Авиаконструкторы СССР разработали немало вертолетов. Это не только история, прошлое, но и настоящее России. После модернизации, обновления многие машины продолжили службу в авиации. Как гражданской, так и военной. А наработки, идеи позволили наследникам шагнуть дальше, продолжить проектирование средств доставки, ударных вертолетов, транспортников, спасателей.
Главные производители вертолетов в СССР
Можно по-разному относиться к наследию некогда «великого и могучего». Ругать, не вдаваясь в детали. Либо, наоборот, восхвалять на грани обожания. Но не признавать, что в Советском Союзе умели производить годную технику, в том числе вертолеты, нельзя. Причем машины создавались с нуля. Не копировались с западных аналогов. Не собирались из комплектующих, полученных от иностранных производителей. А это о многом говорит.
Среди создателей вертолетов в СССР были известны два КБ:
- Миля.
- Камова.
Возглавляли их, соответственно, Михаил Миль и Николай Камов. За двумя этими именами стоят целые плеяды талантливых авиаконструкторов. Сотни грамотных технических решений. Победы и поражения. Поиск выхода из сложных ситуаций. И надежные, долговечные машины. Настоящие «рабочие лошадки».
Если бы не было этих КБ, не появились бы «Крокодил», «Черная акула», многие другие вертолеты. Третий игрок, КБ Яковлева, не так знаменит в вертолетостроении. Но тоже произвел несколько любопытных с точки зрения вертолетной техники машин.
Популярные советские вертолеты
Оба бюро не раз «сталкивались лбами». Фактически конкурировали. Хотя создавали совершенно разные машины. Это сейчас, в эпоху унификации, использования типовых узлов, все стало иначе. Да и «былые противники» стали союзниками. Работают в одной связке. А теперь вспомним, что для нас сделали КБ Миля и Камова. Ну, и Яковлева. Какие машины выпускались в СССР.
Ми-1
Первый «мишка», единственный в своем роде. С него началось восхождение бюро Михаила Миля. Вертолет создавался практически сразу же после завершения Великой Отечественной войны. Не было ни готовых решений, ни элементарной базы. К тому же страна еще не оправилась после чудовищной бойни, борьбы с фашизмом, разрухи.
Ми-1 поступил в серию в 1952 году. Трудяга-«мишка» нашел свое место как в гражданской авиации, так и в ВВС. Тот факт, что за 8 лет было выпущено порядка 3 тысяч экземпляров вертолета, говорит о многом. Это первая винтокрылая машина, которую начали производить в Советском Союзе. Затем были другие. Не менее успешные.
Ми-2В-2В
«Второй» отличается тем, что стал вертолетом-универсалом. Конструкторы накопили опыт, научились создавать винтокрылые машины. Ми-2 использовался в народном хозяйстве, боевой авиации. Полноценная военная версия была разработана в 1965 году.
Примечательно, что «мишка» использовался до начала девяностых. Почти 30 лет в строю – солидный стаж. В СССР произвели порядка 5 с лишним тысяч Ми-2. И все они летали, доставляли грузы, выполняли боевые задачи.
Ми-6
С появлением «шестерки» парк советских вертолетов пополнился универсальной машиной. К тому же «мишка» здорово «подрос». Увеличился в размерах. И получил газотурбинную двигательную установку. Ми-6 известен в транспортном, боевом исполнении. Возил грузы, десант. И даже поставлялся иностранным заказчикам.
Всего выпущено около 1 тысячи экземпляров. Многие модифицировались под конкретные нужды, запросы.
Ми-8Т
Вертолет продолжает рассказ о разработках КБ Миля. Сдвоенная двигательная установка позволила повысить дальность полета, грузоподъемность машины. Считается одним из самых массовых в истории вертолетостроения. Поставлялся в полсотни государств. Использовался гражданскими, военными заказчиками.
Ми-8 – настоящий универсал. Надежный, вместительный, многоцелевой. Оставался в строю и после распада Советского Союза.
Ми-10
«Мишка»-транспортник. Также получил наименование «летающего крана». Является продолжением Ми-6. Доставил сотни тонн грузов, работал и в жару, и в мороз. «Десятка» могла перевозить даже ракеты. Вертолет установил рекорд по грузоподъемности. К сожалению, серийно произвели не так много машин. Всего 24. Зато Ми-10 успешно модифицировался, использовался от постановщика радиопомех до «летающей лаборатории». Был вариант и с мобильной пусковой установкой крылатых ракет.
Ми-12
Представитель класса «супертяжей». «Мишка» поднимал до 40 тонн груза, вознося ношу на 2 тысячи метров. При этом конструкторам удалось снизить уровень собственного шума вертолета. «Homer» по кодификатору НАТО, Ми-12 получил измененную схему размещения винтов. Они располагались на концах крыльев. По сути, это практически конвертоплан. Примечательно, что проект оценили даже американцы. Присудили «мишке» приз имени Игоря Сикорского. Солидная, престижная награда.
Ми-22
Вертолет нельзя назвать гигантом. У него иные задачи: Ми-22 стал модификацией Ми-6. И превратился в мобильный командный пункт. Серийно выпущено порядка 30 машин. Основные характеристики совпадают с «шестеркой». Вертолет закончил службу в конце девяностых.
Ка-18
А теперь переходим к продукции КБ Камова. Иные решения, иные задачи. Крохотный «кашка» – вовсе не букашка. А настоящая шустрая «стрекоза». Конструкторы использовали соосную схему несущих винтов. Ка-18 успешно дебютировал на иностранном авиасалоне, получил престижную награду в Бельгии. Но до серийного выпуска ход так и не дошел. Количество произведенных экземпляров не впечатляет. Их 2. Зато Ка-18 стал вертолетом нового типа.
Ка-25П
«Камовцы» произвели специализированный вертолет для использования на плавучих аэродромах. Базовый Ка-25 был успешно модифицирован. Задача машины – поиск, локализация подлодок противника. Первый в своем роде. Схема несущих винтов – соосная. Вертолет не только прошел испытания, но и выпускался серийно. Дал толчок для производства винтокрылых машин подобного типа.
Як-24
В кодификаторах НАТО получил имя Horse. В облике вертолета можно найти сходство с американскими аналогами. Но вряд ли это слепое копирование. «Яковлев» обладал удлиненным фюзеляжем, 2 несущими винтами, расположенными на разнесенных осях. Очень похож на «Чинук».
В СССР, России до этого подобные машины не создавались. Як-24 мог поднять в воздух до 3 десятков человек (не считая экипажа). Либо до 3 тонн полезной нагрузки. В Советском Союзе успели произвести порядка сотни данных машин. Модификации вертолета могли нести до 5 тонн груза на внешней подвеске.