневого прикрытия пехотинцев. Перевозка грузов возможна и внутри — 1,5 т, и снаружи на подвесе — 2,4 т. Установленное вооружение — НППУ-23 с 2-ствольной пушкой ГШ-23Л 23 мм. Возможна установка до 8-ми противотанковых ракет «Штурм-В» или «Атака-М», 2 блоков неуправляемых ракет Б13Л1 с С-13 122 мм, 4 блоков неуправляемых ракет Б8В20-А с С-8 80 мм, 2-х контейнеров УПК-23-250 с пушками ГШ-23Л 23 мм.
Летно-технические характеристики Ми-35М:
- длина — 17,5 м;
- высота — 4 м;
- пустая масса — 8,4 т;
- масса с максимальной весовой нагрузкой — 11,5 т;
- вместимость — 8 человек;
- максимальная скорость — 300 км/ч;
- перегоночная дальность — 1000 км;
- статический предел — 3150 м, динамический — 5400 м.
Ми-12
Сверхтяжелый грузовой вертолет, которому нет аналогов в мире, предназначен для транспортировки частей баллистических межконтинентальных ракет. Неофициальное название — В-12, а по натовской классификации — «Гомер». Оригинальность конструкции заключается в боковом размещении винтов на крыльях с концевыми хордами в 2 раза больше корневых.
Технико-эксплуатационные параметры Ми-12:
- длина — 37 м;
- высота — 12,5 м;
- пустой вес — 69 т;
- вес с максимальной нагрузкой — 105 т;
- вместимость — 196 человек;
- скоростной максимум — 260 км/ч;
- перегоночное расстояние — 1000 км;
- динамический предел — 3500 м, статический — 3600 м.
Ми-34
Легкий универсальный вертолет получил по натовскому кодификатору название «Отшельник». Был разработан в 1986 году для учебно-тренировочных целей. Это самый легковесный вертолет советского производства, способный выполнять любые фигуры высшего пилотажа.
Летно-технические характеристики Ми-34:
- длина — 9 м;
- высота — 3 м;
- масса со снаряжением — 1,1 т;
- масса с максимальным грузом — 1,4 т;
- вместимость — 3 человека;
- максимальная скорость — 200 км/ч;
- дальность полета — 350 км;
- статический максимум — 900 м, практический — 4000 м.
В-7
Это опытная модель с реактивным приводом основного винта. Военный вариант вертолета оснастили навесным комплексом оружия. Первый полет состоялся в 1962 году.
Технические параметры В-7:
- длина — 6 м;
- высота — 3 м;
- вес с грузом — 1 т;
- вместимость — 4 человека.
Ми-20
Этот вертолет существует только в виде 3-мерного макета, дальше разработка, ведшаяся в 1960-ых, не пошла. Это должен был стать легкий универсальный транспорт с одним двигателем. Изначально двигателем был выбран ГДТ-350, но испытания показали низкую надежность и слабые технические возможности агрегата. А замену найти не удалось.
Вертолет Ми-20 должен был иметь следующие технико-эксплуатационные параметры:
- взлетный вес — 1,2 т;
- максимальную скорость — 240 км/ч;
- вместимость — 4 человека;
- статический предел — 2500 м, динамический — 6000 м.
Ми-30
Проектную универсальную модель разработали в 1972 году, она носила неофициальное название «Винтоплан». Конструкторы планировали создать летательный аппарат с превосходящими показателями скорости и дистанции полета. Этой моделью планировалось заменить Ми-8.
Изначально вертолет Ми-30 подходил для транспортировки 2 т груза или 19 человек. Скорость полета по расчетам достигала 600 км/ч, дальность — 800 км, а взлетный вес составлял 10,5 т. Впоследствии вместимость увеличили до 32 пассажиров, а грузоподъемность — до 5 т.
Ми-42
Еще один вертолет серии Ми остался на стадии макета. Это должен был быть транспортно-штурмовой летательный аппарат с системой управления «NOTAR». Его называли «летающим танком». Проект разработки стартовал в 1985 году.
Вертолет должен был управляться посредством поворотных сопел. А скорость аппарата должна была достигать 400 км/ч — невероятного для того времени значения. Предполагалось использование вертолета для перевозки десанта, сопровождения наступления с воздуха, огневой атаки, транспортировки военного оснащения, разведовательно-связных манипуляций. Модель Ми-42 должна была иметь усиленную бронезащиту и пушку.
Из-за многофункциональности вертолет Ми-42 в ходе конструирования приобретал все большую массу и сложность. Конструкторы пытались облегчить силовой блок, найти замену для «NOTAR», но безуспешно. В итоге работа над проектом завершилась перед самым распадом СССР. В 1990-ые были попытки возобновить работу, но безрезультатно.
Ми-36
Легкий универсальный вертолет разработан в 1980-е. Предполагалось, что он будет поддерживать пехоту огнем, корректировать работу артиллерии, перебрасывать солдат, эвакуировать раненых, транспортировать небольшие грузы, вести разведку, обеспечивать связь. Создание такой высокопроизводительной модели стало возможным, благодаря двигателю ТВ-О-100. Вертолет Ми-36 должен был быть оснащен 2-мя 360-градусными башнями для оружия 7,62 мм.
На крыльях предусматривались крепежи для переноса бомб, ракет, пороховых блоков. В планах было создание и гражданского вертолета для перевозки груза до 1 т или 10 пассажиров.
Вертолеты Ми-24 участвовали в Афганской войне, где продемонстрировали незащищенность перед засадой пехотинцев, обстрелом ручными гранатометами и зенитными ракетными комплексами. Изначально взлетный вес должен был составлять 2,5 т, но попытка совместить вооружение, транспортное назначение и эксплуатационные характеристики привела к возрастанию веса до 3,4 т. Проект бюро Миля уступил разработке Камова с параметром 2,2 т. Но, несмотря на одобрение, Камов V-60 так и не начал производиться.
Ми-54
Универсальный легкий вертолет Ми-54 остался на проектной стадии из-за проблем финансирования. Разрабатывать его начали в 1992-ом с планированием приступить к серийному производству в 1999 году. Но разработку перенесли в целевую программу на 2002-2010 годы с запланированным на 2011 год первым вылетом. Проект так и не был реализован, в 2011 году его пришлось закрыть.
Это должен был быть гражданский вертолет для перевозки грузов и пассажиров, для патрулирования и спасательных операций, имеющий следующие технические параметры:
- длину — 3 м;
- высоту — 2 м;
- массу с весовой нагрузкой — 2 т.
Ми-60 МАИ
Это легкая модификация вертолета Ми-60 с универсальным назначением без использования сложного оборудования. Разработка велась с 1993 года. Модель со взлетным весом до 800 кг предназначалась для перевозки 1 пассажира либо груза до 240 кг внутри или на наружной подвеске. Предназначение — летные тренировки, полицейское патрулирование, ландшафтный мониторинг, пожаротушение.
Технико-эксплуатационные параметры Ми-60 МАИ:
- длина — 8,5 м;
- высота — 2 м;
- пустая масса — 1 т;
- максимальная масса — 1,4 т;
- скоростной максимум — 210 км/ч;
- дальность полета — 400 км;
- динамический предел — 4500 м, статический — 2200 м.
Ми-Х1
Это новая скоростная пассажирско-транспортная модель с базой авиационной лаборатории Ми-24ЛЛ и максимальным взлетным весом 12 т. Эксплуатационные параметры:
- максимальная скорость — 520 км/ч;
- вместимость — 25 человек;
- грузоподъемность — 4 т;
- статический максимум — 3500 м;
- дальность полета — 1550 км.
Проект разработки вертолета Ми-Х1 находится на стадии завершения.
Какой ….. составлял список? Ни одно название вертолета не совпадает.
Какой ….. составлял список? Ни одно название вертолета не совпадает по фотографии.