Описание Ми-8МТ и технические характеристики вертолета, его применение

Ми-8МТ – одна из популярных модификаций легендарного «среднетяжелого» Ми-8. Главное преимущество этой модели вертолета – сравнительно большая грузоподъемность (3-4 тонн). Транспортно-десантный Ми-8МТ более 40 лет применяется для гражданских и военных целей. Безопасность полета гарантировано обеспечивают установленные вверху фюзеляжа целых два двигателя марки ТВ2-117АТ (ТВ3-117МТ).

История разработки и описание

В 1964 в легендарном ОКБ Миля советские авиаконструкторы сконструировали первые версии Ми-8 – разновидности Ми-8П и Ми-8Т. В 1965 серийное производство этих винтокрылых машин стартовало на Казанском авиазаводе. В 1970 вертолеты начал выпускать еще и Улан-Удэнский завод.

Через несколько лет после появления Ми-8Т был создан сравнительно мощный (целых 2200 лошадиных сил) ТВЗ-117, который успешно прошел госиспытания в 1972.  Появление такой новой силовой установки привело к выпуску Ми-8МТ, «транспортника», который способен был поднимать груз до 3 тонн, а на системе внешней подвески (как у Ми-8МТВ-2) – и до 4 тонн. Эту модель вертолета тоже собирали в Казани.

Первый свой полет Ми-8МТ осуществил 47 лет назад, 17.08.1975. Через 24 месяца после испытания, в 1977, Казанский авиазавод приступил к серийному производству новой винтокрылой машины. В 1981 появился еще и экспортный вариант «транспортника» под названием Ми-17, ничем конструктивно не отличающийся от базового. Производство вертолетов в Казани продолжалось более 30 лет и приостановилось в 1996. В Улан-Уде последний Ми-8Т собрали в 1994.

Боевой вертолет этой модификации с бронированной кабиной предназначался для поражения наземной техники и живой силы неприятеля, авиаперевозки багажа и десанта. Военные модели – Ми-8МТВ/Ми-8АМ. Гражданский «транпортник» – это Ми-8MTB-1A.

Конструкция

Ми-8МТ сделан, как и базовый Ми-8, по одновинтовой (традиционной) схеме с 5-лопастным несущим винтом (вверху) и 3-лопастным рулевым винтом (слева на хвосте). Под фюзеляжем – 3-опорное неубирающееся шасси. Крепеж лопастей главного винта – шарнирный, а крепеж лопастей хвостового винта – совмещенный (тип – карданный).

Фюзеляж Ми-8МТ – простой каркасной конструкции. Традиционно в носовом секторе вертолета – кабинка экипажа (для 2 летчиков и 1 бортмеханика (штурмана)). Панорамные окна обеспечивают отличный обзор. По центру фюзеляжа – грузовая кабина, в которой можно перевозить багаж весом до 3-4 тонн. В ней имеются откидные места для 24 пассажиров-десантников.

У «транспортника» в грузовой кабине имеется люк со створками, кардинально увеличивающими длину отсека, а также сдвижная дверка по центру.

ми 8мт

Силовая установка – два ТВ2-117АТ (ТВ3-117МТ-3), помещенных наверху фюзеляжа. При поломке одного двигателя мощность другого автоматически повышается, что дает возможность Ми-8МТ продолжать полет без заметного понижения высоты. Воздушное судно укомплектовано радио-навигационно-пилотажными приборами, позволяющими летать при любой погоде, как днем, так и ночью.

На военных модификациях имеется аппаратура ИК-помех под названием «Липа», спецустройство для подавления ИК-излучения, современная система, создающая пассивные помехи. На боевом вертолете можно установить А-12,7 (при желании ГШГ-7,62), до 4 ПТУР 9М17 типа «Фаланга», до 6 блоков УБ-32-57, а также 500-килограмовые авиабомбы.

Особенности модификации

У модернизированного варианта вертолета – два ТВЗ-117МТ (с пылезащитным механизмом на входе в воздухозаборники). Капоты двигателей – короткие. На большинстве вертолетов есть ПЗУ. Выхлопные сопла двигателей – овальные. На левом капоте имеется обтекатель генераторов. Есть даже ВСУ АИ-9В, которая необходима для запуска двигателей с помощью сжатого воздуха. Рулевой винт расположен на левой стороне хвоста. За правым блистером имеются вентиляционные выштамповки. На хвостовой балке этой модели вертолета установлены радиоантенны АШВ-75 радиостанции Р-863 и АШС-УД автоматического радиокомпаса.

В конструкцию Ми-8МТ внесено ряд иных изменений, позволивших повысить боевые и эксплуатационные качества воздушного судна. Усилены носовые отрезки лопастей главного винта, они стали стойкими к возможному повреждению. Есть защита у топливных баков, исключающая возникновение взрывов и пожаров в случае попадания среднекалиберных снарядов.

Разнесены тросы управления хвостовым винтом вертолета, дополнительно экранированы магистрали масляных систем и гидросистем, трубки из дюраля заменены более прочными шлангами в металлической оплетке – все эти изменения повысили так называемую жизнеспособность винтокрылого «транспортника» и сделали Ми-8МТ менее уязвимым сравнительно с легендарным Ми-8.

Технические характеристики

Особенности Ми-8МТ:

  • 2-3 чел. (два летчика и один бортмеханик);
  • 24 пассажира-десантника;
  • 25,244 метра (полная длина);
  • 18,3 м (длина только фюзеляжа);
  • 21,3 м (винтовой диаметр);
  • 2 х ТВ3-117МТ-3 / 2 х ТВ2-117АТ (рабочие двигатели);
  • 2 х 2200 / 2 х 1900 лошадиных сил (мощность);

ми 8мт

  • 11,1 / 13 т (нормальный / мах взлетный вес);
  • 2000 килограмм или 24 десантника-пассажира (нормативная грузоподъемность);
  • 4 т (мах грузоподъемность);
  • 220 / 250 км/ч (крейсерская / мах скорость);
  • 3500 / 5000 метра (статический / динамический потолок);
  • 580 километров (расстояние без дозаправки);
  • 12,7-мм ЯкБ или 7,62-мм ГШГ;
  • до 3-4 тонн на шести узлах подвески – 4 ПТУР 9М17 «Фаланга», 6 блоков УБ-32-57 НАР С-5, 250- или 500-килограмовые авиабомбы (возможная боевая нагрузка).

Важно! С 1977 выпущено более 2850 штук вертолетов Ми-8МТ/МТВ. Винтокрылые машины и сейчас (2022) эксплуатируются гражданскими авиакомпаниями и ВВС пятидесяти стран мира. 

Полунин Сергей Владимирович

Образование - высшее юридическое

Оцените автора
Добавить комментарий