Пассажирские самолеты все чаще перестают быть роскошью и становятся востребованным и доступным видом транспорта. Скорость, удобство и возрастающая безопасность лайнеров открывают широкие перспективы для регулярного авиасообщения.
Растущий поток пассажиров повышает и требования к современным самолетам. Основное внимание уделяется вместительности, комфорту и безопасности лайнера. В идеале все эти качества должны сочетаться с относительной дешевизной производства и обслуживания.
Именно в данном направлении разрабатывалась модель А320 и ее последующая модификация А321. Несмотря на продолжительный период, прошедший с момента разработки, модель до сих пор остается востребованной для пассажирских перевозок во многих странах мира.
История разработки пассажирского самолёта Airbus A321
В 1988 году консорциум Airbus S.A.S выпустил новую модель — А320. Самолет стал первым массовым пассажирским лайнером с электродистанционной системой управления. Новая модель продолжила линейку узкофюзеляжных самолетов, начатую А300.
Основной акцент разработки делался на экономию в сборке и вариативность пассажирских мест. Ставилась задача получить превосходство над основным конкурентом — Boeing 727 и 737. По сравнению с ними новая модель Airbus Industrie имела бы преимущество в применении цифровых технологий.
Несмотря на то, что первый самолет был выпущен в 1988 году, программа А320 официально действует с 1984. Помимо электродистанционной системы управления, имелись и другие нововведения:
- для пилотов предусмотрены боковые рукоятки управления вместо штурвальных колонок;
- горизонтальное оперение изготовлено полностью из композитов.
Модель Аэробус А321 была выпущена в серийное производство в 1994 году специально для увеличения вместимости пассажиров. Новый лайнер стал самым крупным в данной линейке: при разделении на два класса вмещает 170 человек, в одном — 220. Также по сравнению с А320 немного увеличена дальность перелета.
Основное производство самолетов данной линейки сосредоточено в Евросоюзе. До 2008 года сборка велась только в Тулузе, позднее подключили Гамбург — Финкенвердер. Также производство налажено и в Китае. Многие детали и запасные части производятся в России на Иркутском авиационном заводе.
Самолеты Airbus А321 остаются востребованными для многих авиакомпаний мира, несмотря на проектирование 25-летней давности. Однако ожидается, что в ближайшие годы данные лайнеры начнут сниматься с производства из-за устаревших, по сравнению с современными самолетами, характеристик.
Тактико-технические характеристики
Модели Airbus Industrie А321 остаются востребованными именно благодаря техническим характеристикам, до сих пор выдерживающим конкуренцию с современными лайнерами.
По размерам и весу данная модель имеет следующие показатели:
- длина — 44,5 м;
- высота — 11,8 м;
- размах крыльев — 34,1 м;
- площадь крыла — 122,4 м;
- допустимая взлетная масса — до 93,5 т;
- приемлемая посадочная масса — до 77,8 т;
- масса пустого самолета — 48,1 т;
- допустимая коммерческая загрузка — 23,4 т.
Airbus А321 имеет два варианта размещения пассажиров — одним классом или двумя. В первом случае эконом-классе допускается вместимость 220 человек. При разделении на эконом- и бизнес-класс, вместимость самолета составляет 170 мест.
Летные данные
Летные характеристики Аэробус А321:
- дальность перелета при максимальной загрузке — 5000-5500 км;
- максимальная скорость — 890 км/ч, крейсерская — 840;
- допустимая высота полета — 11,9 км;
- длина разбега — 2180 м;
- пробег — 1580 м;
- используемые двигатели — CFMI CFM56-5A/5B, 2 x 13600-15000 кгс; IAE V2500-A5, 2 x 13600-15000 кгс.
В современных сборках Airbus А321 применяются французские системы авионики EFIS. Они отвечают за контроль над двигателями и обеспечивают штатную работу бортовой электроники. Это улучшает навигацию и снижает вероятность отклонения от курса, что особенно важно при сложных условиях полета и нештатных ситуациях.
Схема салона и расположение мест
В Airbus А321 схема салона имеет два варианта расположения мест — с бизнес-классом и без него. Первый вариант используется чаще, несмотря на меньшую вместимость самолета. К примеру, в самолетах А321 Аэрофлота схема салона чаще рассматривается на его примере.
Бизнес-класс располагается в передней части самолета и занимает 16-28 парных мест. Кресла более комфортны, увеличено расстояние между креслами, что дает простор для ног. Большее разнообразие предусматривается и в выборе меню.
В эконом-классе сиденья располагаются по схеме 3х3 двумя отделениями. Кресла мягкие и удобные, хотя и не такие комфортные. Расстояние между ними составляет примерно 80 см. Однако, в зависимости от расположения, имеются и свои нюансы, о которых следует знать при бронировании билетов.
Бизнес-класс
Для бизнес-класса неудачным выбором посадочных мест считаются первый и седьмой ряды (если мест 28). В первом места близко расположены к туалетам и служебным помещениям. Помимо постоянного шума и движения, в ночное время всегда горит свет, мешающий уснуть.
Последний ряд бизнес-класса отделен от остальной части самолета тонкой перегородкой. Поэтому весь шум из эконом-класса будет слышен, что сделает отдых неполноценным.
Эконом-класс
Наиболее привлекательные места в эконом-классе расположены в ряду, следующему за бизнес-классом. Располагаясь сразу за перегородкой, они предоставляют больше простора для ног. Аналогичные свойства имеют места с отсутствующими впереди креслами: на первой схеме это 20A и 20F.
Менее привлекательными считаются места в 18 и 19 рядах. Близость к туалетам не позволяет полноценно отдохнуть из-за постоянного движения. Худшим вариантом в этом отношении считается последний ряд, где рядом с туалетом есть еще и служебные помещения.
Достоинства и недостатки самолёта
К достоинствам Airbus А321 относятся:
- высокие летно-технические показатели, несмотря на проектирование 25-летней давности;
- высокие показатели грузоподъемности и посадочных мест среди среднемагистральных самолетов;
- салон отличается просторностью, что обеспечивает более комфортный полет;
- высокая звукоизоляция обеспечивает отдых пассажиров во время полета.
К недостаткам самолета А321 относят его техническое старение. Большинство решений в конструкции и цифровом обеспечении уже не может конкурировать с современными лайнерами. В ближайшие годы ожидается постепенное сворачивание производства в пользу новой серии Airbus A320neo.
Безопасность самолёта
Конструкция Airbus А321 содержит в себе на 20% больше композитных материалов. Подобное решение повысило прочность корпуса самолета, соответственно, его безопасность в случае неблагоприятных погодных условий.
Другой аспект, повышающий безопасность лайнера — цифровое обеспечение. Компьютеризированная система навигации и управления облегчает пилотирование в случае экстренных ситуаций. Подобные вопросы считаются общими для всей линейки А321.
Однако в процессе эксплуатации не обошлось и без инцидентов. Уже на ранних стадиях использования самолетов Airbus А321 зафиксированы аварии. В 1988 году произошла катастрофа, которая была списана на ошибку пилота. Однако есть мнение, что ее причиной послужила именно компьютеризированная система управления.
Первые аварии существенно снизили привлекательность новых самолетов Airbus. С начала 2000 года количество инцидентов возросло — от мелких неполадок и до крупных аварий. Самой тяжелой катастрофой считается крушение А321 31 октября 2015 года, когда погибло 224 человека.
Модификации Airbus A321
Лайнеры Airbus А321 имеют две модификации — А321-100 и А321-200. Первая фактически и положила начало производству данных лайнеров. Ее испытания начались еще в 1993 году, позже началось и серийное производство. В конструкции применяются двигатели CFM56 и V2500.
В модификации А321-200 сделан акцент на увеличение взлетной массы и дальности перелета. Разработка началась в 1994 году в качестве прямого конкурента Boeing 757-200. В 1996 запущено серийное производство. Обе модификации выпускаются до сих пор.
Авиакомпании использующие Airbus A321
Лайнеры Airbus А321 активно используются авиакомпаниями по всему миру.
Полный перечень представлен следующими эксплуатантами:
- Aegean Airlines;
- Aer Lingus;
- Air Alanna;
- Air Arabia;
- Air Astana;
- Air Busan;
- Air Canada;
- Air Canada Rouge;
- Air China;
- Air France;
- Air India;
- Air Macau;
- Air Transat;
- Airblue;
- Airphil Express;
- Alaska Airlines;
- Alitalia;
- All Nippon Airways;
- AlMasria Universal Airlines;
- American Airlines;
- Anda Air;
- Asiana Airlines;
- Atlasglobal;
- Austrian Airlines;
- Avianca;
- Avianca El Salvador;
- Avianca Peru;
- Avion Express;
- Batavia Air;
- British Airways;
- CAA Compagnie Africaine D’Aviation;
- Cambodia Angkor Air;
- Cathay Dragon;
- China Eastern Airlines;
- China Southern Airlines;
- Condor Flugdienst;
- Daallo Airlines;
- Delta Air Lines;
- Egyptair;
- Eva Air;
- Finnair;
- Frontier Airlines;
- Germania;
- Gulf Air;
- Hi Fly;
- HK Express;
- Iberia;
- Iberia Express;
- Inter Airlines;
- Interjet;
- Iran Air;
- Iraqi Airways;
- com;
- JetBlue Airways;
- Jetstar Airways;
- Joon;
- Juneyao Airlines;
- Kish Air;
- LATAM Airlines;
- LATAM Brasil;
- Laudamotion;
- Level;
- Lufthansa;
- Maldivian;
- Mihin Lanka;
- Monarch Airlines;
- Nile Air;
- Onur Air;
- Philippine Airlines;
- Qatar Airways;
- R Airlines;
- Royal Jordanian Airlines;
- SAS — Scandinavian Airlines;
- Saudia;
- Skywings Asia Airlines;
- Small Planet Airlines;
- Smartlynx;
- Spirit Airlines;
- SriLankan Airlines;
- SWISS International Air Lines;
- TAP Portugal;
- Thomas Cook Airlines;
- Thomas Cook Airlines Scandinavia;
- Titan Airways;
- TransAsia Airways;
- TUIfly;
- Turkish Airlines;
- UNI Air;
- VietJet Air;
- Vietnam Airlines;
- Volaris;
- Vueling Airlines;
- White Airways;
- Windrose;
- Wizz Air;
- WOW air;
- YanAir;
- Yunnan Hongtu Airlines;
- Аэрофлот — Российские авиалинии;
- Ред Вингс;
- Северный ветер;
- Сибирь;
- Уральские авиалинии;
- Ямал.
Серийное производство А321 продолжается, что означает поступление новых лайнеров на службу. Однако с появлением новых аналогов можно ожидать, что производство будет постепенно прекращаться. Это не значит, что самолеты А321 исчезнут сразу, как только прекратится производство. Однако в ближайшие пару десятилетий можно ожидать постепенный их вывод из эксплуатации.