«Титановый ураган Су-35», которого наделили огромной боевой мощью и инновационной авионикой, стал первой российской версией многофункционального истребителя поколения четыре ++. Без включения форсажа самолет спокойно преодолевает звуковой барьер. Су-35 «Фланкер» СМ является самым скоростным тяжелым истребителем. А суперкрейсерская скорость ставит его на почетный пьедестал среди самолетов последнего поколения.
История разработки
Предшественником тридцать пятого Су был сверхзвуковой перехватчик Су-27. При испытании несущей части самолета без силовой установки и оборудования были отмечены хорошие летные качества и возможности для модернизации. Поэтому конструкторы при создании новой модели взяли именно эту базу.
Трансформация планера Су-27 в многофункциональный Су-35 СМ получилась удачной. По итогу авиаконструкторы представили сверхзвуковой штурмовик, который лишь по незначительным моментам уступал боевым машинам пятого поколения. Но, в настоящем бою военные самолеты никогда не сравнивались. Возможно, проверили бы, но стоимость Су-35 не предусматривает подобных экспериментов. Россия никогда не будет бездумно гробить машины, как это делает Америка даже в простых рутинных полетах.
Для того чтобы понять существенную разницу между Су-27 и Су-35, нужно посмотреть следующие данные:
- самолет Су-35 см тяжелее двадцать седьмого на 6 тонн. Дополнительную массу пустили на усиление планера, что привело к увеличению полезной нагрузки;
- в конструкции 35-го предусмотрена передняя стойка шасси с двойным колесом;
- в отличие от 27-го Су-35 берет на 2000 л топлива больше.
Конструкторы провели глубокую модернизацию планера, оснастили самолет автоматической бортовой системой управления. Для выживания в боевых действиях продумали станцию предупреждения. В итоге летательный аппарат Су-35 СМ получил способность сохранять устойчивость и управляемость на закритических углах атаки с высокими перегрузками.
Решено было оставить и многие опции из Су-27, но серьезной модернизации избежать не получилось. В 2006 году авиаконструкторы бюро имени Сухова начали трудиться над первыми образцами Су-35 см. Производство машин начали в городе Комсомольск-на-Амуре на заводе имени Гагарина.
Испытания и заключение контракта
Согласно плану, испытания самолетов Су-35СМ в реальных условиях должны были состояться летом 2007 года. Но из-за непредвиденных обстоятельств дату перенесли на год. Несмотря на это в 2007 году самолет показали на международной аэрокосмической выставке в городе Жуковском. Впервые машину подняли в воздух зимой 2008 года. За штурвалом был российский военный летчик Сергей Леонидович Богдан.
Пилот выполнил пространственное маневрирование, выполнил всевозможные фигуры, показал настоящее мастерство. На следующий день высшим пилотажем в исполнении Сергея Богдана на Су-35 насладился В. В. Путин.
К сентябрю 2008 года конструкторы закончили работу над вторым прототипом Су-35 см, летные испытания которого провели в небе над Дальним Востоком. За полгода проверок в воздухе, второй Су этой серии совершил более ста вылетов. На международном авиационно-космическом салоне в Подмосковье Министерство Обороны ВВС заключило контракт с руководством завода «Сухой» на строительство 48 машин Су-35. Поставку должны были закончить к 2015 году. При своевременном выполнении поставленной задачи, военное ведомство планировало заключить еще один договор с аналогичными условиями и получить к 2020 году еще 48 самолетов.
Инновационная конструкция
Внешний вид тридцать пятой сушки внушает уважение и восхищение. Самолет имеет схожесть с мощной хищной птицей, которая распростерла крылья. Хвостовая часть машины оснащена «плавниками», на которой зафиксированы органы управления относительно нормальной оси. В дополнение к рулевым панелям в передней части самолета установили горизонтальное оперение, которое помогло улучшить управляемость штурмовика.
Истребитель может эксплуатироваться на авианесущих кораблях, его корпус изготовлен из алюминия с титаном. Силовые элементы конструкции самолета для обеспечения дополнительной жесткости крыльям усиленные, а подвеска оснащена дополнительными качественными элементами. Рабочее место пилота Су-35 СМ – модифицированное кресло-катапульта 36 серии с дефлектором.
Двигатели
Сверхзвуковой Су-35 см получил ресурсные силовые агрегаты АЛ-41ФМ. Двухконтурность позволяет развивать большую скорость без использования форсажа. Двигатели оснащены интерактивной автоматической системой управления с элементами распределения и плазменной системой зажигания. Силовая установка отличается бескислородным запуском, что дало возможность повысить значения высотности и снижения массы самолета благодаря отсутствию на борту кислородного оборудования.
По итогу модернизации в отличие от Су-35, Су-35 СМ скинул в весе чуть более пяти тонн.
Тяга каждого двигателя в режиме форсаж наросла, что дало возможность повысить количество вооружения и маневренность.
Авионика
Военный самолет оснастили многорежимной авиационной радиолокационной станцией с фазированной антенной решеткой «Ирбис». Система с легкостью обнаруживает цели до 400 км. С ней работают оптическая локационная система и оптико-электронный комплекс. Они предназначены для полного контроля вокруг самолета. Приборная доска выглядит в виде двух жидкокристаллических мониторов. Для улучшения работы пилота, на лобовом стекле продумана географическая проекция. Система контроля и применения вооружения самолета состоит из:
- оптоэлектронных приборов;
- радиолокационной станции;
- цифрового управления.
РЛС в процессе функционирования обеспечивает выполнение всех задач от момента обнаружения целей, до их уничтожения с заданной эффективностью. Позволяет в автоматическом режиме перестраиваться для нападения на сухопутные объекты. Может обнаружить и сопровождать в воздухе цель на расстоянии до 450 км, на земле до 250 км. Боевой самолет Су-35 СМ способен поражать воздушные, наземные, морские объекты.
Технические характеристики
Примечательной особенностью нового штурмовика стало размещение радара «Ирбис-Е», который произвел фурор в ситуационной осведомленности. Приблизило летательный аппарат к высокой планке, установленной F-22 и МиГ – 31БСМ, имеющие самые мощные сенсорные комплексы. В режиме обзора РЛС на Су-35 см может одновременно обрабатывать до 30 целей и обеспечивать наведение стрельбы сразу двумя полуактивными управляемыми ракетами «воздух-воздух. Другие основные технические характеристики:
Параметры | Значение |
Экипаж | 1 пилот |
Длина | 21 м 90 см |
Расстояние от вершины левой части крыла самолета до вершины правой | 14 м 75 см |
Высота | 5 м 90 см |
Площадь поверхности крыла истребителя | 62,04 м² |
Вес пустой машины | 19000 кг |
Взлетная масса с четырьмя ракетами класса «воздух-воздух» | 25 т 300 кг |
Максимальная взлетная масса самолета | 34 т 500 кг |
Силовая установка | двухконтурный турбореактивный двигатель АЛ-41Ф1С |
Скорость самолета при разгоне у земли | 1400 км/ч |
Наибольшая скорость истребителя на высоте | 2500 км/ч (2, 35 Маха) |
Сверхзвуковая крейсерская скорость | 1, 1 Маха |
Скоростные возможности при маневрах в горизонтальной плоскости | 280 м/с |
Путь самолета от старта до точки отрыва от земли | 450 м |
Расстояние, проходимое истребителем по земле от момента приземления до полной остановки | 650 м |
Дальность полета | до 4500 км |
Вооружение | авиационная пушка ГШ-30;
ракеты «воздух-воздух» и «воздух-земля»: Х-31, КАБ-500, Х-59М, Х-29Т, С-25 (НАР) |
Эксплуатация в будущем
Несмотря на отличные показатели боеспособности, российские ВВС не могут противостоять совершенному и более многочисленному флоту НАТО одними самолетами Су-35 см. Поэтому конструкторы в ускоренном темпе работают над моделями-приемниками истребителя. Страны альянса подписали контракт на поставку самолетов F-35 пятого поколения и совершенствуют свою воздушную флотилию.
На сегодняшний день натовские самолеты, которые несут дежурство у границ России, не готовы к ведению активных боевых действий. Но Альянс «не дремлет» и разрабатывает новые проекты по созданию инновационных истребителей шестого поколения, которые должны встать в строй к 2030 году. На тот момент возможности Су-35 см станут устаревшими. Поэтому Министерство Обороны РФ уже утвердило программу по модернизации самолета. Планируется, что будут улучшены как будущие, так и существующие Су-35.
Интересные факты
За границей российский истребитель впервые представили в 2013 году на Международной авиакосмической выставке в пригороде Парижа. Показательные полеты Су-35 см поразили всех гостей авиасалона. За штурвалом опять был Сергей Богдан, который выдал свои «фирменные блинчики». Фигура высшего пилотажа представляет собой разворот в горизонтальной плоскости на 365 градусов в полете без потери скорости и высоты. За такие небесные маневры Су-35 тут же окрестили НЛО. Французы, которые ради этого зрелища приехали на выставку, прыгали и плакали от восторга.
Даже у США не на всех новых самолетах стоят радары с активной фазированной антенной решеткой. На самолете Су-35 см установлен один радар с ФАР, но у него могут быть несколько антенн. Именно этот «зоркий глаз» позволяет обнаруживать стелс-аппараты.
Группа из четырех летчиков «Соколы России» была создана в 1993 году на базе Липецкого авиацентра для совершенствования навыков полетов истребителей в группе. Демонстрационные трюки, которые удавалось проводить, показали не только прекрасные маневренные возможности СУ-35 СМ, но и большой потенциал и перспективы развития пилотажной группы, что вскоре привело к ее расширению. Использование сверхманевренных возможностей истребителей позволило повысить зрелищность показов на Су-35 СМ.
Новый российский самолет оказался под особым прицелом из-за закона «О противодействии противникам Америки посредством санкций». Американцы не дали совершить сделку по продаже Су-35 Индонезии, наложили санкции на Департамент Поднебесной. Египет внимательно следил за судьбой Су-35СМ со времени его появления в небе Сирии, а затем принял решение. Несмотря на грозивший ей ворох неприятностей, страна заключила контракт на покупку самолетов.