Характеристики и описание вертолета Ми -171А2, конструкция и история создания

Тяжелый вертолет многоцелевого назначения Ми-171А2, победивший на конкурсе «100 лучших товаров и услуг России», — самая новая и технически совершенная версия Ми-8 (Ми-171) — самой эксплуатируемой в мире модели. По описанию и техническим характеристикам Ми-171А2 несложно понять, что это наиболее надежный, комфортный и безопасный вертолет в российском сегменте мирового рынка.

История модернизации

Проект обширной модернизации вертолета Ми-8 получил утверждение весной 2011 года. Проектируемая многоцелевая модель, предназначенная для перевозки пассажиров и грузов, изначально называлась Ми-171М. Разработчиком компания «Вертолеты России» назначила Улан-Удэнский авиационный завод. Поскольку модельной базой стал ранее разработанный вертолет Ми-171А1, новая модернизированная версия в итоге получила название Ми-171А2.

Модернизация была направлена на существенное повышение технических и эксплуатационных характеристик, сокращение стоимости эксплуатации и ремонта вертолета. Для этого было определено несколько модернизационных направлений.

Ключевым направлением стала замена силовой и трансмиссионной системы. Вторым этапом стало полное изменение бортового оснащения вертолета. Такие преобразования позволили расширить и улучшить возможности эксплуатации вертолета, включая разные виды эшелонирования, зависание и движение по особым траекториям.

Обновленная навигационная система позволяет сократить расходование топлива, благодаря точному планированию полета. Уменьшение стоимости эксплуатации вертолета обеспечивается сокращением количества членов экипажа, уменьшением веса бортового оснащения, применением упрощенной и более эффективной схемы проверки оборудования, подразумевающей использование системы контроля СУОВО-В1 и электронного индикационного комплекса КСЭИС-В1. Определен увеличенный ресурс между ремонтами, подразумевающий переход на использование вертолета по техническому состоянию.

Характеристики и описание вертолета Ми -171А2, конструкция и история создания

В начале 2012 года Улан-Удэнский завод поставил Национальному центру вертолетостроения корпус и основные элементы модернизированного вертолета, там же был собран первый опытный экземпляр Ми-171А2. Дебютировал вертолет в конце лета 2013 года на авиационном салоне «МАКС». Этот опытный экземпляр стал базой для испытаний бортового оснащения КБО-17, разработанного «Ульяновским конструкторским бюро».

17 августа 2017 года «Росавиация» передала компании «Вертолеты России» сертификат категории «А» на конвертируемый многоцелевой вертолет Ми-171А2. Сертификат подтверждает, что Ми-171А2 безопасен при пассажирской и грузовой эксплуатации в ночное время, при сложных метеорологических условиях, в жарком климате, а также над водными и высокогорными объектами. Он может следовать по международным авиационным маршрутам. А это значит, что Ми-171А2 можно реализовывать серийно для коммерческих покупателей.

Характеристики и описание вертолета Ми -171А2, конструкция и история создания

Серийное производство

Серийное производство Ми-171А2 стартовало в 2017 году. Выпускаются вертолеты широкой линейки по назначению: спасательные, эвакуационные, противопожарные, грузовые, пассажирские, даже для VIP-пассажиров.

Первым заказчиком стала крупная российская авиакомпания UTair. На авиационном салоне «МАКС» в 2017 году она подписала с компанией «Вертолеты России» контракт на передачу 2-х экземпляров Ми-171А2 для опытного использования. В том же году на международном авиационном салоне Dubai Airshow был составлен первый контракт с зарубежным покупателем. Им стала индийская компания Vectra Group.

Вообще Ми-171А2 разрабатывался как экспортный вертолет. Но пока из-за санкционного влияния экспортная реализация тормозит, основными заказчиками являются российские компании. Помимо Индии, вертолеты Ми-171А2 приобрели Казахстан и Бангладеш. Но разработчики надеются, что ситуация с санкциями рано или поздно закончится, тогда модернизированные машины найдут свое место на международном рынке. Основными предполагаемыми заказчиками названы латиноамериканские, африканские, островные тихоокеанские страны.

Характеристики и описание вертолета Ми -171А2, конструкция и история создания

Конструкция и ее особенности

Модель Ми-171А2 сохранила определенную внешнюю схожесть с Ми-8, но модернизация оказалась настолько масштабной, что фактически появился новый вертолет.

На Ми-171А2 установлена модернизированная турбовальная силовая система ВК-2500ПС-03 2000 л.с., заменившая собой украинский двигатель ТВ3-117, который использовался на последних версиях Ми-8. Разработан двигатель компанией «Климов», серийное производство началось в 2015 году. Уникальность двигателя в том, что он способен работать около получаса в усиленном режиме 2400 л.с., и около 2 минут при 2700 л.с.

В Ми-171А2 установлено 2 двигателя, но при чрезвычайной ситуации машина может продолжать полет с одним работающим в усиленном режиме силовым блоком.

В двигательную систему внедрен автомат управления FADEC и противопомпажный регулировщик компрессора. Предусмотрен цифровой блок регулирования БАРК-6В-7С, адаптирующий двигатель под эксплуатационные условия, поддерживающий режимы работы в большом диапазоне атмосферных температурных условий, повышающий экономию топлива и ресурсоемкость силовой системы. Отказ двигательной системы из-за воздействия мощных ветровых потоков или падения атмосферного давления исключен.

Характеристики и описание вертолета Ми -171А2, конструкция и история создания

Модель Ми-171А2 получила более надежный и тихий рулевой винт в форме «Х», а также улучшенный в плане аэродинамики несущий винт с лопастями из композитного материала. Такое усовершенствование увеличило винтовую тягу на 0,7 т.

Цифровой бортовой комплекс КБО-17-1, разработанный компанией «Радиоэлектронные технологии» и «Ульяновским конструкторским бюро», организован по современному типу «стеклянная кабина». Обновленная система, состоящая из навигационного и пилотажного блоков, комплекса общего вертолетного оборудования с индикационным дисплеем, поспособствовала уменьшению численности экипажа с 3-х до 2-х человек. Для повышения эксплуатационной безопасности используются системы определения воздушных препятствий и опасного приближения к земной поверхности.

Вертолет оснащен камерами, позволяющими отслеживать состояние наружных грузов, и аж 8-ю эвакуационными выходами. Предусмотрены обогревательная, кондиционная и кислородная системы, пассажиры могут воспользоваться гардеробом и отделением для багажа.

Характеристики и описание вертолета Ми -171А2, конструкция и история создания

Испытания

В летных испытаниях, стартовавших в 2014 году, задействовались 4 опытных экземпляра Ми-171А2. Другие 2 экземпляра применялись для статических тестов. Первый вылет состоялся 25 ноября.

Летчики-испытатели отрабатывали на Ми-171А2 самые разные маневры с полным и неполным взлетным весом, включая чрезвычайные ситуации, например, отключение одного из двигателей, второй заход на посадку. Проверялась эффективность кислородной и двигательной систем в условиях высокогорья. Отрабатывались даже такие нестандартные ситуации, когда Ми-171А2 вынужден подниматься в воздух при стартовом отказе одного из двигателей или садиться посредством авторотации винта при полном отказе двигательной системы. Навыки пилотирования в таких ситуациях помогают спасти пассажиров от смерти, а вертолет — от жесткого падения и взрыва.

По результатам испытаний Ми-171А2 показал отличные результаты в плане маневренности, скорости подъема, управляемости в условиях разреженного высокогорного воздуха, способности взлетать с разных рельефных поверхностей, энерговооруженности, устойчивости к атмосферным явлениям. Руководивший испытаниями летчик Александр Климов подтвердил, что Ми-171А2 — «настоящий горный вертолет».

Характеристики и описание вертолета Ми -171А2, конструкция и история создания

Летно-технические характеристики

Ми-171А2 обладает нижеследующими техническими и эксплуатационными характеристиками.

Длина 6,4 м
ширина 2,4 м
высота 1,8 м
вместимость салона 23 м3
максимальный взлетный вес 13 т
максимальный взлетный вес с наружным грузом 13,5 т
максимальный полезный внутренний вес 4 т
максимальный полезный наружный вес 5 т
скоростной максимум 280 км/ч
крейсерская скорость 260 км/ч
предельная дистанция полета с полными баками 850 км
статический предел 4000 м
практический предел 6000 м
разбег рабочих температур от –50°C до +50°C

В пассажирском варианте вертолет Ми-171А2 принимает на борт до 20 человек, оснащается 26-ю обычными либо 18-ю энергопоглощающими сиденьями.

Если сравнивать с Ми-8, скоростные показатели Ми-171А2 выше на 10 %. А возможности принятия полезного веса повысились на 25 %.

Полунин Сергей Владимирович

Образование - высшее юридическое

Оцените автора
Добавить комментарий