Самоходная артиллерийская установка САУ М109 «Палладин»: боевое применение и модификации

Самоходная артиллерийская установка (САУ) М109 – одна из основных машин армии США подобного типа. Ее приняли на вооружение еще в начале 60-х годов прошлого века и до сих пор находится в строю. САУ М109 была не раз модернизирована, на сегодняшний день – это самая массовая самоходка в мире, всего было выпущено более девяти тысяч единиц различных модификаций этой машины.

САУ М109

Эту самоходку часто называют «Паладином», но это не совсем корректно. M109A6 «Паладин» (Paladin) – это всего лишь одна из модификаций М109, которая начала серийно выпускаться в 1990 году.

В настоящее время М109 состоит на вооружении нескольких десятков стран мира, ее можно назвать стандартным самоходным орудием НАТО.

История создания САУ М109 «Палладин»

В начале 50-х годов прошлого столетия предприятия американского ВПК имели серьезный опыт в производстве самоходных артиллерийских орудий. В тот период основными самоходными установками армии США были 155-мм САУ М44 и 105-мм САУ М52, созданные на базе танка М41.

САУ М109

Однако усиление напряженности между НАТО и Варшавским договором, увеличение числа региональных конфликтов и твердая уверенность в том, что в будущей войне точно не обойдется без ядерного оружия, заставили военное руководство США санкционировать разработку нового САУ.

Старые машины не устраивали по многим причинам: угол обстрела у них был ограничен, машины обладали небольшим запасом хода, они имели значительную массу, что затрудняло их транспортировку воздухом.

В 1952 году началась разработка новой машины – Т195, оснащенной 110-мм орудием. Немного позднее на основе этой машины решили создать и 156-мм гаубицу. В 1956 году было принято решение считать стандартом для НАТО калибр 155 мм, именно под такое орудие и продолжилась разработка самоходки. В 1959 году был готов первый прототип Т196, его отправили на испытания.

САУ М109

В 1961 году началось изготовление опытной партии самоходок, а в 1963 году был подписан контракт на начало серийного производства машин. В том же году самоходка начала поступать в войска и получила нынешний индекс – М109.

Первоначально М109 выпускались на заводе компании Cadillac Motor Car Division, с 1970 года производство было перенесено компании Bowen McLaughlin-York (United Defense).

Удивительная долговечность машины в первую очередь обусловлена большим модернизационным потенциалом, который изначально был заложен в ней. Всего было изготовлено более десяти модификаций этой самоходки.

САУ М109

Модификации САУ М109 «Палладин»

В 1973 году на вооружение была принята САУ M109A1, которая отличалась от базовой модели большей длиной ствола, усиленной подвеской и более совершенными приводами наведения орудия.

М109А2 появилась в 1979 году. В этой САУ боекомплект был увеличен на 22 выстрелов, доработали конструкцию досылателя и противооткатные устройства.

В модификации М109А3 были сделаны сразу многие усовершенствования. Был заменен орудийный станок и усовершенствована приборная панель механика-водителя. На машину установили систему, которая удаляла воздух из топливной системы, а также систему контроля состояния боеукладки.

САУ М109

Возросла дальность стрельбы: активно-реактивным боеприпасом – до 24 км, а осколочно-фугасным снарядом – до 18 км.

М109А4 получила систему защиты от оружия массового поражения, изменилась конструкция силовой установки и система наведения орудия.

Модификация М109А5 получила новое орудие с длиной 39 калибров на новом орудийном станке M182. На эту машину может быть установлена навигационная система GPS и автоматизированная СУО.

САУ М109

Значительной модернизации САУ М109 подверглась в ходе реализации программы HIP, которая стартовала в 1990 году. В 1992 году появилась модель M109A6 «Паладин».

Эта машина получила новую башню с улучшенной броневой защитой, обшитую изнутри кевларом. Орудие установили на более совершенном станке M182A1. На «Паладине» появилась новая радиостанция, СУО, навигационная система и баллистический вычислитель, а также бортовой приёмник системы NAVSTAR.

Кроме того, в конструкцию М109А6 было внесено множество незначительных усовершенствований.

САУ М109

В 2012 году появился модернизированный вариант «Паладина» — M109A6 PIM. Работы по модернизации начались еще в 2006 году в рамках программы PIM. Ее целью было продление срока службы самоходок на несколько десятков лет.

Самоходка получила новую цифровую систему управления огнем и полуавтоматическую систему заряжания. Гидравлические системы были заменены на электрические приводы, в шасси и трансмиссию были внесены элементы БМП «Бредли». Также на САУ был установлен двигатель от БМП M2 «Бредли» (600 л. с.).

Кроме вышеперечисленных модификаций М109 существуют и другие, которые в различные годы были изготовлены в разных странах, где САУ стояла на вооружении.

САУ М109

Описание конструкции САУ М109 «Палладин»

САУ М109А6 «Паладин» имеет вращающуюся башню и гусеничное шасси. Кевларовый подбой боевого отделения обеспечивает дополнительную защиту экипажа от осколков брони и снарядов.

Экипаж — четыре человека: механик-водитель, наводчик, командир и заряжающий.

Основное оружие самоходки — 155-мм гаубица М284, она установлена на станке М182. Орудие может стрелять обычными снарядами на дистанцию 24 км, а активно-реактивными – на 30 км.

САУ М109

Заряжание орудия производится гидравлической автоматической системой, темп стрельбы составляет восемь выстрелов в минуту. Дополнительно на башне установлен пулемет 12,7-мм пулемет М2.

Самоходная установка оборудована цифровой системой управления огнем и баллистическим цифровым вычислителем. Все это позволяет уверенно и точно поражать цели. Наводчик также может использовать оптическую систему наведения. Есть система навигации и определения собственного месторасположения.

САУ М109

После получения задания САУ выходит на позицию, переводит ствол в боевое положение и открывает огонь. Затем она немедленно покидает позицию, что значительно уменьшает вероятность поражения самоходки ответным огнем. Для подготовки к стрельбе «Паладину» нужно всего лишь 60 секунд.

На М109А6 установлен дизельный двигатель DDEC 8V71T с мощностью 440 л. с. и коробка передач ATD-XTG-411-4.

Запас хода – 342 км.

САУ М109

Боевое применение М109

За свою долгую историю САУ М109 неоднократно использовалась в различных военных конфликтах. Она успела повоевать и на Ближнем Востоке (в составе армии Израиля и Ирана), американцы использовали ее во время вьетнамской войны, а также в обеих иракских кампаниях.

САУ М109

Технические характеристики САУ М109

Год начала поступления в войска 1993
Объем производства, шт. 957
Экипаж, человек 4
Боевая масса, кг 34250
Длина, м 9,68
Ширина, м 3,92
Высота, м 3,24
Возимый боекомплект, кол. снар. 39
Углы горизонтального наведения, град. 360
Скорость горизонтального наведения, град./с 11
Углы вертикального наведения, град. От -3 до +75
Скорость вертикального наведения, град./с 7
Макс. скорость по шоссе, км/ч 64
Макс. скорость вне дорог, км/ч 28
Длина ствола, клб 39
Индекс ствола М284А1
Индекс люльки М182А1
Максимальная дальность стрельбы, км 22
Максимальная скорострельность, выстр./мин 6
Запас хода по топливу, км 300
Мощность двигателя, л. с. 440

Видео об артиллерийской установке

Полунин Сергей Владимирович

Образование - высшее юридическое

Оцените автора
Добавить комментарий