Технические характеристики Ми-14 и модификации вертолета-амфибии

Вторая мировая война показала, каким грозным оружием являются подводные лодки. В середине 60-х годов основные военные державы активно приступили к созданию средств противолодочной обороны. Вертолеты показали себя эффективным и быстрым средством нахождения и уничтожения вражеских субмарин. ОКБ Миля приступило к созданию вертолета модели Ми-14, взяв за основу Ми-8, винтокрылой машине придали свойства амфибии и добавили мощное вооружение.

История разработки

К середине 20 века в морских глубинах скрывались множество субмарин, оснащенных разными видами оружия и способных атаковать любые цели. Совершенствование противолодочной обороны стало насущной задачей для всех стран. Важность вертолетов в обнаружении и уничтожении подводных целей первыми осознали американцы.

Винтокрылые машины были более быстрыми и маневренными, чем корабли, точно обнаруживали субмарины. Вертолеты могут базироваться на судах и берегу, им не требуются дорогостоящие взлетные полосы.

Осознав ценность винтокрылых борцов с подводным флотом, американские конструкторы первыми создали классные машины для ПЛО. Вертолеты фирмы Сикорского, предназначенные для борьбы с субмаринами, поступили на службу уже в 1954 году. Спустя 10 лет ПЛО США получило на вооружение знаменитый See King – поисково-ударный комплекс, оснащенный мощными силовыми установками и грозным оружием.

Советским конструкторам пришлось догонять американцев. Первые вертолеты – охотники за лодками начали разрабатывать в ОКБ Камова. Машины Ка-10, Ка-15 оснастили поисковыми средствами, но легкие вертолеты забрать нужное количество оружия на борт уже не могли.

ОКБ Миля к первым разработкам противолодочных машин приступило еще в конце 50-х годов, но довести до ума конструкцию амфибии и создать Ми-14 удалось только спустя несколько лет.

Проблемы конструкции

При разработке противолодочной машины конструкторам ОКБ предстояло решить сразу несколько глобальных задач:

  • Оснастить вертолет надежными поисковыми комплексами, способными обнаруживать субмарину противника днем и ночью. При этом радиус полета амфибии должен быть не меньше 200 километров, время слежения – 2 часа.
  • Требовалось поставить на винтокрылые машины оружие, эффективно уничтожающее субмарины на глубинах до 400 метров.
  • Обезопасить экипаж и сам вертолет от средств ПВО и от опасности нахождения вдали от берега над морем, то есть придать свойства амфибии.

Первоначально предполагалось разделить разведку и уничтожение, создав пару вертолетов ударного и поискового назначения. Но милевцы, взяв за основу конструкцию Ми-8, предложили создать мощную винтокрылую машину, способную решить обе задачи сразу.

ми 14

К проектированию вертолета приступили в 1962 году, назначив руководителем конструкторской группы Л. Н. Бабушкина. Первое важное решение группы – отказ от двигателей ТВ2-117 «восьмерки», которые были слишком маломощными для ударно-поисковой машины.

Силовую установку боевой машины оснастили двумя турбовальными двигателями ТВЗ-117М, попутно пришлось поработать над главным редуктором. Это была совместная разработка бюро Изотова и милевцев.

Требования к вертолету-амфибии, получившему кодовый знак В-14, окончательно сформировались в постановлении правительства 1965 года. С этого времени проект вышел из тени, перестал оставаться идеей энтузиастов без четкой проработки требований военного ведомства к конструкции боевой морской машины.

ми 14

Борьба за плавучесть

Новому вертолету, который вел разведку над морем, необходимо было придать свойства амфибии. Ми-14 стала пионером отечественного вертолетостроения с убирающимися шасси. Вертолет взлетал с суши, а при посадке на воду опоры уходили в специально предусмотренные ниши.

Для управления шасси разработали гидравлическую систему, которая могла также удлинять опоры при загрузке вертолета.

Нижнюю часть В-14 превратили в кессонную лодку-днище, заменившую грузовой пол Ми-8. Подобная конструкция придавала вертолету плавучесть, которую усилили созданием по бокам дополнительных поплавков – «жабр».

Вертолет мог садиться на воду при волнении в 3-4 балла, а боковые поплавки обеспечивали ее устойчивость и защищали от опрокидывания. Днище изготавливали как отдельный агрегат боевого вертолета из дюралевых панелей с наполнителем-сотами.

В лодке разместили отсек для бомб и 6 баков с резервом топлива. На хвостовой части винтокрылой машины также установили поплавок с встроенной антенной целеуказателя.

ми 14

Испытания

Опытные экземпляры Ми-14 подготовили к испытаниям в 1967 году, двигатели на первые модели вертолета пришлось ставить старые, так как ТВЗ-117М еще не довели. Проверку машин начали под Москвой – подняли вертолет в воздух, совершили перелет, затем краном поместили в водоем. После первых успешных полетов тестирование машины продолжили на море в Крыму.

В процессе испытаний оперативно исправляли выявленные недочеты конструкции – устранили путевую неустойчивость, дооснастили поплавки вертикальными шайбами.

Во время госиспытаний одну машину потеряли – при перелете возникли проблемы в топливной системе, при посадке на поле вертолет опрокинулся на мягком грунте и получил серьезные повреждения. Опытные пилоты уцелели, но опытную машину спасти не удалось.

Особое внимание уделили проверке амфибии на воде. Ми-14 успешно садился на воду и поднимался в воздух при трехбалльной волне, но водные брызги, поднимаемые вращением лопастей, создавали серьезные проблемы пилотам, ограничивая видимость. Также выявили, что приводнившийся вертолет в момент касания роняет нос в воду, что грозит несущему винту.

ми 14

Были разработаны рекомендации пилотам – держать при зависании скорость 20 километров в час и обратить повышенное внимание на рулежку на воде.

В 1969 году испытания продолжили на машинах с установленными двигателями ТВЗ-117М, все летные характеристики описывают вертолет с турбовальными агрегатами.

Начальный этап испытаний закончился в 1971 году, комиссия рекомендовала вертолет к серийному выпуску. Но проверки Ми-14 в разных режимах продолжались.

Вертолет проверяли с привлечением надводного флота и субмарин на глубоководном секретном полигоне. Были отработаны посадки амфибии в режиме авторотации, в том числе ночью на воду с использованием аквалангов пилотами.

Испытательный процесс длился 7 лет, он затянулся из-за неготовности двигателей, доработки систем ППС. Решение о принятии Ми-14 в эксплуатацию было подписано в 1974 году.

Справка: министр обороны России в 2015 году сделал заявление о планах военного командования доработать Ми-14 и вновь запустить амфибию в производство.

ми 14

Особенности конструкции

Практически все узлы и детали вертолета в процессе конструирования и последующих испытаний приходилось совершенствовать и доводить до ума. История создания Ми-14 оказалась долгой и трудоемкой. В результате появился морской многоцелевой вертолет-амфибия наземного базирования, известный как Ми-14 (по версии НАТО Haze).

Особенности конструкции:

  • фюзеляж – тип амфибия, выполнен по классической схеме с одним несущим и рулевым винтом, плавучесть обеспечивают баллонеты-поплавки объемом 4 кубометра;
  • шасси с колесами на четырех стойках убираются в отсеки лодки;
  • лодка – отдельная часть конструкции, выполняющая функции днища фюзеляжа, несущая бомбоотсек и автономные топливные емкости;
  • 3 автономных группы баков для топлива (общий объем 3240 литров), возможна установка дополнительного бака;
  • турбовальные двигатели ТВЗ-117М (по 2200 лошадиных сил);
  • усовершенствованный главный редуктор ВР-14.

ми 14

Запуск двигателей осуществляет силовая установка, а не аккумулятор. Для Ми-14 были созданы новые системы противопожарной безопасности, охлаждения, подачи топлива, средства для борьбы с обледенением.

Вертолет стал настоящей боевой машиной-амфибией, способной взлетать и садиться на воду, рулить и плавать даже при волнении.

Вооружение и оснастка

В соответствии с решаемыми вертолетом-амфибией задачами машину оснастили поисковыми комплексами и разными видами вооружений для уничтожения обнаруженных субмарин.

Рабочее место оператора-штурмана вынесено в грузовую кабину и оборудовано поисково-прицельной системой «Кальмар». ППС включает в себя целый комплекс устройств:

  • РЛС «Инициатива-2М»;
  • аппаратуру передачи данных «Снегирь»;
  • прицельно-вычислительное устройство «Ландыш»;
  • гидроакустическую станцию «Ока-2»;
  • поисковый магнитометр АПМ-60.

ми 14

Теплопеленгатор «Сура» занимает переднюю часть кабины. В заднем отсеке грузового блока находятся кассеты маркерных буев «Поплавок», а в бомбоотсеке – радиогидроакустические буи.

Система автоматического управления обеспечивала возможность четкого зависания над найденным объектом. Навигационную систему усилили допплеровским измерителем ДИСС-15, размещенным под хвостовой частью.

Комплект вооружений амфибия могла нести в бомбовом отсеке и на внешней подвеске. Общая боевая загрузка вертолета – 2 тонны. Выбор осуществлялся в зависимости от задач. Это могли быть глубинные бомбы или торпеды АТ-1, АТ-2, ВТТ-1 «Стриж». Допускалась возможность несения бомбы «Скальп» с ядерным боезарядом (масса 1.6 тонны).

ми 14

Технические характеристики

Приведем основные летные и технические параметры милевского  вертолета на примере Ми-14ПЛ:

Наименование Показатель
Винт, диаметр 21.29 метра
Длина машины 25.24 метра
Длина/ширина фюзеляжа 18.3/2.5 метра (по поплавкам 3.8)
Высота по винту 6.93 метра
Масса пустого/нормальная загрузка 8.9/13.4 тонны
Экипаж 4 человека
Крейсерская скорость/  максимальная 210/230 километров в час
Радиус полета/практическая дальность 200/800 километров
Потолок 4000 метров
Боевая загрузка 2 тонны

ми 14

Другие модификации Ми-14 могут незначительно отличаться техническими и летными параметрами.

Модификации

Сразу после принятие решения о приемке вертолета в эксплуатацию начались работы по созданию модификаций машины для решения разных задач – боевых и гражданских:

  • Ми-14ПЛ – основная военная модификация вертолета противолодочной обороны. Цели – поиск и уничтожение субмарин.
  • Ми-14ПЛМ – противолодочный вертолет с элементами модернизации основной машины.
  • Ми-14ГП – гражданская версия амфибии, предназначена для транспортировки грузов и перевозки пассажиров (26 мест).
  • Ми-14БТ – специализированная машина для минных тралов. Оружием и средствами для поиска вертолет не оснащали.
  • Ми-14ПС, Ми-14ПСМ предназначались для поиска и эвакуации личного состава. Машины оснащены местами для раненых, плотами и средствами для буксировки.
  • Ми-14П – амфибия гражданского назначения для перевозки людей.
  • Ми-14ПЖ «Элиминатор» – противопожарная модификация вертолета.

На экспорт выпускались амфибии модификаций Ми-14ПЛЭ, Ми-14PW.

Применение

Многолетние труды милевцев не пропали зря – вертолет-амфибия получился отличным, идеально зарекомендовавшим себя в воздухе и на воде. Морская авиация остро нуждалась в машинах, умеющих плавать. В мирной жизни грузовые и пассажирские амфибии также были востребованы. За 13 лет Казанский завод выпустил 273 вертолета четырнадцатой серии разной комплектации, которые высоко оценили военные и гражданские летчики.

Винтокрылые машины поставляли в страны Варшавского договора, а также в Сирию, Вьетнам, КНДР, Ливию. Амфибию сняли с вооружения в 2016 году. На смену милевской машине пришел вертолет Ка-27, берегового и палубного базирования.

Противолодочный вертолет Ми-14 остался единственной амфибией в истории отечественного военного вертолетостроения. ОКБ Миля сумело создать винтокрылую машину, одинаково надежную в воздушной и морской стихии. В планах военного руководства России возобновление производства вертолетов-амфибий.

Полунин Сергей Владимирович

Образование - высшее юридическое

Оцените автора
Добавить комментарий