Характеристики самолета Boeing C-17 Globemaster III, его история, плюсы и минусы

Боинг С-17 «Глоубмастер III» — американский военный транспортник, разработанный для замены менее габаритного самолета Lockheed C-141 Starlifter. Обладая впечатляющей вместительностью и хорошими летно-техническими характеристиками, Boeing C-17 Globemaster III осуществляет стратегические грузовые и войсковые перевозки, а также участвует в тактических мероприятиях, эвакуирует пострадавших, подходит для точного сброса грузов.

Зачем понадобился самолет

В 1980-е главным назначением военного авиационного транспорта США при возможном обострении конфликта между НАТО и государствами социалистического содружества была оперативная доставка войск и стратегических грузов через Атлантику в Европу. В 1981 году специалисты ВВС определили минимум авиационных транспортировок для этой цели — 96 миллионов тонно-километров в сутки. Но весь американский военный авиапарк, состоящий преимущественно из самолетов Lockheed, в те годы обеспечивал только 66 миллионов тонно-километров.

Для восполнения дефицита транспортников была открыта программа разработки самолетов сверхвысокой вместительности, способных преодолевать трансатлантический «коридор». Требовались транспортники, с которых могут высаживаться десантники в условиях «горячей» войны, когда некоторые основные натовские аэродромы окажутся уничтоженными. Требуемый самолет должен был иметь значительную дальность полета, способность к дозаправке в воздухе. То есть к запланированному транспортнику предъявлялись высокие требования в плане эксплуатационной выносливости и летно-технических характеристик.

История разработки

Заявка производителям была дана в октябре 1980-го. В конкурс включились крупнейшие авиастроительные компании США: «Локхид», «Боинг», «Макдоннелл-Дуглас». В августе 1981 года был объявлен победитель конкурса — компания «Макдоннелл-Дуглас». Во многом победа была обусловлена тем, что этот производитель потратил 40 миллионов долларов из собственного бюджета на предварительный этап проектировки самолета, тем самым продемонстрировав большую заинтересованность в проекте.

Boeing C-17 Globemaster III характеристики

Начало разработки

Разработка эскиза стартовала в январе 1982 года. А уже через год производитель подписал контракт на полную реализацию проекта на 3,4 миллиарда долларов и на создание 3-х опытных самолетов. Работа над первым опытным образцом началась в ноябре 1987-го. Первый вылет планировался в августе 1990-го, но его пришлось сдвинуть из-за технических недоработок и проблем с финансированием. В итоге первый полет состоялся 15 сентября 1991 года.

Boeing C-17 Globemaster III характеристики

Первые испытания

11 апреля 1992 года прошло первое испытание по дозаправке транспортника во время полета. В мае того же года состоялось испытание на достижение предельной скорости — 945 км/ч. 17 июня прошел полет с проверкой разгерметизации грузового люка в воздухе. 9 июля 1993 года с самолета впервые с парашютами высадились десантники.

В ходе испытаний выявился максимальный сбрасываемый грузовой вес — 18160 кг. Первый полет через Атлантический океан состоялся 25 мая 1994-го. Опытный самолет Globemaster успешно достиг аэродрома в Великобритании.

Boeing C-17 Globemaster III характеристики

Исправление выявленных недостатков

Во время испытаний были выявлены недочеты, связанные бортовой техникой и интегрированной работой двигательно-планерной системы. В 1992 году подсчитали, что расход топлива почти на 30 % выше указанного в контракте. Исправить эту проблему конструкторы постарались к весне 1995 года.

Осенью 1992 года компания «Макдоннелл-Дуглас» начала комплекс доработок, направленный на повышение прочности крыльев. Для этого использовались стальные пластины на стрингеры, да и сами стрингеры из алюминия были конструкционно усилены. Далее конструкторы решили установить ACLS — активную систему снижения нагрузок. Она подразумевает ослабление напора встречных воздушных потоков на летящий самолет.

Этап доработок самолета C-17 Globemaster жестко критиковался. Заказчики обвиняли слабое руководство программой, отмечали значительное утяжеление доработанного транспортника, перегрев закрылков выхлопами двигателей, отставание сроков сдачи проекта на несколько месяцев. Производитель оправдывался тем, что ВВС уже после подписания контракта повысил требования к самолету, в итоге соблюдение графика выполнения работы стало просто нереальным. Также работа над транспортником Globemaster замедлялась из-за чрезмерного вмешательства государства.

Boeing C-17 Globemaster III характеристики

Но на заказчиков оправдания не подействовали. В мае 1993-го по приказу Министерства обороны США был уволен генерал-майор ВВС Бучко, руководивший реализацией проекта по созданию транспортника C-17 Globemaster. Были наказаны и другие ответственные за проект офицеры ВВС.

Дальнейшее развитие

Несмотря на недочеты, работа над самолетом продолжалась, так как альтернативных транспортников не было. До 2000 года ВВС планировали получить 210 транспортников C-17 при стоимости одного экземпляра 125 миллионов долларов. В 1991-ом количество заказанных самолетов пришлось сократить до 120 экземпляров, а поставить их заказчику должны были до 2004 года.

В ноябре 1998-го ВВС получили 44-ый экземпляр из 120-ти. Уже на начальном этапе поставок было решено проводить модернизацию C-17. Производитель решил установить на самолетах CIP — интегральные процессоры, которые снижают стоимость эксплуатационного периода, расширяют варианты использования бортовой навигации и средств радиоэлектронной борьбы.

Также производитель решил внедрить в самолет C-17 Globemaster устройство глобального контроля движения по заданному маршруту, усовершенствовать установку для крепежа эвакуационных носилок, систему регулировки сброса грузов и захода на посадку.

Boeing C-17 Globemaster III характеристики

Выход в серийное производство

В январе 1988 года, еще до планирования летных испытаний, производитель заключил контракт на сумму свыше 600 миллионов долларов на создание 2-х серийных экземпляров. Первый самолет собрали на производственной площадке в городе Лонг-Бич в декабре 1990-го, а в первый полет отправили 18 мая 1992 года.

В феврале 1993-го разработанный самолет получил название Globemaster III. Это имя ему дал руководитель Аэромобильного управления генерал Рональд Фоглмен.

Летные испытания завершились в декабре 1994 года, к этому времени ВВС получили 16 серийных самолетов C-17 Globemaster. В июне 1993-го 17-ая эскадрилья транспортников, входящая в 437-ое крыло, получила первый C-17.

Boeing C-17 Globemaster III характеристики

Несмотря на трудности серийного производства, программа себя оправдала, когда США в 1990-ом начали военную операцию «Щит пустыни». С этого времени самолет C-17 Globemaster стал одним из важнейших элементов всех военных процессов с участием США. Практически одновременно с завершением летных испытаний компания «Макдоннелл-Дуглас» начала реорганизовываться. В 1997 году она стала частью компании «Боинг».

30 ноября 2015-го компания «Боинг» заявила о завершении серийного производства самолетов С-17 «Глоубмастер III». Причиной была названа нерентабельность. Еще в 2013-ом производитель понял, что количество заказов на поставку транспортника С-17 не оправдывает вложенные средства.

Boeing C-17 Globemaster III характеристики

Преимущества и недостатки

Транспортник C-17 Globemaster разработан специально для доставки крупногабаритных грузов непосредственно в зоны боевых действий, находящиеся на значительном расстоянии от авиационной базы, — это и есть главное преимущество самолета. В 1980-е лишь около 60 немецких аэродромов подходили для приземления тяжелых транспортников. А самолет C-17 мог садиться на 130 аэродромах ФРГ.

Если сравнить C-17 Globemaster с «конкурентом» — С-141, то первый мог транспортировать вдвое больше грузов. При этом разгрузка требовала гораздо меньше времени. При сравнении с тяжелым транспортником С-5 Galaxy боевая готовность C-17 оказывается существенно выше, составляет 80 % против 50 %. Наименьший радиус разворота у С-17 составляет 27,5 м.

Для сравнения, у самолета С-5 — 45 м. Благодаря этому, на площади 46000 м2 можно поставить аж 8 С-17.

Такие впечатляющие эксплуатационные показатели не означают, что у самолета Globemaster нет недостатков. Рассмотрим достоинства и недостатки этого военного транспортника.

Boeing C-17 Globemaster III характеристики

Плюсы Минусы
отсутствие необходимости переноса доставленного груза в тактический авиатранспорт

способность взлетать и садиться на неподготовленные полосы

высокая маневренность во время полета и при наземном движении

способность заднего перемещения посредством реверса при уклоне взлетно-посадочной полосы 2 град и максимальной загрузке

возможность приземления на дистанции до 150 м от начальной кромки посадочной полосы при наклоне траектории полета 5 град

избыточная масса самолета

частые затруднения при выбрасывании грузов с использованием парашютов

неудовлетворительная, по мнению американских военных, дальность полета

довольно большой расход топлива

Boeing C-17 Globemaster III характеристики

Особенности конструкции

Самолет имеет стандартную конструкционную схему. Диаметр фюзеляжа C-17 большой. Крылья находятся относительно высоко. Оперение имеет форму «Т». Основной материал корпуса — алюминий. Из композиционных материалов, составляющих не более 15 %, изготовлены панели систем управления, обтекатели, поверхности крыльев на концах, створки шасси. Нижняя часть фюзеляжа самолета бронированная. Эксплуатационный ресурс транспортника C-17 — 30 тысяч летных часов.

Угол стреловидности крыльев — 25 град, удлинение составляет 7,2. Высота концевой аэродинамической поверхности — 2,9 м, покрытие — 3,3 м2, угол стреловидности составляет 30 град, а наклон от вертикали — 15 град. Обшивочные пластины на крыльях очень длинные, нехарактерные для периода 1980-х, составляют 26,8 м. Элероны C-17 тоже очень большие: площадь каждого 5,9 м2, а длина 6,4 м. Предкрылки расположены по всей длине крыла. Закрылки с 2-мя щелями с обдувом выхлопами, способные промежуточно принимать разное положение для коррекции летного режима, занимают 70% размаха крыла.

Boeing C-17 Globemaster III характеристики

Фюзеляж самолета C-17 выполнен по схеме полумонокок. Хвост искривлен вверх, под ним находятся аэродинамические гребни. Гидравлическая 4-секционная рампа в грузовом отсеке может вмещать груз до 18 т. Погрузка и разгрузка осуществляется посредством рельс и роликового конвейера. Топливо находится в баках общей вместимостью 102600 л.

В грузовом отсеке самолета C-17 Globemaster может поместиться танк М1А1, самоходная артиллерийская установка 155 мм, машины пехоты или грузовые автомобили весом до 45 т по 2 в ряду, внедорожники по 3 в ряду, до 3-х вертолетов АН-64, до 18-ти грузовых контейнеров 463L. Есть в самолете C-17 54 фиксированных сидений, еще 48 хранятся в сложенном состоянии. Крепежи для 12 носилок встроены в борта. Имеются вытяжные парашюты для выброса грузов. С самолета C-17 могут десантироваться 102 парашютиста.

Экипаж транспортника Globemaster III обычно состоит из 3-х человек. Командир и второй пилот сидят рядом, а оператор погрузки-разгрузки находится с правой стороны борта под кабиной экипажа. В кабине есть два дополнительных кресла. Стекло окон усиленное, выдерживает удары встречных птиц. Предусмотрен автономный отсек для отдыха пилотов с левой стороны за кабиной.

Boeing C-17 Globemaster III характеристики

Хвост транспортника C-17 оснащен стабилизатором площадью 79,2 м2, размахом 19,8 м. Киль имеет стреловидную форму. Руль высоты 2-секционный. Руль направления 2-секционный и 2-сегментный. Шасси самолета имеет 3 гидравлические опоры, может в случае аварии автоматически выпускаться под влиянием гравитации. Стойка шасси спереди 2-колесная, скрывается вперед. Остальные стойки 6-колесные с 2-мя одноосными тележками, скрываются в боковые обтекатели.

Тормозная система C-17 рассчитана на остановку самолета весом 228 т, который движется со скоростью 240 км/ч с преодолением расстояния 500 м за 15 с. Транспортник C-17 Globemaster оснащен 4-мя модульными двигателями F117-PW-100, установленными в гондолах под крыльями. Двигатель дополнен одноступенчатым вентилятором, 4-ступенчатым компрессором низкого и 12-ступенчатым компрессором высокого давления, 2-ступенчатой турбиной высокого и 5-ступенчатой низкого давления.

Предусмотрены агрегаты реверсирования тяги, электронная система контроля силовой установки, система регулирования радиального зазора. Длина двигателя составляет 3,7 м, удельный расход топлива при крейсерском движении на высоте 10700 м — 0,56 кг/кгс-ч.

Управление полетом осуществляется посредством цифровой электронной дистанционной системы с 4-канальным резервированием и двойным гидравлическим приводом управленческих элементов: рулей высоты и направления. Предусмотрен резервный блок управления с механическим приводом. Рукоять управления имеет современный принцип конструкции: вся смещается для коррекции углового движения, лишь верхняя ее ¼ — для коррекции крена самолета.

Boeing C-17 Globemaster III характеристики

Рабочее оборудование, установленное на самолете C-17 Globemaster, включает:

  • 2 индикатора на лобовом стекле;
  • 4 индикатора широкого назначения на цветных электронно-лучевых панелях;
  • 2 независимые системы инерциальной навигации;
  • цифровую систему управления полетом;
  • автономный генератор нейтрального газа для топливного бака OBIGGS;
  • метеорологический радар Bendix AN/APS-133;
  • приемник спутниковой навигации.

Boeing C-17 Globemaster III характеристики

Летно-технические характеристики

Основные летно-технические характеристики транспортника C-17 Globemaster III:

  • длина — 53 м;
  • высота — 16,8 м;
  • пустой вес — 122000 кг;
  • максимальный взлетный вес — 265350 кг;
  • полезный вес — 77500 кг;
  • размах крыла — 51,7 м;
  • площадь поверхности крыла — 353 м2;
  • колея шасси — 10,3 м;
  • база шасси — 20 м;
  • скоростной максимум на высоте 8500 м — 835 км/ч;
  • крейсерская скорость — 650 км/ч;
  • перегоночная дистанция — 8700 км;
  • дальность перелета с грузом 56000 кг — 5200 км;
  • дальность перелета с грузом 76000 кг — 4500 км;
  • практический потолок — 13700 м;
  • разбег с максимальным полезным весом — 2300 м;
  • пробег с максимальным полезным весом и с реверсом — 900 м.

Boeing C-17 Globemaster III характеристики

Эксплуатация

Производитель Boeing выпускал самолет C-17 Globemaster и для ВВС США, и как экспортную продукцию. И покупателей нашлось довольно много. Помимо армии США, транспортники C-17 состоят на вооружении Королевских ВВС Великобритании, Тяжелого авиационного крыла НАТО, также ВВС Канады, Индии, ОАЭ, Кувейта, Австралии, Катара.

Во время военной операции в Косово натовские силы вынуждены были пользоваться преимущественно плохо оборудованным аэропортом албанской Тираны. Самолет C-17 Globemaster оказался единственным транспортным средством, способным транспортировать крупные грузы на территорию боевых действий, в частности шли поставки американских ударных вертолетов AH-64 Apache. В ходе той военной операции боевая готовность транспортников C-17 Globemaster III достигала 95 %.

Самолеты Globemaster также активно использовались в ходе военных операций против террористической угрозы в Афганистане и Ираке. Транспортники C-17 доставляли стратегические грузы не только американским военным, но и союзническим подразделениям. Так, весной 2003 года при операции в Ираке с самолетов Globemaster на аэродром Башур десантировалось 1000 солдат. Так был открыт северный иракский фронт.

Boeing C-17 Globemaster III характеристики

В 2006 году транспортники C-17 использовались для транспортировки военных сил Австралии в Восточный Тимор. Зимой 2010-го самолеты C-17 Globemaster отправились на остров Гаити, участвовали в эвакуационно-спасательных операциях после разрушительной сейсмической активности.

Из-за кризисных обстоятельств 1990-ых потребовалось немало времени для выполнения программы оснащения военных сил серийными самолетами Globemaster. Однако по данным на 2011 год 193 самолета, принадлежащих ВВС США, и 19 транспортников, стоящих на вооружении других стран, огульно имели 1,3 миллиона летных часов. В тот период транспортники C-17 размещались на 10-ти авиационных континентальных базах США.

В 2005-ом ВВС Австралии решили приобрести военные транспортники C-17 Globemaster. Выбор в пользу этого самолета был обусловлен двумя причинами: во-первых, только C-17 мог транспортировать австралийский танк Abrams M1A1 AIM SA, во-вторых, на тот момент это был единственный самолет для крупногабаритных грузов, который можно было приобрести в короткий срок. Единственный транспортник, который мог бы составить конкуренцию, — Airbus А400М, еще находился на начальном этапе разработки. Российский самолет Ан-124 австралийцы даже не рассматривали.

Boeing C-17 Globemaster III характеристики

Весной 2006 года австралийцы выделили сумму 2,2 миллиарда долларов на покупку C-17. Летом того же года подписали контракт на 1 миллиард долларов на поставку 3-х C-17 Globemaster III, а также необходимого оснащения и запчастей. Контракт содержал пункты о подготовке летного и обслуживающего персонала, о возможности покупки 4-го транспортника. Дополнительно австралийцы заплатили 100 миллионов долларов за включение в программу «Виртуальный флот», которая предусматривала оптимизацию самолетов по стандартам американских ВВС.

Спустя 5 месяцев после заключения контракта Австралия получила первый транспортник Globemaster III. Процедура передачи состоялась 29 ноября 2006 года на сборочном предприятии «Боинг» в Лонг-Бич. А 4 декабря транспортник уже приземлился в австралийской Канберре. Второй самолет в мае 2007-го отправили на базу австралийских ВВС в штате Квинсленд. Третий отправился туда же в декабре 2007 года. А последний самолет C-17 прилетел в Австралию в январе 2008-го. Сегодня все 4 транспортника Globemaster III находятся на вооружении 36-ой австралийской эскадрильи на базе «Эмберли».

Канадцы заказали 4 самолета C-17 в феврале 2007-го. Условия контракта почти не отличались от австралийского варианта. Первые летные испытания первого канадского транспортника состоялись 23 июля 2007-го, а через месяц самолет уже стал собственностью ВВС Канады. Второй транспортник прибыл на место назначения в октябре того же года. А весной 2008-го канадцы получили два последних самолета. Сегодня транспортники C-17 Globemaster состоят на вооружении 429-ой канадской эскадрильи 8-го авиационного крыла на базе «Трентон».

Boeing C-17 Globemaster III характеристики

Последним покупателем самолетов C-17 стал Катар. Страна приобрела 2 транспортника. Их эксплуатируют военная эскадрилья Катара и специальный авиационный отряд эмира. Причем второй самолет имеет розово-сиреневую, бледно-серую и белую расцветку, указывающую на национального перевозчика Qatar Airways. Этот самолет обычно используется для перевозки VIP-персон, поэтому получил гражданский регистрационный номер А7-МАВ. Хотя при необходимости его можно использовать как военный транспортник для тактических и стратегических целей.

Катар приобрел самолеты C-17 ради обеспечения глобальных миссий разного территориального масштаба. Первый самолет поступил заказчику 11 августа 2009-го, второй — 10 сентября того же года. Дополнительно Катар тоже оплатил включение в программу «Виртуальный флот». Сегодня оба самолета находятся на катарской базе в Дохе.

Австралийские ВВС использовали транспортники уже через год после их доставки. Это была гуманитарная миссия в ноябре 2007 года  — доставка продовольствия и других необходимых грузов населению провинции Оро в Папуа-Новой Гвинее, пострадавшей от мощного циклона. Потом австралийцы участвовали в военных учениях в Северной Америке, самолеты C-17 им понадобились для переброски вертолетов SH-60. Также австралийские C-17 Globemaster участвовали в миротворческих миссиях на территории Афганистана и Ирака, доставляли гуманитарную помощь жителям острова Самоа, пострадавшим от сейсмической активности в 2009 году.

Boeing C-17 Globemaster III характеристики

Эксплуатация канадских транспортников не такая активная. Канадцы направляли самолеты с гуманитарной миссией на Ямайку, пострадавшую от циклона в 2007 году. В августе 2008-го самолеты C-17 эвакуировали жителей Нового Орлеана, оказавшегося в эпицентре урагана.

Катарские самолеты тоже участвовали в гуманитарной миссии. В январе 2010 года они отправились на Гаити, где многие населенные пункты оказались разрушенными в результате мощных сейсмических толчков.

Первый случай, когда C-17 Globemaster разбился, произошел 28 июля 2010 года. Это был тренировочный полет перед авиационным шоу Arctic Thunder. Авария случилась из-за ошибки пилотов. Разбившийся самолет восстановлению не подлежал. Экипаж погиб.

Полунин Сергей Владимирович

Образование - высшее юридическое

Оцените автора
Добавить комментарий