Что бы не пропустить лучшие материалы с сайта

А также задавать вопросы в комментариях и получать ответы

Учебно-тренировочный самолет Як-52: история создания, описание и характеристики

Як-52

Як-52 – это советский поршневой спортивно-тренировочный самолет, разработанный в ОКБ Яковлева в конце 70-х годов на базе одноместного пилотажного самолета Як-50. Руководил конструкторской группой В. П. Кондратьев. Як-52 стал одним из основных самолетов подобного типа в Советском Союзе, на нем и сегодня продолжают обучаться пилоты.

Свой первый полет Як-52 совершил в 1979 году, тогда же началось и его серийное производство. Выпуск самолетов продолжался до 1998 года, Як-52 и ныне находится в эксплуатации. Его производство было налажено на заводе компании Aerostar (Румыния). С момента своего первого полета этот самолет является завсегдатаем различных авиационных шоу – высший пилотаж на Як-52 действительно завораживает.

За время серийного производства было разработано несколько модификаций самолета. На его базе даже создали легкий ударный штурмовик, который планировали использовать в Афганистане, но так и не запустили в серию. Всего же было выпущено более 1800 единиц Як-52.

Як-52

Основными эксплуатантами этой прекрасной машины являлись (и являются) аэроклубы ДОСААФ. Сегодня на территории России находится более 330 самолетов Як-52, примерно 100 из них исправны и активно эксплуатируются. Используют Як-52 и за пределами нашей родины, в основном в бывших советских республиках. В России этот самолет планируется постепенно заменить на более современный Як-152. Программа замещения должна стартовать в нынешнем году.

История создания

В начале 70-х годов в Советском Союзе началась программа по обновлению парка учебно-тренировочных самолетов аэроклубов ДОСААФ. Планировалось оснастить их новыми одноместными спортивно-пилотажными машинами и двухместными учебными самолетами. Чтобы удешевить эту программу, было принято решение о создании двух очень похожих самолетов, с максимальным уровнем унификации и одинаковой силовой установкой.

В начале 70-х в ОКБ Яковлева был построен спортивно-пилотажный Як-50, на его базе конструкторы приступили к созданию учебного самолета Як-52. Поскольку машины были очень близки, то проектные работы продвигались довольно быстро. Во время разработки машины был использован опыт эксплуатации несколько тысяч самолетов Як-18, а также учтены замечания и пожелания летчиков-инструкторов. На новом самолете были использованы некоторые конструкторские решения Як-18, хотя по сравнению с ним летные и технические характеристики нового самолета значительно выросли.

Як-52

Несмотря на значительное сходство между Як-50 и Як-52, перед конструкторами стояла нелегкая задача. Им нужно было создать два очень похожих самолета, которые бы соответствовали очень противоречивым требованиям. Дело в том, что для спортивно-пилотажной машины нужна минимальная устойчивость, а его управление должно быть очень легким и откликаться на любое усилие, приложенное пилотом. Учебный самолет, наоборот, обязан отличаться значительной устойчивостью и быть «тяжелым» в управлении, а также нести довольно серьезный комплекс приборов и оборудования, который для спортивной машины будет просто дополнительным грузом.

Испытания новой машины продолжались более двух лет. Серийный выпуск учебного Як-52 начался в 1979 году на заводе «Аэростар» в Румынии.

На базе серийной машины был создан одноместный пилотажный самолет Як-53 специально для исполнения сложных акробатических воздушных трюков. Есть модификация Condor, разработанная румынскими специалистами, на нее установлен двигатель AEIO-540 LI B5D, новый трехлопастный винт и усовершенствованный руль направления.

Як-52

Также следует отметить модификацию Як-52W, разработанную специально для заказчиков из США и Европы. На этот самолет были установлены приборы, необходимые для полетов в ночное время, увеличена емкость топливных баков и оборудован багажный отсек в фюзеляже.

Для применения в Афганистане разрабатывался легкий штурмовик на базе Як-52, на него планировали установить два блока неуправляемых ракет. Данная модификация получила наименование Як-52Б, но в серийное производство этот самолет так и не был запущен.

Описание конструкции

Як-52 – это цельнометаллический двухместный низкоплан с фюзеляжем типа полумонокок, оснащенный одним поршневым двигателем и трехопорным убирающимся шасси.

Фюзеляж самолета имеет силовой каркас, состоящий из дюралевых шпангоутов, лонжеронов и стрингеров. К ним с помощью потайной клепки присоединяется дюралевая обшивка.

Як-52

В носовой части фюзеляжа находится силовая установка, а сразу за ней кабины для летчика-ученика и инструктора, который всегда может вмешаться в управление или взять его полностью на себя. Обе кабины Як-52 накрыты одним фонарем, который имеет две сдвижные части.

Крыло самолета имеет профиль Clark YH, который и ранее успешно использовался на других самолетах ОКБ Яковлева. Крыло имеет один лонжерон, а также набор стрингеров и нервюр, изготовленных из тонкого листа дюраля. Самолет оснащен элеронами щелевого типа, которые состоят из трубчатого лонжерона, хвостового стрингера и нервюр. Крыло Як-52 имеет посадочные щитки, управляемые с помощью пневмосистемы.

Як-52 оснащен однокилевым свободнонесущим хвостовым оперением. Киль и стабилизатор с двумя лонжеронами и работающей обшивкой.

Як-52

Самолет имеет трехопорное убирающееся шасси с носовой стойкой. По сравнению с Як-50, оно больше весит, но делает посадку Як-52 проще, а также улучшает обзор при рулежке, что очень важно при обучении молодых пилотов. Одной из основных особенностей машины является то, что после уборки шасси колеса просто прижимаются к корпусу машины. Это повышает безопасность приземления, даже если начинающий пилот забыл перед посадкой выпустить шасси. Подобное конструкторское решение несколько ухудшает аэродинамические характеристики машины, но на учебном самолете это не представляет серьезной проблемы.

В убранном положении стойки шасси фиксируются с помощью специальных замков, а в выпущенном – прочно удерживаются складывающимися подкосами, которые заходят в распор. Стойки шасси имеют жидкостно-газовую амортизацию и колеса с пневматиками низкого давления, что позволяет Як-52 производить взлет и посадку даже на аэродромах с грунтовым покрытием не самого высокого качества. В зимнее время колеса можно заменить лыжами.

Самолет имеет спаренное управление. Пневматическая система машины состоит из двух подсистем: основной и аварийной. С ее помощью убирается и выпускается шасси, происходит запуск двигателя и управление посадочным щитком, а также торможение при посадке. Работа каждой из подсистем производится от отдельного баллона, в полете они подкачиваются компрессором, установленным на двигатель.

Як-52

Силовая установка самолета состоит из звездообразного поршневого двигателя М-14П с девятью цилиндрами, его мощность 360 л. с. Як-52 оснащен винтом изменяемого шага.

На некоторые модификации самолета были установлены турбовинтовые двигатели повышенной мощности. Такая доработка машины увеличивает ее скорость, но приводит к заметному увеличению расхода топлива, а также усложнению конструкции. Кроме того, стоимость самолета с подобной силовой установкой гораздо выше базовой модели.

Топливная система Як-52 состоит из двух баков, размещенных в крыльях. Из них топливо самотеком поступает в расходный бачок, откуда попадает в двигатель.

На самолете установлен довольно сложный комплекс пилотажно-навигационного оборудования, он позволяет выполнять полеты в любых метеоусловиях. Кроме стандартного набора приборов, на Як-52 имеется курсовая система, радиостанция, автоматический радиокомпас. Перед выполнением фигур высшего пилотажа, лишнее оборудование снимается.

Як-52

Учебный самолет Як-52 оборудован системой, которая предупреждает о приближении критических режимов полета. Для учебной машины такое оборудование просто незаменимо.

Характеристики

Ниже указаны основные характеристики Як-52:

  • длина, м – 7,75;
  • размах крыла, м – 9,3;
  • высота, м – 2,7;
  • максимальная скорость, км/ч – 360;
  • дальность полета, км – 500;
  • силовая установка – М-14П;
  • мощность, л. с. – 360;
  • вес пустого самолета, кг – 1015.

Як-52