На основе ударного вертолета Ми-24Д была создана экспортная модель Ми-25, отличающаяся незначительно измененным набором бортового оборудования. Разработанный конструкторским бюро Миля летательный аппарат неофициально стал называться «Крокодил». Это был первый в Европе и второй в мире после АН-1 вертолет специального боевого назначения. Его экспортировали во множество стран, использовали в Афганистане и Чечне.
История создания
Разработка началась после Постановления Совета Министров от 6 мая 1968 года. Опытные образцы были представлены спустя год. Значительная доля деталей и механизмов была позаимствована из моделей Ми-8 и Ми-14.
Получившийся вертолет имел 2-местную кабину «верандного» типа с двойной управленческой системой. Изначально в экипаж входили два человека: пилот и оператор. Позже добавился борттехник. Центральную часть машины занимал грузовой отсек, в котором могли поместиться 8 десантников. Справа и слева грузовой отсек оснащен 2-створчатыми дверцами. На окнах предусмотрены механизмы открытия и шкворни, позволяющие вести огонь прямо во время управления полетом. Лобовое стекло бронированное, сиденья тоже. Также бронированными пластинами защищены борта кабины и капоты моторного отделения.
Поскольку к моменту производства вертолета комплекс «Штурм» был еще не готов, инженерами конструкторского бюро Миля решено было поставить систему вооружения с вертолета Ми-4: ракеты «Фаланга-М» с ручным управлением, подвижную пулеметную установку НУВ-1, комплект неуправляемых бомб.
Производственные испытания доверили летчику Алферову. Они прошли в сентябре 1969 года. И сразу после этого началось производство 10 опытных образцов. В 1970-ом два экземпляра пришлось модифицировать: было внедрено крыло с отрицательной стреловидностью = 12°, удлинена кабина, в которой экипаж размещался уже не поперечно, а продольно. Эти меры сделали вертолет более устойчивым при полете на скорости от 200 км/ч. Первые серийные образцы с ракетами «Фаланга-М» поступили на вооружение в армию.
Серийное производство было организовано в Арсеньеве. Всего было создано около 250 летательных аппаратов, поступивших в общевойсковые полки и десантные подразделения. На основе созданного вертолета позже разработали учебную модель с полной двойной системой управления.
Вертолет получил более совершенную пулеметную систему УСПУ-24 и ракеты «Фаланга-П». Кабина была переделана по принципу «тандем». От модели Ми-14 был получен рулевой винт тянущего типа, существенно повысивший качество управления движением. Но незавершенность системы «Штурм» привела к тому, что экземпляры с обновленной кабиной оснастили по старому принципу, этот вариант стал серийным. Доработка заняла 8 лет. В 1976-ом вертолет получил самое массовое серийное производство.
Отличие от предшественника Ми-24
Вертолет Ми-25 сконструирован по стандартному одновинтовому принципу, с 5-лопастным основным и 3-лопастным рулевым винтами. Фюзеляж имеет форму полумонокок. У него цельнометаллическая конструкция. Предусмотрены небольшие трапециевидные крылья с 2-мя лонжеронами. У шасси 3 опоры, стойки задвигаются внутрь фюзеляжа.
Вертолет Ми-25 оснащен 2-мя двигателями ТВД ТВ3-117, каждый из которых имеет мощность 2200 л.с. Возможно размещение 2-х прибавочных топливных баков в фюзеляже, а также 2 подвесных резервуаров по 450 л в подкрылье.
Кабины ступенеобразно разделены. В грузовом отсеке предусмотрены раскладные сиденья для десантников.
Экспортный вертолет Ми-25 фактически является копией модели Ми-24. Единственное отличие заключается в наборе бортового оснащения. По летно-техническим характеристикам этим модели совершенно одинаковы.
Модификации вертолета
Моделей Ми-24 было выпущено множество для выполнения разных задач. Но экспортных моделей создано всего две:
- Ми-25 — стандартный экспортный вариант;
- Ми-25У — экспортный вариант без пулеметной установки, но с полной двойной системой управления.
Технические характеристики
Вертолет Ми-25 имеет следующие летно-технические характеристики:
- длина — 21,5 м;
- диаметр основного винта — 17,3 м;
- диаметр рулевого винта — 3,9 м;
- размах крыла — 6,6 м;
- пустой вес — 8340 кг;
- нормальный взлетный вес — 11100 кг;
- максимальный взлетный вес — 11500 кг;
- крейсерская скорость — 270 км/ч;
- скоростной максимум — 320 км/ч;
- дальность перегона — 1125 км;
- статический предел — 1300 м;
- практически предел — 4500 м;
- вместимость — 8 десантников, или 4 носилок с ранеными, или 1500 кг внутреннего груза, или 2000 кг наружного.
Где применяется
Ми-25 разработали специально для экспорта в страны, не относящиеся к Варшавскому договору. Машину поставляли в Индию, Афганистан, страны Африки, Перу, Вьетнам, Ирак, КНДР, на Кубу. В этих странах вертолеты Ми-25 участвовали во множестве военных конфликтов, в том числе в гражданских войнах.
Машины успешно себя показали в войне в Персидском заливе, в 5-ой арабо-израильской войне, в индо-пакистанском противостоянии, в операциях против ливанских сепаратистов, камбоджийских «красных кхмеров», перуанских наркобаронов, эфиопских пиратов.