В памяти людей остаются далеко не все модели автомобилей. Иногда в забвение погружаются откровенно неудачные машины, но порой эта участь постигает и куда более успешные модели. Характерным примером является судьба ЗиЛ 164. В 60-е годы прошлого века этот автомобиль был одним из самых распространенных грузовиков в СССР, в 70-е он всё ещё довольно часто встречался на дорогах, но уже в середине 80-х про ЗиЛ-164 почти полностью забыли. Возможно, всё дело в том, что для попадания в категорию «ретро» эти машины оказались недостаточно старыми, а для практического применения они уже не подходили из-за сильнейшего износа. Между тем, ЗиЛ-164 сыграл огромную роль в развитии советской экономики во времена её стремительного роста и уже по одной этой причине вполне заслуживает почётного места в истории автомобилестроения. К сожалению, хотя в Интернете есть целый форум, посвященный этой машине, вспоминают о ней сегодня немногие.
История создания
Грузовой автомобиль ЗиЛ-164 является своего рода «переходной моделью». Теоретически он мог быть создан еще в 40-е годы прошлого века, но, с другой стороны, имелись некоторые шансы и на то, что такая машина вообще никогда не появится на дорогах Советского Союза.
Непосредственным предшественником и прототипом этого грузовика был ЗиС-150, проектирование которого началось еще до Великой Отечественной войны, в конце 30-х. Сначала предполагалось, что эта машина будет именоваться ЗиС 15 и заменит постепенно устаревающий ЗиС-5. В 1938-м году были изготовлены несколько опытных экземпляров нового автомобиля, но программа испытаний осталась незавершенной.
Во время войны советские инженеры получили возможность ознакомиться с различными образцами иностранных грузовых машин, поставлявшихся в СССР по программе ленд-лиза. Это в значительной мере повлияло если не на конструкцию, то на внешний вид ЗиС-150, который в итоге стал похож на International Harvester K-7 производства США.
Наладить серийный выпуск ЗиС-150 удалось лишь в 1948-м, причем машины поначалу комплектовались деревометаллическими кабинами (так же, как и горьковские грузовики ГАЗ-51). Производился этот грузовик вплоть до 1957 года, пройдя целый ряд модернизаций, в результате которых его характеристики постепенно повышались.
Предполагалось, что ЗиС-150 будет заменен на конвейере новой перспективной моделью, разработка которой началась еще в 1953-м году. Поскольку в рамках борьбы против «культа личности» завод имени Сталина, начиная с 1956-го года, стал заводом имени Лихачева, эта машина впоследствии получила широкую известность под названием ЗиЛ 130. Создание этого нового грузовика шло не так быстро, как этого хотелось бы самим конструкторам, что и привело к появлению ЗиЛ-164.
Фактически эта машина представляла собой улучшенный вариант автомобиля ЗиС-150. Внешние отличия были минимальными, однако конструкция подверглась довольно существенной доработке. Перечень основных изменений выглядит следующим образом:
- Значительно усилена несущая рама. Увеличена прочность обоих лонжеронов, а также трёх поперечин;
- Использованы рессоры, собранные из четырнадцати слоев листовой стали;
- Установлен задний мост новой конструкции;
- Изменена приборная панель – как по компоновке, так и по составу оборудования.
Серийное производство таких машин началось в 1957-м году, причем наряду с базовой моделью выпускалось одновременно несколько различных модификаций:
- ЗиЛ-164Д. От исходного варианта отличался специальной экранировкой, предотвращавшей создание помех во время включения и работы электрических устройств (зажигания, осветительных приборов);
- ЗиЛ-164Р. Машина, использовавшаяся для перевозки грузов в прицепах и полуприцепах. Кузов – обычной конструкции, деревянный, все три борта откидываются;
- ЗиЛ-ММЗ-164Н. Седельный тягач, доработка которого осуществлялась в Мытищах, на местном машиностроительном заводе.
Кроме того, производился особый вариант, ЗиЛ-164Г. Он представлял собой шасси, которое можно было использовать для создания самосвалов. Одна из таких машин, известная как ЗиЛ-ММЗ-585К, активно применялась в сельском хозяйстве, в то время как при строительстве использовался ЗиЛ-ММЗ-585И. Механизмы опрокидывания и стальные кузова для самосвалов делались на заводе в городе Мытищи.
В 1961-м году началось серийное производство еще более «переходного» варианта ЗиЛ 164А. От исходного грузовика он отличался не только чуть более мощным двигателем, но и «заимствованием» целого ряда узлов и агрегатов, разработанных для перспективного ЗиЛ-130. В частности, эти машины получили новые МКПП, была улучшена передняя подвеска.
Субмодификации, созданные с использованием ЗиЛ-164А, обозначались таким образом:
- ЗиЛ-164АР. Машина, использовавшаяся для транспортировки прицепов и полуприцепов. Отличительная особенность этого варианта – мотор с увеличенной до 109 лошадиных сил мощностью;
- ЗиЛ-164АД. Полный аналог «экранированного» ЗиЛа-164Д;
- ЗиЛ-ММЗ-164АН. Седельный тягач, оснащенный мотором в 109 л.с.
Обновленное «самосвальное шасси» получило обозначение ЗиЛ-164АГ. На его основе делались машины ЗиЛ-ММЗ-585Л (вариант для строителей) и ЗиЛ-ММЗ-585М (самосвал для сельского хозяйства).
Кроме того, существовали «газифицированные» версии грузовика. Первая из них называлась ЗиЛ-156А. Она производилась серийно в течение четырех лет, начиная с 1957-го, после чего её заменили на ЗиЛ-166. Также была изготовлена опытная партия автомобилей ЗиЛ-166А, рассчитанных на использование сжиженного газа.
После того, как работы по доводке ЗиЛ-130 завершились, серийное производство всех вариантов ЗиЛ-164 остановилось. Произошло это в 1965-м году.
Особенности конструкции
ЗиЛ-164 представляет собой заднеприводный грузовик «капотной» компоновки с двумя парами колес и передней поворотной осью. Двигатель — карбюраторный. Основным несущим элементом является прочная стальная рама, собранная из двух продольных лонжеронов соединяющих их поперечных элементов. Передний бампер прикреплялся к лонжеронам при помощи болтов. Буксирное приспособление размещено на последнем из поперечных элементов. Сечение лонжеронов – переменное.
Кабина и кузов
В отличие от ЗиС-150, бортовой грузовик ЗиЛ-164 с самого начала выпускался с кабиной, целиком сделанной из металла. Она полностью закрыта, причем в конструкцию крыши и передней стенки включен слой теплоизоляции. В кабине можно перевозить одновременно до трех человек.
Наиболее комфортабельным является водительское сиденье. Его можно передвигать вперед и назад, а также фиксировать в одном из трех положений. Положение спинки водительского сиденья можно изменять при помощи раскладывающегося вспомогательного бруска.
Пассажирское кресло имеет аналогичный механизм горизонтальной регулировки, а вот спинка у него находится всегда в одном и том же положении.
Естественная вентиляция кабины обеспечивается люком, расположенным в крыше, опускающимися боковыми стеклами, а также левой половиной ветрового стекла, которая сделана открывающейся. В задней стенке кабины имеется небольшое окошко, перекрытое решеткой.
В холодное время года для поддержания постоянной температуры используется отопитель, соединенный с системой охлаждения двигателя. Летом он отключается при помощи крана, перекрывающего поступление горячей воды.
Кузов автомобиля ЗиЛ-164 представляет собой деревянную грузовую платформу с тремя откидывающимися бортами. Для усиления конструкции используются продольные брусья с окантовкой из металла. Устанавливаются они на наружной стороне боковых бортов. Самосвалы, изготовленные на базе шасси ЗиЛ-164Г, снабжались металлическими кузовами с механизмом опрокидывания их назад, то есть в сторону задней оси автомобиля.
Двигатель и система его охлаждения
На грузовиках ЗиЛ-164 устанавливались три вида моторов, название которых совпадало с обозначением конкретной модификации самого автомобиля:
- ЗиЛ-164 мощностью в 97 лошадиных сил использовался на вариантах ЗиЛ-164, 164Р, 164Д, ММЗ-164Н. Кроме того, этот же мотор устанавливался на самосвалы ММЗ-585И и ММЗ-585К. Карбюратор – К-82;
- ЗиЛ-164А мощностью в 100 лошадиных сил использовался на вариантах ЗиЛ-164А и 164АД. Этим же мотором оснащались самосвалы ММЗ-585Л и ММЗ-585М. Карбюратор — К-82М;
- ЗиЛ-164АН мощностью в 109 лошадиных сил использовался на вариантах ЗиЛ-164АР и ММЗ-164АН. Карбюратор – К-84М.
Все эти двигатели были шестицилиндровыми, четырёхтактными, рядной конфигурации, и имели рабочий объем в 5,555 литра. Блок цилиндров изготавливался из чугуна, а его головка – из алюминия.
Важным элементом конструкции двигателя являлся ограничитель числа оборотов коленчатого вала, соединенный с карбюратором. Он не позволял мотору чрезмерно «раскрутиться», прежде всего при движении под гору. Слишком быстрое вращение могло резко усилить износ деталей двигателя, а также не способствовало оптимальному расходу топлива. Ранее, на автомобилях ЗиС-150, при таком раскручивании иногда буквально отваливался карданный вал, попутно разрывая магистраль привода тормозов, что неизбежно приводило к аварии.
Охлаждение мотора – жидкостное, с закрытым контуром и принудительной циркуляцией. Отключаемой частью этой системы является отопитель кабины. Рекомендуемая инструкцией по эксплуатации охлаждающая жидкость – это обычная дождевая вода. Её температура при работе двигателя в номинальном режиме достигала 90 градусов.
Зимой воду следовало заменять антифризом. Кроме того, при сильных морозах мотор дополнительно утепляли, закрывая решетку радиатора специальными накладками.
Трансмиссия
У первых вариантов ЗиЛ-164 сцепление было двухдисковым. Включалось и выключалось оно стандартно – с помощью педали. Появившийся через несколько лет ЗиЛ-164А оборудовался другим видом сцепления, разработанным для нового грузовика ЗиЛ-130 – оно уже было однодисковым.
Коробка переключения передач – механическая. Количество ступеней — пять. Её передаточные числа таковы:
- Первая ступень – 7,44;
- Вторая ступень – 4,1;
- Третья ступень – 2,29;
- Четвертая ступень – 1,47;
- Пятая (прямая) ступень – 1,00;
- Задний ход – 7,09.
Два синхронизатора обеспечивают быстрое включение второй, третьей, четвертой и пятой передач.
Ведущий задний мост автомобиля ЗиЛ-164 соединяется с МКПП двумя карданными валами. Общее передаточное число главной передачи может составлять 6,45 или 6,97 в зависимости от модификации машины.
Подвеска и колеса
Поворотная (передняя) ось опирается на две рессоры полуэллиптической формы, прикрепленные к несущей раме. Кроме того, для смягчения колебаний машины в ходе поездки передняя подвеска снабжена двумя гидравлическими амортизаторами телескопического типа, работающими как на сжатие, так и на отбой. Нижняя часть этих устройств крепится непосредственно к оси, а верхняя – к раме.
Рессоры на задней оси машины сделаны двойными, поскольку при заполненном кузове на них приходится значительно более высокая нагрузка.
Колеса автомобиля – дисковые. Использован плоский обод 6,00Т-20. Шины – 9,00-20, иногда 260-20. На протектор таких покрышек наносился комбинированный рисунок. Задние колеса — двойные. Начиная с 1960-го года, на ЗиЛ-164 могли использовать «усиленные» шины с утолщенными покрышками, которые могли удерживать более высокое внутреннее давление. Это позволило повысить грузоподъемность на 500 килограммов (при поездках по дорогам с улучшенного качества).
Топливная система
В качестве горючего используется бензин А-66. Подаётся он из емкости объемом в 150 литров, прикрепленной к несущей раме с левой стороны машины, под передней частью грузовой платформы. Чтобы бензин не расплескивался и не испарялся, горловина бака снабжена двумя клапанами. Кроме того, в ней установлен обычный сетчатый фильтр.
Подача бензина обеспечивается диафрагменным насосом Б-9Б.
Органы управления
Рулевое управление довольно простое. Гидроусилители на этих грузовиках не устанавливались. Обеспечивается поворот внутреннего колеса вправо на 42 градуса, влево – на 30 градусов. Переход от одного крайнего положения к другому осуществляется примерно за шесть полных оборотов рулевого колеса.
Основные детали рулевого механизма – это трехгребневый ролик и глобоидальный червяк. Привод образован двумя тягами – продольной и поперечной.
ЗиЛ-164 оборудовался двумя независимыми тормозными системами – рабочей (ножной) и стояночной (ручной). Для снижения усилий водителя при нажатии на педаль для остановки или замедления автомобиля рабочая система сделана с пневматическим приводом. Имеется специальный регулировочный клапан, при помощи которого можно увеличивать или уменьшать давление в основном контуре.
Тормозная система седельных моделей ЗиЛ-ММЗ-164Н и ЗиЛ-164АН может подключаться к тормозам буксируемых прицепов и полуприцепов. Для этого используется дополнительный «раздаточный» кран. Рабочее давление в пневматическом контуре поддерживается компрессором.
Каждое колесо машины оснащается двумя тормозными колодками с фрикционными накладками. Величина зазора между ними и внутренней поверхностью барабана регулируется в ходе технического обслуживания.
Основные технические характеристики
Длина грузовика | 6,7 м |
Ширина | 2,47 м |
Высота по кабине | 2,18 м |
Клиренс | 0,325/0,265 м (под передней и задней осями) |
Колесная база | 4 м |
Ширина колеи | 1,7/1,74 м (по передним и задним колесам) |
Снаряженная масса | 4,1 тонны |
Полная масса | 8,25 тонны |
Грузоподъемность на шоссе | 4 тонны |
Грузоподъемность на грунте | 3,5 тонны |
Максимальная скорость | 70 км/ч |
Запас горючего | 150 литров |
Кроме того, предусмотренные еще при создании ЗиЛ 164 технические характеристики предполагали, что этот автомобиль способен буксировать прицеп общей массой до четырёх с половиной тонн. Расход бензина на 100 километров в среднем составлял 27 литров при скорости движения в 40 км/ч.
Применение машины
Использование автомобилей ЗиЛ-164 было чрезвычайно интенсивным. Косвенным подтверждением этого факта является то, что к настоящему моменту отыскать даже аварийный грузовик этой модели очень трудно – машины работали до полного износа.
Необходимо учитывать, что «звездным часом» для ЗиЛ-164 стал конец 50-х и почти все 60-е годы. Это было время, когда в СССР происходило масштабное жилое и промышленное строительство. Потребность во всех видах грузовиков была просто огромной – и во многом она удовлетворялась за счет «переходных» моделей ЗиЛ, поскольку более новый ЗиЛ-130 еще только начал появляться на дорогах.
Значительная часть этих машин была направлена в вооруженные силы. В армии ранее уже использовался ЗиС-150, что во многом облегчало практическое освоение нового грузовика, которому от предшественника осталось богатое «наследство» — целое семейство различных специализированных надстроек.
В частности, применялись следующие варианты автомобиля:
- ПРМ-54 – подвижная ремонтная мастерская;
- ТЗ-150 – топливозаправщик;
- АЦ-4 – автоцистерна;
- АПМ-90 – аэродромная прожекторная установка;
- ЛАЗ-690 – автокран;
- ПЛГ-1 – подвижная лаборатория для проверки качества горючего;
- ДДА-2 – дезинфекционно-душевая установка.
Кроме того, грузовики ЗиЛ-164 использовались в качестве мобильных командных пунктов, машин для оказания технической помощи и автомобилей радиосвязи. В инженерных частях самым широким образом применялись и «самосвальные» модификации.
Примечательно, что ЗиЛ-164 эксплуатировались не только в Советской армии, но и в вооруженных силах Финляндии. Военные иногда называли эту машину «Захаром» — то есть тем же неформальным обозначением, которое было характерно для заслуженного ветерана Великой Отечественной, трёхтонного грузовика ЗиС-5. Некоторые ЗиЛ 164 впоследствии были сняты с военного хранения и переданы в «народное хозяйство», а отдельные экземпляры продавались и частным лицам.
Достоинства и недостатки
Для своей эпохи ЗиЛ-164, безусловно, был очень хорошим автомобилем. К его положительным качествам, в частности, можно отнести общую «добротность» конструкции, обеспечившей ему довольно значительный запас прочности, надёжность, а также простоту и ремонтопригодность.
Кроме того, ЗиЛ-164 являлся универсальной машиной. Применять его можно было в самых различных целях, чему способствовала и довольно солидная грузоподъемность автомобиля, на который можно было устанавливать самое различное оборудование. Можно вспомнить, например, машину для уборки снега РС 3Л.
Все эти характеристики были по достоинству оценены многочисленными советскими автохозяйствами. Почти все они активно использовали ЗиЛ-164 даже много лет спустя после прекращения его серийного производства. На хранение было отправлено сравнительно небольшое количество автомобилей.
Недостатки этой машины обусловлены, прежде всего, её моральным устареванием. ЗиЛ-164 тихоходен даже для грузовика, условия в его кабине – поистине спартанские, хотя и получше, чем у первых послевоенных моделей, рулевое управление требует прикладывания немалых усилий, а водяное охлаждение двигателя может стать источником значительных проблем в зимнее время. Разумеется, все эти оценки представляют собой взгляд из современности – в 60-е годы водители были значительно менее «избалованными», чем теперь.
в некоторых регионах эти ЗиЛы работали до 90 х годов. я сам работал на ЗиЛ-ММЗ-585Л 1964 года выпуска в 1991 году. машина была старше меня на 5 лет, из всех грузовиков на которых я работал до него и после этот был самым лучшим. работая на нем в дорожно строительном тресте мне предлагали пересесть на новый ЗиЛ, потом на новый КамАЗ, но я отказался от новых машин и остался работать на старичке. КЛАССНЫЙ грузовик.