Полноприводный грузовик для бездорожья Урал-4320

Урал-4320
Урал-4320 – полноприводный российский автомобиль для преодоления бездорожья

В ряду военно-транспортной техники не только России, но и многих других стран одно из ведущих мест занимает Урал-4320 — семейство многофункциональных автомобилей высокой проходимости. Он выпускаемый автомобильным заводом в городе Миассе Челябинской области с момента начала его серийного производства в 1977 году и вплоть до настоящего времени. Оснащается мощным дизельным двигателем. Уже за первое десятилетие число собранных автомашин этой модели превысило миллионную отметку.

Изначально трёхосный полноприводный Урал грузовик рассчитывался в основном на армейские нужды, но вскоре нашёл широкое применение в коммунальной сфере, нефте- и газодобывающей промышленности, лесозаготовках, хозяйстве, пожарно-спасательных службах. Внушительный запас прочности, надёжность и простота машины способствовали её поставкам на экспорт во многие страны мира. С 2015 года в качестве основной модели завода уступил место автомобилю Урал NEXT, но продолжает производиться на экспорт как Урал-М.

История разработки

Необходимость создания новой машины на базе трёхосного полноприводного грузовика Урал-375 появилась вскоре после начала производства этой модели в 1960 году. Основным недостатком всех первых модификаций этого автомобиля был крайне прожорливый бензиновый двигатель, расходовавший около 50 литров дорогого высокооктанового бензина А-93 на 100 километров пути.

При этом конструкция самого автомобиля считалась достаточно надёжной и эффективной. Суть предстоящей модернизации сводилась к замене бензинового мотора на дизельную установку, потребляющее более простое топливо и, по возможности, экономичную. Инженеры Уральского автозавода взялись за самостоятельную разработку такого двигателя, но в итоге на уровне отраслевого руководства было принято решение передать этот процесс Ярославскому моторному заводу (ЯМЗ).

В 1969 году специалисты ЯМЗ представили для автомобиля на базе основной на тот момент модели Урал-375Д новый дизельный двигатель в сочетании с коробкой передач. Но первые версии новой машины не показали требуемых прежде всего военным заказчикам ТТХ (тактико-технических характеристик), и после серии испытаний, затянувшихся на несколько лет, серийное производство модели Урал-4320 началось в 1977 году, причём на основе появившегося к тому времени двигателя КамАЗ-740.

Впрочем, специалисты Уральского автозавода за время подготовки новой модели к производству смогли добиться высокой степени унификации автомашин семейства Урал-4320 с выпускаемыми у себя узлами и элементами конструкции. При этом какие-либо серьёзные доработки в устройстве машины оказались минимальными.

Инструкция по эксплуатации

Нормативная документация, касающаяся эксплуатации, технического обслуживания (ТО) и ремонта грузовиков модели Урал 4320, отмечает многофункциональность этой машины (перевозка ею людей, грузов и буксирования прицепов), а также её способность действовать на всех видах дорог в любой местности. Диапазон температур окружающего воздуха, на которые была рассчитана работа автомашин, был достаточно широк и составлял от плюс 50 до минус 50 градусов Цельсия.

Кроме того, эксплуатационные требования отражали весьма высокие параметры надёжности Миасского грузовика. Если начальное ТО для новой машины стандартно требовало 1000 км пробега или 50 моточасов, то последующие ТО производились через 4 тысячи км пробега или 125 часах работы двигателя, а более углублённое — при вчетверо больших показателях. Причём большинство пунктов ТО сводилось к подтягиванию гаек, прочистке и т.п. операциям.

Конструкция и устройство

Основу конструкции автомашины Урал-4320 составляет высокопрочная несущая рама из двух продольных лонжеронов, соединённых поперечинами. Мощные бамперы усиливают прочность машины и дополняются крюками и тягово-сцепным устройством.

Высокая проходимость грузовика обеспечивается полным приводом с колёсной схемой 6х6 в сочетании с односкатными шинами с централизованно регулируемой накачкой и короткими свесами. Технические характеристики позволяют автомобилю преодолевать водные преграды глубиной до 1,6 метров, рвы глубиной до 2 метров и подъёмы с уклоном до 60%. Максимальная скорость ограничивалась 85 километрами в час.

Чертёж Урал-4320
Чертёж стандартной версии автомобиля Урал-4320

Габариты и вес

Параметры Значения для стандартной модели Диапазон значений
для модификаций
Длина 7588 мм 7388-9545 мм
Ширина 2500 мм 2500 мм
Высота 2785 мм 2670-3095 мм
Колёсная база 3525 + 1400 мм 3525-4555 (+1400) мм
Дорожный просвет 400 мм 360-400 мм
Снаряженная масса 8,265 т 8,0-8,7 т
Максимальная масса 15,2 т 12,2-20,7 т

Трансмиссия

Базовая версия автомобиля Урал-4320 комплектовалась 5-ступенчатой механической трансмиссией КамАЗ-141 с синхронизаторами на передачах со второй по пятую. В ряде версий применялась коробка передач ЯМЗ 236У с аналогичными параметрами.

Раздаточная коробка имеет две ступени и блокируемый межосевой дифференциал планетарного типа. Крутящий момент между передним (постоянно активированным) и задними мостами распределяется в соотношении 1:2. Ведущие мосты имеют двойную главную передачу, состоящую из шестерён конического и цилиндрического типов. Карданная передача включает в себя четыре вала.

Тормоза

Тормозная система обладает двумя механизмами: помимо двухконтурного основного имеется одноконтурный запасной. Добавочной функцией торможения также обладает выхлопная система, работающая на базе пневмопривода. Колёсные тормоза, как и стояночный тормоз, представляли собой механическую барабанную конструкцию.

Двигатель

За время выпуска машин семейства Урал-4320 применялось несколько моделей V-образных силовых агрегатов с непосредственным впрыском топлива. Их условно можно разделить на два вида в соответствии с производителями: КамАЗ и ЯМЗ. Смена модели мотора произошла в связи с пожаром на двигательном заводе КамАЗа в 1993 году.

Чуть более компактные 8-цилиндровые атмосферные двигатели КамАЗ-740 имели объём 10,86 литров и развивали мощность 210 лошадиных сил. Они отличались особой надёжностью при запуске на сильном морозе даже после многодневного простоя. Это достигалось возможностью его работы с использованием мощных аккумулятора и стартера, а также привода топливного насоса высокого давления.

Моторы ЯМЗ-238 и ЯМЗ-236 (имеющие соответственно 8 и 6 цилиндров, объём в 11,15 и 14,86 литров, мощность 230 и 240 л. с.) при запуске использовали электрофакельный механизм. Кроме того, перед глушением такого мотора требовалось дать ему 2-3 минуты для работы в холостом режиме. Позднее, с введением новых экологических требований, в линейке двигателей «Уралов» добавились моторы ЯМЗ 536 и ЯМЗ-6565.

Автоцистерна на базе Урал-4320
Автоцистерна на базе Урал-4320 с двигателем ЯМЗ-238

Подвеска и грузоподъёмность

В передней части Урала-4320 используется зависимая подвеска, установленная на полуэллиптических рессорах со скользящими задними концами и амортизаторами двухстороннего действия. Применяемая в задней части машины подвеска также относится к зависимому типу, но является балансирной и оснащается рессорами с реактивными штангами. Все мосты автомобиля служат в качестве ведущих. Управляемым является передний мост, колёса которого оснащены ШРУСами.

Платформа стандартной версии машины способна выдерживать максимальный груз в 6855 килограммов, В различных модификациях характеристики грузоподъёмности машин семейства Урал-4320 варьируются от 4,5 до 10 и даже 12 тонн. Кроме того, автомобиль может буксировать дополнительный груз максимальным весом до 11,5 тонн.

Кабина и кузов

Стандартный кузов автомобиля Урал-4320 представляет собой платформу с деревянными бортами. Для перевозки пассажиров кузов оснащается откидывающимися лавочками, при этом имеется возможность установки тента. Пассажирская вместимость кузова может быть от 27 до 34 человек. Его базовые размеры по длине, ширине и высоте составляют 5685х2330х1000 миллиметров.

Кабина изначально изготавливалась из штампованных металлических листов и была рассчитана на вместимость 3 человек. Водительское сиденье оснащалось системой регулировки его положения, а пассажирские места были фиксированными. В некоторых версиях машины предполагалось оборудование в кабине спального места.

В середине 1990-х годов при переходе на двигатели ЯМЗ-238 капот машины пришлось удлинить, а в версиях с мотором ЯМЗ-236 на правом крыле кабины разместить воздухозаборное устройство. В 2000-х годах удлинённый капот стал применяться постоянно, вне зависимости от типа двигателя. С 2009 года в технологии производства кабины начал использоваться стеклопластик.

Кабина Урал-4320
Внутренний вид кабины Урала-4320

Расход топлива на 100 км

Для автомобиля Урал-4320 при средней скорости (60 км/ч) расход дизельного топлива на 100 км составляет 35 литров. Скорость в 40 км/ч позволяет снизить этот показатель до 31 литра. При буксировке груза расход топлива заметно возрастает, составляя в зависимости от скорости 36-42 литров. Передвижение по грунтовому покрытию приводит к расходованию 50-55 литров дизтоплива на 100 километров пути.

Ёмкость стандартного топливного бака составляет 300 литров, но допускается вариант его увеличения ещё на 60 литров. Запас хода автомашины с полной заправкой в зависимости от условий пути составляет от 600 до 1000 километров.

Военные и базовые модификации

Основные модификации автомашин семейства Урал 4320 различаются, прежде всего, типом шасси и платформы. В их числе:

  • Урал-43202 — деревянная платформа с высокими бортами;
  • Урал-43203 — версия под монтаж различных типов фургонов и КУНГов;
  • Урал-43204 — лесовозная (трубовозная) версия, предназначенная для работы с прицепом-роспуском;
  • Урал-43206 — двухосная версия с колёсной формулой 4х4.

В качестве модификации Урал-43207 порой называют экспортную версию грузовика Урал-4320-06, предназначенную для тропиков. Ещё одной модификацией с поправками на особые климатические условия является Урал-432001-01, предназначенный для Крайнего Севера: кроме усиленной теплоизоляции кабины и аккумуляторных батарей, он отличался двойным остеклением кабины, дополнительным отопителем, а также яркой окраской.

Модификации Урал-4320-10, 4320-31, 4320-41 различались типами двигателей: КамАЗ, ЯМЗ-238 и ЯМЗ-236 соответственно. Версии с различными удлинёнными колёсными базами при этом дополнялись собственными индексами, наиболее распространёнными среди которых были 4320-19, 4320-30, 4320-40. Из числа модификаций последних лет выпуска следует отметить:

  • Урал-4320-44 — версия модели 4320-41 с обновлённой кабиной;
  • Урал-4320-45 — версия модели 4320-44 с удлинённой базой;
  • Урал-4320-48 — версия с 300-сильным двигателем ЯМЗ-7601, предназначенная для установки специального оборудования.
Урал-4320ВВ
Урал-4320ВВ, предназначенный для подразделений Росгвардии

Особое место в ряду специализированных военных версий Урал-4320 занимают бронированные модификации машины:

  1. Урал-4320-09-31 с кабиной, все основные элементы которой изготовлены из бронелиста, с применением бронестекол, внутренней блокировки замков, оборудованием амбразур и люка для ведения огня, возможностью размещения спецоборудования в салоне и бронированного модуля на 15-20 бойцов под тентом в кузове;
  2. Урал-4320-0010-31 («Мотовоз-1») с повышенной защищённостью от огня стрелкового оружия и противоминной стойкостью;
  3. Урал-4320ВВ («Мотовоз-2») по заказу Внутренних войск (ныне — Росгвардии), с возможностью применения различных оперативно заменяемых бронированных боевых модулей;
  4. Урал-4320ВП («Военная полиция»), защищённый бронеавтомобиль с модулем для перевозки особо охраняемых задержанных лиц.

В целом автомобили семейства Урал-4320 насчитывают нескольких сотен вариантов своих версий в зависимости не только от модификаций, но и от наличия (отсутствия) лебёдки, тягово-сцепного устройства, отбора механической мощности от коробки передач и т.п.

Достоинства и недостатки

Все «плюсы» и «минусы» модели Урал-4320 вытекают из предназначения этой автомашины. К числу её важнейших достоинств относят уверенную проходимость в условиях бездорожья, надёжность и долговечность конструкции, солидную грузоподъёмность, относительную простоту обслуживания и ремонта. Важным преимуществом машины может считаться её приспособленность к работе в самых различных климатических поясах.

Недостатки грузовиков Урал-4320 являются, по сути, неизбежной стороной его же достоинств, определивших особенности функциональности машины. В этом ряду очевидны большой расход топлива, ограниченная скорость движения, отдельные «капризы» двигателей ЯМЗ, далеко не комфортабельные условия в кабине большинства версий автомобиля.

Применение в боевых условиях

Грузовики Урал-4320 получили опыт участия в реальных военных конфликтах в первые же годы после начала серийного производства. Во время боевых действий в Афганистане эти машины активно применялись в военно-транспортных перевозках, при этом иногда их оборудовали импровизированными системами локального бронирования.

Кроме того, в Афганистане и в ряде последующих локальных конфликтов в кузове грузовиков Урал-4320 монтировали зенитные пулемёты, легкие пушки и переносные ракетные комплексы. В качестве преемника семейства машин Урал-375 послужил новым шасси для знаменитых реактивных систем залпового огня (РСЗО) БМ-21 «Град».

В то же время на базе автомобиля Урал-4320 стали размещать модернизированные РСЗО и новые их поколения. Одновременно машина выступала средством доставки вооружения и заряжания этих и других, более мощных ракетных систем, в числе которых зенитно-ракетный комплекс «Тор», до сих пор состоящий на вооружении российской армии.

Урал-4320 с РСЗО БМ-21
Автомобиль «Урал» с модернизированной РСЗО БМ-21

В целом в Вооружённых Силах СССР и России грузовик Урал-4320 фактически возглавил поколение армейских внедорожников, став базовой машиной. На её основе оборудовались различные фургоны специализированного назначения (командно-штабные, радиотехнические и другие), полевые ремонтные мастерские, аэродромная спецтехника, заправочные, эвакуационные и инженерные машины.

Полунин Сергей Владимирович

Образование - высшее юридическое

Оцените автора
Добавить комментарий