Спонсор проекта: monetnik.ru

Характеристики и описание гидросамолета PBY Catalina, его применение

PBY Catalina — американский патрульный и бомбардировочный самолет-амфибия, который в годы Второй мировой войны применялся фактически на всех фронтах, выполнял не только ударную, но и спасательную, транспортировочную функцию. По характеристикам и описанию гидросамолета PBY Catalina понятно, что это один из самых удачных образцов подобной авиационной техники, это подтверждает и огромное число модификаций, и поставки по ленд-лизу.

История создания

Самолет сконструировали и выпустили в серийное производство в 1936 году, перед началом Второй мировой войны. Летно-технические характеристики оказались по тем временам настолько высокими, что право на лицензированное производство выкупили все страны, имеющие ВВС, в том числе и СССР.

Все началось в 1927 году, когда директор производственной компании Consolidated Рубен Флит задумал в рамках конкурса создать армейский бомбардировщик, для чего попросил помощи у талантливого конструктора Айзека Лэддона. В конкурсе победить не удалось, но наработки сохранились, к тому же конкурсный самолет отметился невероятно высокой дальностью полета.

Гидросамолет PBY Catalina

В 1932 году ВВС США объявили конкурс на создание патрульно-ударного самолета. Сохранившиеся наработки Consolidated оказались весьма кстати и соответствовали конкурсным требованиям: дальность полета не меньше 4800 км, скорость 160 км/ч, вес машины не выше 11350 кг.

Основным конкурентом Consolidated оказался успешный производитель Douglas. Компании представили на конкурс модели с весьма схожими летными характеристиками, также обе машины удачно прошли испытания. Но победила компания Consolidated, причем просто потому, что выставила цену на самолет 90 тысяч долларов. А конкурент Douglas запросил 110 тысяч.

Самолет от Consolidated оказался настолько удачным и оригинальным по конструкции, что компания быстро получила патент №92912 и в 1933 году заключила контракт на разработку прототипа, который получил номер XP3Y-1. 21 марта 1935 года состоялся первый успешный вылет, однако испытания выявили необходимость доработок. Были исправлены недочеты в устойчивом поддержании курса и качестве управления самолета.

На испытаниях случайным образом была подтверждена водостойкость самолета. Один опытный экземпляр при посадке повредил корпус, но самолет удержался на поверхности воды, не пошел ко дну.

29 июня 1935-го производитель Consolidated получил первый коммерческий заказ на 60 экземпляров PBY. Серийное производство стартовало на заводе в городе Сан-Диего.

В 1939-ом самолет Catalina планировалось вывести из производства как устаревший. ВВС США требовалось что-то новое, соответствующее современным требованиям. Прототипами для создания новых моделей были выбраны самолеты-амфибии XPBM Mariner, XPB2Y Coronado и XPBS.

Гидросамолет PBY Catalina фото

Спасли самолет PBY Catalina англичане, которые в начале мировой войны закупили 106 экземпляров для себя и для канадцев, французов, австралийцев, голландцев. За ними подтянулись ВВС США, закупившие в декабре 1939 года 200 самолетов-амфибий для прибрежной патрульной службы. В 1942-ом канадский филиал Boing в Ванкувере купил производственную лицензию.

Конструкция

Самолет-амфибия PBY Catalina представляет собой моноплан с фюзеляжем лодочного типа и верхним расположением крыльев на пилонах. Двигательно-винтовая система находится в передней части крыла. Под крыльями закреплены фиксаторы бомб и поддерживающие поплавки, превращаемые в законцовки.

Крылья и частично корпусная обшивка алюминиевые, стабилизатор горизонтального положения стальной, а рулевой механизм с полотняным покрытием и наличием триммеров. Часть обшивки тоже полотняная. Корпус разбит на 5 отсеков. Это обеспечивает высокую стойкость удержания самолета на плаву, даже если два отсека окажутся затопленными. PBY Catalina обладает весьма приличной для своего времени аэродинамикой.

В экипаж PBY Catalina входят два пилота, бортинженер, штурман, радист, бомбардир и два артиллериста. С ориентацией на эксплуатационный опыт уже 4-ая модификация самолета PBY получила бронезащиту членов экипажа. Сиденья пилотов оснащены бронированными спинками 9,5 мм, аналогичной толщины панель защищает место бомбардира спереди. Сиденье инженера прикрывается сверху бронепластиной 4,7 мм и сзади 6,5 мм. Еще одна бронепластина закрывает сзади место сидящего в хвосте самолета артиллериста.

Корпус самолета Catalina просторный. Слабозащищенные элементы достаточно широко разнесены. Поэтому PBY показывает неплохую стойкость к ударам винтовочных пулеметов. Поскольку в боевых операциях самолет Catalina планировалось использовать как патрульный, были установлены койко-места и кухонный сектор.

Самолет PBY Catalina оснащен двойным двигателем радиального типа Pratt & Whitney R1830-92 мощностью 1050 л.с. с воздушной системой охлаждения.

Гидросамолет PBY Catalina

Тактико-технические характеристики

Оценивая модель PBY Catalina, нужно понимать, что это, прежде всего, самолет-амфибия. Для аэролодок того периода Catalina показывала просто превосходные летно-технические характеристики. Самолет умел взлетать и идти на посадку при сильной ветрености и больших волнах, был способен почти сутки зависать в патрулируемом районе, а также отличался впечатляющей грузоподъемностью. Это обеспечивалось слабой нагрузкой на существенно удлиненные крылья.

Технические

Представляем для ознакомления основные технические характеристики PBY Catalina.

пустой вес 9,5 т
снаряженный вес 16 т
длина корпуса 19,5 м
высота самолета 6,2 м
размах крыльев 31,7 м
площадь крыла 130 м2

Летные

Вот основные летные характеристики PBY.

крейсерская скорость 200 км/ч
скоростной максимум 315 км/ч
предельная высота 4480 м
дальность полета 4030 км
затрачиваемое на вираж время 28 секунд
набор высоты 5 м/с
предельная скорость разрушения крыльев при пикировании 405 км/ч

Вооружение

PBY оснащен 5-ю пулеметами: 2-мя в носовом отделе с калибром 7,62 мм и 3-мя по бокам фюзеляжа и в хвосте калибра 12,3 мм.

Самолет Catalina способен переносить бомбы массой до 450 кг каждая на наружном подвесе. Общий бомбовый вес может доходить до 1840 кг. Также PBY может переносить авиационные торпеды. Имеется прицел для выпуска торпед, установленный за передним стеклом кабины. Данные водные бомбардировщики даже эксплуатировались как торпедоносцы, но непродолжительное время, вскоре их заменили более современные модели.

Гидросамолет PBY Catalina фото

Боевое применение

В течение Второй мировой войны самолеты-амфибии PBY Catalina эксплуатировались в акваториях Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов. Причем боевое применение было необычайно активным: в военный период бомбардировщики Catalina налетали столько часов, сколько не смогли все другие модели американских самолетов. В послевоенное время гидросамолеты PBY активно применяли вплоть до 1970-ых. Например, канадцы применяли эти самолеты для тушения пожаров, а бразильцы — для транспортировки грузов в амазонские дебри.

Первыми в боевых условиях себя показали PBY Catalina Королевского воздушного флота. Именно Catalina из эскадрильи №209 обнаружила тонущий линкор Бисмарк в мае 1941 года. Американские самолеты PBY принимали непосредственное участие в военных событиях после трагедии в Перл-Харборе и в боях над Филиппинами. Японские бомбардиры высоко оценивали американские самолеты, но одновременно вычислили их слабые стороны, поэтому упорно старались их уничтожить. После атаки на Перл-Харбор из 36 находившихся там гидросамолетов уцелело лишь 3.

27 декабря 1941 года самолеты PBY Catalina впервые были применены как ударные. Они, неся по 3 бомбы весом 226 кг, атаковали японские суда в гавани на Сулу. Но японцы своевременно обнаружили атакующих, стали стрелять из зениток, подняли в небо истребители. В итоге 4 PBY были сбиты, а 2 самолета спешно покинули место боя.

Гораздо успешнее самолеты Catalina использовались как ночные разведчики, оснащенные усовершенствованными радарами. Ночами им не мешали японские зенитки, плюс, японцы предпочитали снабжать войска на тихоокеанских островах в темное время суток. Ночные разведчики PBY успешно вылавливали конвои снабжения японцев, направляли на них ударную авиацию.

Ночные самолеты-разведчики PBY Catalina окрашивались в черный цвет. Они получили название «Черные кошки».

Также успешной была работа спасательных гидросамолетов Catalina. Они искали, спасали и эвакуировали моряков и летчиков. Спасательные PBY получили прозвище Дамбо по имени мультяшного слоника.

Гидросамолет PBY Catalina

Самолеты-спасатели Дамбо прекрасно себя показали в кровопролитном морском бою у Соломоновых островов. Группа PBY подключилась к ударной авиационной группе, спасательные гидросамолеты курсировали на некотором расстоянии от эпицентра боя, отправлялись к каждому сбитому судну. Группа из 3-х самолетов с базы на острове Тулаги с января по август 1943 года спасла 160 летчиков. Также самолет Дамбо спас 70 человек со сбитого немецкой субмариной корабля Марина Раскова.

Интересные факты

Название Catalina дали гидросамолетам британцы. В английском авиационном флоте принято давать самолетам не номерные, а личные имена.

Хотя срок эксплуатации PBY Catalina давно истек, около 30-ти самолетов до сих пор на ходу в США и европейских странах. Некоторые экземпляры служат больше 85 лет.

Производственная серия PBY была просто огромная — свыше 3300 единиц. Это говорит о качестве и востребованности продукции.

В 1941 году американский политик Гарри Гопкинс отважился перелететь на PBY из Шотландии в Мурманск и обратно по маршруту, контролируемому немцами.

Полунин Сергей Владимирович

Образование - высшее юридическое

Оцените автора
Добавить комментарий