Попыток создать гибрид самолета и вертолета в истории авиастроения было множество. Пока прогресс в этом направлении небольшой из-за специфики строения таких летательных аппаратов. Единственная в мире такая машина, поступившая на вооружение, — американский Bell V-22 Osprey. В России разработкой самолетов-вертолетов занимаются компании «Аэроксо» и ADA Aerospace, холдинг «Вертолеты России».
Как называется гибрид самолета и вертолета
У такой машины есть официальное название — конвертоплан. Это винтокрылый транспорт, поворотные двигатели которого при подъеме и приземлении выполняют функцию несущих винтов, а при движении в горизонтальном направлении тянут, подталкивают. Усилие подъема машины обеспечивает самолетное крыло.
Пока единственная страна, успешно занимающаяся разработкой конвертопланов — США. Не нужно принимать конвертоплан за гибридные машины, что имеют фиксированную механическую основу, например, за самолеты-квадрокоптеры. Вторые гораздо менее эффективны при равных габаритах. По конструкции конвертопланы скорее близки к самолетам вертикального взлета и посадки (СВВП).
В конвертопланах применяют легкие, работающие на низких оборотах винты, как у вертолетов, благодаря чему машина двигается при незначительном угле смещения винтов. Крупные винты значимы при вертикальном старте, но при горизонтальном движении они теряют эффективность, если сравнить их с меньшими винтами самолета.
Существуют следующие виды самолета-вертолета:
- Тилтротор — летательный аппарат с поворотными винтами, способный взлетать и садиться вертикально, как вертолет, и перемещаться горизонтально, достигая скорости самолета с турбовинтовой силовой установкой.
- Тилтвинг — конвертоплан с полностью поворачиваемым крылом.
- Тэйлситтер — летательный аппарат, садящийся и взлетающий вертикально с вертикально устремленным корпусом. То есть машина садится на собственный хвост, потом начинает горизонтальное «самолетное» движение.
- СВВП со складным несущим винтом. Чтобы машина могла взлететь и сесть, зависнуть в полете, предусмотрено раскладывание несущего винта. А когда транспорт начинает полет с крейсерской скоростью, механизм складывается в изначальное положение.
Успешные конвертопланы
Попытки разработать конвертопланы предпринимали в США, Западной Европе, СССР.
Первые советские разработки начались еще в 1930-е. Созданы опытные образцы, так и не пошедшие в серийное производство. Хотя есть успешные исключения.
V-22 Osprey
Единственный конвертоплан, поступивший в серийное производство, прошел летные испытания в марте 1989 года. Американские военные сначала восприняли машину с восторгом. Ведь она позволяла доставлять грузы и десантников за многие сотни километров, при этом была способна приземляться в любых условиях. Были подписаны контракты на вооружение, но тут всплыли некоторые негативные нюансы:
- Конвертоплан, изготовленный из легких композитных материалов, обойдется в солидную сумму, превышающую 80 миллионов долларов.
- Защита корпуса практически отсутствует, пробить его можно винтовкой.
- Вооружения на легком летательном аппарате нет.
- Чтобы укрепить конструкцию, инженеры убрали иллюминаторы. Это сделало процесс десантирования «слепым».
Конвертоплан V-22 Osprey имеет синхронный вал как связывающий элемент несущих винтов, позволяющийся при чрезвычайной ситуации приземлиться на одном работающем двигателе. Но из-за этой же особенности машина может внезапно обрушиться во время «вертолетного» полета из-за завихрения под винтом.
В режиме вертолета конвертоплан V-22 Osprey движется со скоростью 185 км/ч, в режиме самолета — 510 км/ч. Вмещаемое на борт количество десантников составляет 24–32 человека в зависимости от версии транспорта.
Bell XV-3
В 1950 году победителем конкурса на лучший разведывательно-спасательный транспорт стала машина с поворотными винтами от компании Bell. В 1951-ом производитель подписал контракт на создание двух экспериментальных экземпляров. Опытные модели увидели свет в 1955 году. Конструкция поражала воображение: четыре пассажирских места, крылья 9,5 м, двигатель мощностью 450 л.с., роторы с электроприводом на концах консолей крыльев.
Тяжелее всего было подобрать поворотные винты. Для вертикального движения оптимальны крупные механизмы, для горизонтального — небольшие. В итоге был достигнут компромисс — винты среднего диаметра 7,3 м. Перекрестная трансмиссия не была предусмотрена, а при сбое работы двигателей винты в автоматическом режиме становились вертикально, то есть конвертоплан мог приземляться, как вертолет.
Хотя экспериментальные модели созданы в 1955-ом, только в декабре 1958 года летчик Билл Квинлен проверил, как конвертоплан переходит с вертикального в горизонтальное движение. Экспериментальная машина вылетала 250 раз, более 100 раз переходила с вертикального положения в горизонтальное, а общий налет превысил 450 часов. Конвертоплан развивал скорость до 300 км/ч, поднимался на высоту 3660 м.