Парк российской военной техники регулярно обновляется. В рамках программы модернизации вооружений специальное конструкторское бюро машиностроения (Курган) создало бронетранспортер БТ-3Ф, предназначенный для морской пехоты. Новый БТР заменит старые машины МТ-ЛБ и МТ-ЛБУ и усилит защиту и огневую мощь морских и сухопутных сил. Рассмотрим характеристики и описание новой модели бронетранспортера БТ-3Ф, его боевые возможности и перспективы.
Разработка и производитель
Разработка боевой машины началась в 2010 году, было утверждено техническое задание и требования к конструкции. Разработчиком выступило Курганское специальное конструкторское бюро машиностроения (СКБМ). Официально сообщалось, что бронетранспортер – инициативная разработка СКБМ, созданная с учетом требований международного рынка. По неофициальным данным, интерес к БТР проявила Индонезия.
В 2016 году производитель представил опытный образец на форуме «Армия-2016». В феврале 2019 года руководство СКБМ сообщило о начале ходовых испытаний, проверке соответствия условиям ТЗ. Проводились испытания на морском полигоне, проверка устойчивости к различным факторам. Сообщалось, что МО России выставило условия увеличения огневой мощи.
«Курганмашзавод» подготовил площадки и оборудование для сборки техники и готов к производству БТ-3Ф при получении заказа.
Уникальные особенности БТ-3Ф
Новый бронетранспортер – глубоко модифицированный вариант серийной модели БМП-3. Конструкция изменена и серьезно доработана, но некоторые агрегаты сохранены без изменений. Унификация техники увеличивает эксплуатационные характеристики и облегчает использование и ремонтные работы.
Основные изменения претерпел броневой корпус. Конфигурация бронетранспортера изменилась за счет замены подбашенной коробки на рубку с наклонным лобовым листом. Усиление брони и вертикальные борта рубки увеличили защиту элементов лобовой проекции.
По сравнению с БМП-3 новый бронетранспортер имеет ряд существенных преимуществ:
- повышенная остойчивость (противодействие наклонениям и возвращение в исходное положение);
- увеличенный запас плавучести и улучшенные характеристики передвижения в воде;
- доработаны водоотражающие щитки;
- телескопическая водозаборная труба.
За счет надстройки удалось увеличить объем десантного люка до 14 мест. Для посадки и высадки десанта предназначены кормовые люки, прямоугольные люки размещены также в крыше рубки. В переднем отсеке 3 места для водителя и двух стрелков, за ними располагается десантный отсек.
Роль и назначение БТ-3Ф
Гусеничный бронетранспортер БТ-3Ф отлично вооружен, защищен прочной броней, имеет возможность плавания с высокими характеристиками. Высокий боевой потенциал позволит использовать БТ-3Ф сухопутными войсками и подразделениями морской пехоты.
Мощный двигатель и гусеничный ход позволяет машине преодолевать бездорожье, а плавучесть – пересекать водные препятствия. Кормовые люки обеспечивают безопасность бойцов при десантировании, бортовая броня надежно защищает людей от попадания снарядов и пуль.
По сообщениям специалистов концерна «Тракторные заводы» на базе БТ-3Ф можно создать новые машины боевого управления, связи, инженерные, медицинские, РЭБ.
Справка: десантный отсек может использоваться для размещения оборудования специального назначения.
Защита и маневренность
Бронемашины – главные цели для вражеских армий, поэтому создание усиленной защиты было одной из основных задач при модификации БМП-3. БТ-3Ф оснастили всеми вариантами защитных систем – радиационной, химической, биологической, автоматической системой пожаротушения.
Выброс дымовых гранат и создание дымовой завесы помогает БТ-3Ф маскироваться на поле боя и повышает живучесть техники.
Соответствие требованиям STANAG-4569 Level.4 и маневренность
Бронетранспортер создавался под запросы иностранных заказчиков (Индонезия), поэтому соответствует по степени защиты стандартам НАТО STANAG-4569 Level.4. Согласно этим требованиям броня выдерживает обстрел из стрелкового оружия калибра 14,5 мм с расстояния 200 метров.
Корпус БТ-3Ф защищен разнесенным алюминиевым бронированием со стальными элементами. Это помогает создать защиту экипажа от пуль во всех ракурсах и от снарядов в лобовой проекции.
Увеличенная остойчивость позволяет машине легко передвигаться по бездорожью, преодолевать водные преграды и при этом маневрировать.
Габариты и транспортные возможности
По габаритам БТ-3Ф соответствует своему предшественнику БМП-3. Параметры бронетранспортера:
- длина – 7.15 метра;
- высота – 2.3 метра;
- ширина – 3.3 метра.
Полная масса бронетранспортера 18.9 тонн. БТ-3Ф можно перевозить военно-транспортными самолетами соответствующей грузоподъемности.
Двигатель и скорость
БТ-3Ф оснащен дизельным безнаддувным 10-цилиндровым 4-хтактным двигателем УТД-29 (Барнаултрансмаш) мощностью 500 лошадиных сил. Бронетранспортер способен развивать скорость до 70 километров в час. Без дозаправки бронемашина может преодолеть 600 километров. БТ-3Ф может заправляться разными видами топлива.
Способность двигаться по воде и запас хода
В корме БТ-3Ф размещены 2 водометных движителя для перемещения по воде. Бронетранспортер может двигаться по воде в течение 7 часов со скоростью 10 километров в час. Допускается волнение в 3 балла.
Вооружение и возможности
Дистанционно-управляемый боевой модуль расположен в крыше рубки. Стрелок находится под защитой брони и управляет пулеметом ПКТМ калибра 7,62 мм с помощью пульта и монитора. Наведение осуществляется с помощью средств наблюдения и лазерного дальномера. Возможна установка крупнокалиберного пулемета «Корд».
2 курсовых пулемета ПКТ расположены в носовой части и управляются дистанционно стрелками или водителем и стрелком. Предусмотрена установка 30-мм или 40-мм автоматических гранатометов.
Закупки и перспективы
Интерес к БТ-3Ф проявили Индонезия и российская армия. Контракты на поставку пока не подписаны, серийное производство только в планах.
Наряду с существенными преимуществами бронетранспортера специалисты выделяют и ряд недостатков боевой машины. Главные – устаревшая платформа, недостаточный уровень бронезащиты, особенности расположения люков для высадки десанта.
Особенности международной обстановки сдерживают интерес зарубежных заказчиков, но и отечественная армия заказывать БТ-3Ф не спешит. Испытания продолжаются.
Бронетранспортер БТ-3Ф, несмотря на недостатки, может повысить боеспособность армии. Сухопутные войска и морские силы нуждаются в машинах, которые заменят БМП-3. СВО выдвинула новые требования к боевой технике, возможно, это и сдерживает принятие решения о серийном производстве бронемашины.