Конструкторы Ми-34 планировали создать легкую, маневренную машину. Пусть и не несущую на борту пушки, пулеметы, не способную к переброске десантников на дальние расстояния. Зато успешно выполняющую фигуры высшего пилотажа. Успех идеи подтвержден тем фактом, что всего было выпущено несколько десятков вертолетов. А прокрутить для «тридцатьчетверки» «бочку», «петлю Нестерова» – пара пустяков.
Описание вертолета
Ми-34 создавался в качестве вертолета нового поколения, призванного прийти на смену устаревшим моделям. В частности, «мишкам» с номерами 1 и 2. Разработкой занялись специалисты КБ Миля. Изначально в качестве базы для выпуска винтокрылых машин определялся завод в Закарпатье, поселок Дубовое (Украина).
Данное предприятие являлось профильным, специализирующимся на производстве вертолетов. Однако в связи с развалом Советского Союза Закарпатский завод отошел к независимой Украине. А существующие связи были разрушены. Компания успела выпустить единственный экземпляр Ми-34. В дальнейшем производство перенесли в РФ.
Из-за компактности, маневренности вертолет изначально ориентировался на выполнение следующих задач:
- доставка почтовых отправлений;
- учебная машина для тренировки пилотов;
- частные деловые полеты;
- патрулирование территории;
- мобильный санитарный пункт.
Впервые отечественная авиация получила легкий, компактный, маневренный вертолет, способный добраться туда, куда не могут проникнуть его «старшие» собратья. Ми-34 получил двигатель Ка-26 (агрегат М-14) мощностью в 242 киловатта. Примечательно, что конструкторы постарались использовать в вертолете самые современные на тот момент решения, узлы, материалы.
Шасси – «лыжи», что уже давно и успешно применялось в зарубежных моделях. Так вертолет стал способен садиться на любые поверхности. А тщательная проработка аэродинамики позволила не только обеспечить устойчивость машины в воздухе, но и наделила машину новыми возможностями, способностью выполнять фигуры высшего пилотажа. Впервые Ми-34 поднялся в небо осенью 1986 года. Испытания показали: вертолет надежный, маневренный, легкоуправляемый. И готов для поставки потребителю в соответствии с назначенными ему задачами.
Конструкция и особенности
Вертолет создан по модели одновинтовой машины, с хвостовым рулевым винтом. Корпус – из легкого алюминиевого сплава. Фюзеляж плавно переходит в хвостовую балку, где размещен рулевой винт. Обводы вертолета – скругленные, плавные. Каплевидная кабина снабжена большим лобовым стеклом, что увеличивает площадь обзора пилотов.
Управлять машиной могут 1-2 человека. Органы пилотирования – дублированные. Позади кресел пилотов находятся места для пассажиров. Двери – сдвижные, по обоим бортам. Конструктивно несущий винт выполнен из 4 лопастей прямоугольной формы. Впервые при создании лопастных элементов был применен стелопластик, усиленный углеродным волокном.
Шарнирное крепление винта обеспечивает одновременно надежность и упругость. Рулевой винт также из полимера, имеет 2 лопасти. Двигательная установка размещена по центру фюзеляжа. Оборудована воздушным охлаждением, включает 9-цилиндровый поршневой агрегат.
Предусмотрено принудительное охлаждение мотора. Способность Ми-34 «кувыркаться» в воздухе, совершая сложнейшие пилотажные фигуры, обеспечивается конструкцией двигательного агрегата, а также воздухозаборника. Иначе мотор мог бы внезапно заглохнуть от встречного потока воздуха.
Топливный бак сравнительно небольшой емкости. На 160 литров горючего. В управлении двигателем, вертолетом конструкторы применили надежную механику. Как уже упоминалось, оба пилота могут независимо друг от друга вести машину, управлять вертолетом. Возможно переключение управления на одного человека, с демонтажем дублирующих схем.
В кабине пилотов на приборной доске установлены авиагоризонт, компас и высотомер. Радиостанция также входит в базовый комплект поставки.
Технические характеристики
Самое время перейти к самому важному: к перечислению ЛТХ, технических данных вертолета. Они представлены ниже:
Наименование | Единицы измерения | Величина |
Длина (фюзеляжа, без винтов) | Метров | 8,85 |
Высота | Метров | 2,75 |
Диаметр несущего винта | Метров | 10,0 |
Диаметр хвостового винта | Метров | 1,48 |
Вес | Тонн | |
Взлетный | 1,13 | |
Максимальный | 1,45 | |
Двигательная установка | Штуки | 1 х М-14 |
Мощность двигателя | Лошадиных сил | 325 |
Скорость | Километров в час | |
Максимальная | 200 | |
Крейсерская | 155 | |
Дальность полета | Километров | 349 |
Высота полета | Километров | |
Максимальная | 4,0 | |
Статическая | 0,9 | |
Экипаж | Человек | 1/2 |
Пассажиры | Человек | 2/3 |
После создания базовой модели авиаконструкторы приступили к доработке вертолета. Так появились модификации. Различаются типом двигателя, оснащением. Поставка на экспорт также внесла коррективы. Такие машины подгонялись под требования международных сертификатов.
Модификации
Вертолет типа 34с1 является продолжением линейки Ми-34. Изменения коснулись двигательной установки, замены авионики. Если говорить обо всех существующих модификациях «мишки», то их мы видим ниже:
- Ми-34 (базовая модель, «изделие 300»). Силовой агрегат заменен на М-14В26В.
- Ми-34ВАЗ. Вертолет получил 2 поршневых двигателя типа ВАЗ-426. Фюзеляж – базовый, от основной модели.
- Ми-34C. Модификация для экспортных поставок. Машина прошла сертификацию в соответствии с требованиями FAR-27.
- Ми-34С1. Благодаря установке двигателя М-9ФВ увеличены мощность, моторесурс вертолета.
- Ми-34М. Вертолет-разведчик.
Также была создана модель с индексом «П». Но что конкретно в ней доработали специалисты, не сообщается. Предпринимались даже попытки замены силового агрегата отечественного производства на иностранный. Allison 250. Как правило, все перечисленные модификации «мишки» – сугубо мирные. Однако на практике на юркую «стрекозу» можно установить не только громкоговоритель, но и оружие.
Применение
Ми-34 поставлялся в несколько стран. Использовался в России, Новой Зеландии, Нигерии, Румынии. Применялся для патрулирования, разведки, пожаротушения, учебных полетов. Конструкторы собирались, в свете последних тенденций, создать даже беспилотный аппарат. К сожалению, в 2013 году работы над Ми-34 были прекращены. А 2 года назад один из «мишек» стал на прикол на постаменте в Перми. Как памятник самому себе, ушедшей эпохе.