Описание вертолета Ми-35М и характеристики армейской ударной машины

В вертолете Ми-35М конструкции КБ Миля пытливый глаз может обнаружить сходство с другими машинами. Действительно, в изделии можно найти черты Ми-24, Ми-25. В то же время «тридцать пятый» никак нельзя назвать ремейком. Вертолет получился обновленным, самобытным. В машине заменили силовую установку, повысили живучесть в бою, создали вертолет нового поколения.

История создания

«Тридцать пятый эм» является продуктом, разработкой КБ Миля. По кодификации НАТО обозначается как «Sabre» («Сабля»). По сути, это «клон» Ми-24ВП, но с глубокой переработкой. Предназначен для выполнения боевых, транспортных задач. Может бороться с бронетехникой противника, высаживать десант, эвакуировать раненых. А также перевозить грузы, как в отсеке, так и на подвеске.

Предтечей для появления вертолета стала нарастающая потребность авиации в машинах нового типа, несущих ракеты, с усиленной броней, повышенной живучестью. Возможно, предполагалось использование вертолета в жарком климате, сложных географических условиях.

Все перечисленные факторы отразились на облике машины. Мощной, скоростной, современной. Уже в середине девяностых первый прототип Ми-35М был готов.

Какой вертолет стал прототипом

«Отец» Ми-35М – это армейский вертолет, вышедший из того же КБ Миля. Только с индексом «24ВП». Впрочем, это не совсем верно. Поскольку в «тридцать пятом» использованы решения и от других машин. Конструкторы постарались воплотить все существующие наработки. И добавить новые решения.

В то же время Ми-35М и Ми-24 – форменные близнецы. Разница только в деталях, понятных специалисту.

Описание

Чтобы создать ударный вертолет, потребовался труд многих людей. Если вкратце описывать особенности Ми-24ВМ, ставшего основой для «тридцать пятого эм», то они следующие:

  • Неубираемое колесное шасси. Необходимо в боевых условиях, когда экипаж не имеет возможности терять время на выпуск шасси. Также данное решение предназначено для гашения энергии в экстремальных ситуациях. Например, когда вертолет совершает посадку при аварии.
  • Крыло стало короче. Теперь на нем 2 точки подвески вместо 3.
  • Заменен автомат перекоса.
  • Во втулке несущего винта применены современные подшипники. С использованием полимеров вместо стандартных материалов.
  • Двигатели – «Климов» ВК-2500. Что позволило увеличить мощность машины.

Сами винты «достались в наследство» от Ми-28. Но они тоже из современных материалов, композитные. Что повысило жесткость при снижении веса. Кроме означенных, вертолет получил еще некоторые модификации. О них речь позже.

ми 35м вертолет

Особенности конструкции

По конструкции Ми-35М до боли напоминает Ми-24ВМ. Большей частью изменения коснулись начинки. Вертолет получил более мощные двигатели, необходимые для выполнения поставленных задач, повышения технических параметров машины. Это моторы «Климов» ВК-2500.

С такой силовой установкой вертолет способен перемещаться с большей скоростью.

Быстрее набирать необходимую высоту полета. И нести дополнительную броню для защиты экипажа от попадания пуль, снарядов. Также изменения коснулись винтов. Это улучшенные лопасти от «двадцать восьмого». Еще у «мишки» обновленная система радиоэлектронной борьбы, навигации. В кабине пилотов появились многофункциональные дисплеи. Они заменяют привычную шкалу приборов. Кроме того, у Ми-35М есть комплекс, включающий тепловизор, дальномер, выделенный телеканал.

Вертолет несет на борту как управляемые, так и неуправляемые ракетные снаряды. Пилотом стало проще управлять машиной, используя современную начинку. Посадка в любых условиях, на неподготовленные площадки стала реальностью. Ведь шасси может амортизировать, принимая на себя нагрузку во время приземления.

ми 35м вертолет

Характеристики

Несведущему человеку термины ЛТХ, ТТХ почти ничего не говорят. На самом деле они описывают параметры вертолета. Помогают понять, какова дальность полета, скорость. Какую нагрузку машина может перевозить. А сами характеристики Ми-35М представлены ниже:

Наименование параметра Единицы измерения Величина
Габариты фюзеляжа Метров
Длина 17,49
Высота 4,16
Диаметр винтов Метров
Несущего 17,20
Рулевого 3,84
Вес Тонн
Пустой 8,36
Нормальный взлетный 10,9
Максимальный 11,5
Грузоподъемность Тонн
В салоне 1,5
На внешней подвеске 2,4
Двигательная установка Штуки/тип 2 х ВК-2500-II
Мощность двигателей Тысяч лошадиных сил 2 х 2,2
Пассажироемкость Человек 8
Экипаж Человек 3
Скорость Километров в час
Максимальная 300
Крейсерская до 260
Дальность полета Километров
Практическая до 550
Максимум До 1000 (перегон)
Высота подъема Километров
Статическая 3,15
Динамическая До 5,4

У вертолета предусмотрен чрезвычайный режим нагрузки на двигатель. В этом случае работает один мотор, развивая мощность до 2700 лошадиных сил. Это пригодится в случае отказа (остановки, повреждения) второго двигателя. Отдельного разговора заслуживает вооружение Ми-35М. На борту машина несет пушку на подвижной подвеске типа НППУ-23, двухствольную пушку ПШ-23Л.

Что касается точек внешней подвески, то их 4. На них можно закрепить универсальные контейнеры УПК-23-250, груз. Из ракет вертолет несет 2 блочное вооружение, в который входят Б13Л1 с НАР С-13 калибра 122 миллиметров. Либо 4 блока Б8В20-А с НАР С-8 калибра 80 миллиметров. Ми-35М может оснащаться  противотанковых ракетами типа «Штурм-В» («Атака-М»).

Заинтересованность вертолетом отражает тот факт, что машину активно закупают как в России, так за рубежом. Вот некоторые эксплуатанты Ми-35М:

  • РФ. 22 вертолета (2010 год), затем еще 27 (2012-2014).
  • Бразилия. 12 машин на сумму контракта в 150 миллионов долларов.
  • Азербайджан. 24 экземпляра для погранслужбы (2011-2014).
  • Венесуэла. Количество поставленных машин не уточняется.
  • Иракская республика. 24 машины на сумму в 24 миллиарда долларов (в контракт входят и другие виды техники, вооружения).
  • Узбекистан. 12 ударных Ми-35М.
  • Белоруссия. 4 машины (заказ 2020 года).

Кроме указанных, вертолеты по состоянию на 2021 год имели на вооружении Мали, Казахстан, Нигерия, Пакистан, Сербия. Впервые же о разработке Ми-35 публика услышала в Германии, на авиасалоне, в 1994 году. Также информацию о направлениях модернизации позже озвучили в российских источниках.

Модернизация

Первая фаза (машины с индексом «35М1») предполагала переработку Ми-24Д, Ми-24В. А это замена двигательной установки, установка новых бустеров. Изменения касались и увеличения количество носимых средств вооружения. Чтобы можно было нести ракетные снаряды для поражения бронетехники, живой силы противника, воздушных целей.

Вторая фаза (машины с индексом «35М2») означала оснащение вертолета «Иглой». Это ракеты класса «воздух-воздух», с использованием системы наведения на ИК-лучах, дальностью запуска до 5 километров. Далее конструкторы оснащали «мишку» новой пушкой. Увеличивали боезапас, скорострельность.

Третья фаза (машины с индексом «35М3», в РФ – Ми-24ВМ) создана для доведения вертолета до максимума по всем параметрам. То есть получение современных пилотажных систем, комплексов постановки помех. Многие решения перекочевали из авиации. Или были позаимствованы у Ми-28. На всех стадиях модернизации конструкторы уменьшали собственный вес вертолета, увеличивая полезную нагрузку. Повышали потолок, дальность полета. То есть создавали боевую, а не салонную машину. Предназначенную для практического применения в условиях современного воздушного боя.

Применение в боях

Детальная информация о боевом использовании Ми-35М, в том числе и поставленных на экспорт, не разглашается. Однако стало известно, что машины применялись в Дагестане, Ираке, Венесуэле, Сирийской республике. Также есть официальные данные о крушениях вертолета по различным причинам. Это было:

  • В Дагестанской республике.
  • В Ираке.
  • В Сирии.
  • В Венесуэле.
  • В РФ (Крым).

Оценка повреждений в боевой обстановке, расследование аварий дают бесценный опыт для совершенствования машины. Увы, такова реальность. Боевые вертолеты не являются абсолютно неуязвимыми, несмотря на наличие брони, вооружение. Что не умаляет способность Ми-35М работать как средство воздушной поддержки, транспортник, ударный вертолет.

Работа над машиной продолжается. Она будет обрастать новыми системами вооружения, становиться быстрее, мощнее. Выполнять поставленные боевые задачи.

Полунин Сергей Владимирович

Образование - высшее юридическое

Оцените автора
Добавить комментарий