морской кортик номерной офицерский

Универсальный грузовик ЗиЛ-164

ЗиЛ-164
Грузовой автомобиль ЗиЛ-164

В памяти людей остаются далеко не все модели автомобилей. Иногда в забвение погружаются откровенно неудачные машины, но порой эта участь постигает и куда более успешные модели. Характерным примером является судьба ЗиЛ 164. В 60-е годы прошлого века этот автомобиль был одним из самых распространенных грузовиков в СССР, в 70-е он всё ещё довольно часто встречался на дорогах, но уже в середине 80-х про ЗиЛ-164 почти полностью забыли. Возможно, всё дело в том, что для попадания в категорию «ретро» эти машины оказались недостаточно старыми, а для практического применения они уже не подходили из-за сильнейшего износа. Между тем, ЗиЛ-164 сыграл огромную роль в развитии советской экономики во времена её стремительного роста и уже по одной этой причине вполне заслуживает почётного места в истории автомобилестроения. К сожалению, хотя в Интернете есть целый форум, посвященный этой машине, вспоминают о ней сегодня немногие.

История создания

Грузовой автомобиль ЗиЛ-164 является своего рода «переходной моделью». Теоретически он мог быть создан еще в 40-е годы прошлого века, но, с другой стороны, имелись некоторые шансы и на то, что такая машина вообще никогда не появится на дорогах Советского Союза.

Непосредственным предшественником и прототипом этого грузовика был ЗиС-150, проектирование которого началось еще до Великой Отечественной войны, в конце 30-х. Сначала предполагалось, что эта машина будет именоваться ЗиС 15 и заменит постепенно устаревающий ЗиС-5. В 1938-м году были изготовлены несколько опытных экземпляров нового автомобиля, но программа испытаний осталась незавершенной.

Грузовик ЗиС-150
ЗиС-150 – непосредственный предшественник и прототип ЗиЛ-164

Во время войны советские инженеры получили возможность ознакомиться с различными образцами иностранных грузовых машин, поставлявшихся в СССР по программе ленд-лиза. Это в значительной мере повлияло если не на конструкцию, то на внешний вид ЗиС-150, который в итоге стал похож на International Harvester K-7 производства США.

Наладить серийный выпуск ЗиС-150 удалось лишь в 1948-м, причем машины поначалу комплектовались деревометаллическими кабинами (так же, как и горьковские грузовики ГАЗ-51). Производился этот грузовик вплоть до 1957 года, пройдя целый ряд модернизаций, в результате которых его характеристики постепенно повышались.

Предполагалось, что ЗиС-150 будет заменен на конвейере новой перспективной моделью,  разработка которой началась еще в 1953-м году. Поскольку в рамках борьбы против «культа личности» завод имени Сталина, начиная с 1956-го года, стал заводом имени Лихачева, эта машина впоследствии получила широкую известность под названием ЗиЛ 130. Создание этого нового грузовика шло не так быстро, как этого хотелось бы самим конструкторам, что и привело к появлению ЗиЛ-164.

Фактически эта машина представляла собой улучшенный вариант автомобиля ЗиС-150. Внешние отличия были минимальными, однако конструкция подверглась довольно существенной доработке. Перечень основных изменений выглядит следующим образом:

  1. Значительно усилена несущая рама. Увеличена прочность обоих лонжеронов, а также трёх поперечин;
  2. Использованы рессоры, собранные из четырнадцати слоев листовой стали;
  3. Установлен задний мост новой конструкции;
  4. Изменена приборная панель – как по компоновке, так и по составу оборудования.
ЗиЛ-ММЗ-164Н
Седельный тягач ЗиЛ-ММЗ-164Н

Серийное производство таких машин началось в 1957-м году, причем наряду с базовой моделью выпускалось одновременно несколько  различных модификаций:

  1. ЗиЛ-164Д. От исходного варианта отличался специальной экранировкой, предотвращавшей создание помех во время включения и работы электрических устройств (зажигания, осветительных приборов);
  2. ЗиЛ-164Р. Машина, использовавшаяся для перевозки грузов в прицепах и полуприцепах. Кузов – обычной конструкции, деревянный, все три борта откидываются;
  3. ЗиЛ-ММЗ-164Н. Седельный тягач, доработка которого осуществлялась в Мытищах, на местном машиностроительном заводе.

Кроме того, производился особый вариант, ЗиЛ-164Г. Он представлял собой шасси, которое можно было использовать для создания самосвалов. Одна из таких машин, известная как ЗиЛ-ММЗ-585К, активно применялась в сельском хозяйстве, в то время как при строительстве использовался ЗиЛ-ММЗ-585И. Механизмы опрокидывания и стальные кузова для самосвалов делались на заводе в городе Мытищи.

В 1961-м году началось серийное производство еще более «переходного» варианта ЗиЛ 164А. От исходного грузовика он отличался не только чуть более мощным двигателем, но и «заимствованием» целого ряда узлов и агрегатов, разработанных для перспективного ЗиЛ-130. В частности, эти машины получили новые МКПП, была улучшена передняя подвеска.

Субмодификации, созданные с использованием ЗиЛ-164А, обозначались таким образом:

  1. ЗиЛ-164АР. Машина, использовавшаяся для транспортировки прицепов и полуприцепов. Отличительная особенность этого варианта – мотор с увеличенной до 109 лошадиных сил мощностью;
  2. ЗиЛ-164АД. Полный аналог «экранированного» ЗиЛа-164Д;
  3. ЗиЛ-ММЗ-164АН. Седельный тягач, оснащенный мотором в 109 л.с.
Самосвал ЗиЛ-ММЗ-585Л
Самосвал ЗиЛ-ММЗ-585Л

Обновленное «самосвальное шасси» получило обозначение ЗиЛ-164АГ. На его основе делались машины ЗиЛ-ММЗ-585Л (вариант для строителей) и ЗиЛ-ММЗ-585М (самосвал для  сельского хозяйства).

Кроме того, существовали «газифицированные» версии грузовика. Первая из них называлась ЗиЛ-156А. Она производилась серийно в течение четырех лет, начиная с 1957-го, после чего её заменили на ЗиЛ-166. Также была изготовлена опытная партия автомобилей ЗиЛ-166А, рассчитанных на использование сжиженного газа.

После того, как работы по доводке ЗиЛ-130 завершились, серийное производство всех вариантов ЗиЛ-164 остановилось. Произошло это в 1965-м году.

Особенности конструкции

ЗиЛ-164 представляет собой заднеприводный грузовик «капотной» компоновки с двумя парами колес и передней поворотной осью. Двигатель — карбюраторный. Основным несущим элементом является прочная стальная рама, собранная из двух продольных лонжеронов соединяющих их поперечных элементов.  Передний бампер прикреплялся к лонжеронам при помощи болтов. Буксирное приспособление размещено на последнем из поперечных элементов.  Сечение лонжеронов – переменное.

Кабина и кузов

В отличие от ЗиС-150, бортовой грузовик ЗиЛ-164 с самого начала выпускался с кабиной, целиком сделанной из металла. Она полностью закрыта, причем в конструкцию крыши и передней стенки включен слой теплоизоляции. В кабине можно перевозить одновременно до трех человек.

Наиболее комфортабельным является водительское сиденье. Его можно передвигать вперед и назад, а также фиксировать в одном из трех положений. Положение спинки водительского сиденья можно изменять при помощи раскладывающегося вспомогательного бруска.

Кабина ЗиЛ-164
Интерьер кабины грузового автомобиля ЗиЛ-164

Пассажирское кресло имеет аналогичный механизм горизонтальной регулировки, а вот спинка у него находится всегда в одном и том же положении.

Естественная вентиляция кабины обеспечивается люком, расположенным в крыше, опускающимися боковыми стеклами, а также левой половиной ветрового стекла, которая сделана открывающейся. В задней стенке кабины имеется небольшое окошко, перекрытое решеткой.

В холодное время года для поддержания постоянной температуры используется отопитель, соединенный с системой охлаждения двигателя. Летом он отключается при помощи крана, перекрывающего поступление горячей воды.

Кузов автомобиля ЗиЛ-164 представляет собой деревянную грузовую платформу с тремя откидывающимися бортами. Для усиления конструкции используются продольные брусья с окантовкой из металла. Устанавливаются они на наружной стороне боковых бортов. Самосвалы, изготовленные на базе шасси ЗиЛ-164Г, снабжались металлическими кузовами с механизмом опрокидывания их назад, то есть в сторону задней оси автомобиля.

Двигатель и система его охлаждения

На грузовиках ЗиЛ-164 устанавливались три вида моторов, название которых совпадало с обозначением конкретной модификации самого автомобиля:

  1. ЗиЛ-164 мощностью в 97 лошадиных сил использовался на вариантах ЗиЛ-164, 164Р, 164Д, ММЗ-164Н. Кроме того, этот же мотор устанавливался на самосвалы ММЗ-585И и ММЗ-585К. Карбюратор – К-82;
  2. ЗиЛ-164А мощностью в 100 лошадиных сил использовался на вариантах ЗиЛ-164А и 164АД. Этим же мотором оснащались самосвалы ММЗ-585Л и ММЗ-585М. Карбюратор — К-82М;
  3. ЗиЛ-164АН мощностью в 109 лошадиных сил использовался на вариантах ЗиЛ-164АР и ММЗ-164АН. Карбюратор – К-84М.
Двигатель ЗиЛ-164
Двигатель ЗиЛ-164

Все эти двигатели были шестицилиндровыми, четырёхтактными, рядной конфигурации, и имели рабочий объем в 5,555 литра. Блок цилиндров изготавливался из чугуна, а его головка – из алюминия.

Важным элементом конструкции двигателя являлся ограничитель числа оборотов коленчатого вала, соединенный с карбюратором. Он не позволял мотору чрезмерно «раскрутиться», прежде всего при движении под гору. Слишком быстрое вращение могло резко усилить износ деталей двигателя, а также не способствовало оптимальному расходу топлива. Ранее, на автомобилях ЗиС-150, при таком раскручивании иногда буквально отваливался карданный вал, попутно разрывая магистраль привода тормозов, что неизбежно приводило к аварии.

Охлаждение мотора – жидкостное, с закрытым контуром и принудительной циркуляцией. Отключаемой частью этой системы является отопитель кабины. Рекомендуемая инструкцией по эксплуатации охлаждающая жидкость – это обычная дождевая вода. Её температура при работе двигателя в номинальном режиме достигала 90 градусов.

Зимой воду следовало заменять антифризом. Кроме того, при сильных морозах мотор дополнительно утепляли, закрывая решетку радиатора специальными накладками.

Трансмиссия

У первых вариантов ЗиЛ-164 сцепление было двухдисковым. Включалось и выключалось оно стандартно – с помощью педали.  Появившийся через несколько лет ЗиЛ-164А оборудовался другим видом сцепления, разработанным для нового грузовика ЗиЛ-130 – оно уже было однодисковым.

Задний мост ЗиЛ-164
Задний ведущий мост автомобиля ЗиЛ-164

Коробка переключения передач – механическая. Количество ступеней —  пять. Её передаточные числа таковы:

  1. Первая ступень – 7,44;
  2. Вторая ступень – 4,1;
  3. Третья ступень – 2,29;
  4. Четвертая ступень – 1,47;
  5. Пятая (прямая) ступень – 1,00;
  6. Задний ход – 7,09.

Два синхронизатора обеспечивают быстрое включение второй, третьей, четвертой и пятой передач.

Ведущий задний мост автомобиля ЗиЛ-164 соединяется с МКПП двумя карданными валами. Общее передаточное число главной передачи может составлять 6,45 или 6,97 в зависимости от модификации машины.

Подвеска и колеса

Поворотная (передняя) ось опирается на две рессоры полуэллиптической формы, прикрепленные к несущей раме. Кроме того, для смягчения колебаний машины в ходе поездки передняя подвеска снабжена двумя гидравлическими амортизаторами телескопического типа, работающими как на сжатие, так и на отбой. Нижняя часть этих устройств крепится непосредственно к оси, а верхняя – к раме.

Рессоры на задней оси машины сделаны двойными, поскольку при заполненном кузове на них приходится значительно более высокая нагрузка.

Колеса автомобиля – дисковые. Использован плоский обод 6,00Т-20. Шины – 9,00-20, иногда 260-20. На протектор таких покрышек наносился комбинированный рисунок. Задние колеса — двойные. Начиная с 1960-го года, на ЗиЛ-164 могли использовать «усиленные» шины с утолщенными покрышками, которые могли удерживать более высокое внутреннее давление. Это позволило повысить грузоподъемность на 500 килограммов (при поездках по дорогам с улучшенного качества).

Топливная система

Топливный бак ЗиЛ-164
Топливный бак грузовика ЗиЛ-164

В качестве горючего используется бензин А-66. Подаётся он из емкости объемом в 150 литров, прикрепленной к несущей раме с левой стороны машины, под передней частью грузовой платформы. Чтобы бензин не расплескивался и не испарялся, горловина бака снабжена двумя клапанами. Кроме того, в ней установлен обычный сетчатый фильтр.

Подача бензина обеспечивается диафрагменным насосом Б-9Б.

Органы управления

Рулевое управление довольно простое. Гидроусилители на этих грузовиках не устанавливались. Обеспечивается поворот внутреннего колеса вправо на 42 градуса, влево – на 30 градусов. Переход от одного крайнего положения к другому осуществляется примерно за шесть полных оборотов рулевого колеса.

Основные детали рулевого механизма – это трехгребневый ролик и глобоидальный червяк. Привод образован двумя тягами – продольной и поперечной.

ЗиЛ-164 оборудовался двумя независимыми тормозными системами – рабочей (ножной) и стояночной (ручной). Для снижения усилий водителя при нажатии на педаль для остановки или замедления автомобиля рабочая система сделана с пневматическим приводом. Имеется специальный регулировочный клапан, при помощи которого можно увеличивать или уменьшать давление в основном контуре.

Тормозная система седельных моделей ЗиЛ-ММЗ-164Н и ЗиЛ-164АН может подключаться к тормозам буксируемых прицепов и полуприцепов. Для этого используется дополнительный «раздаточный» кран. Рабочее давление в пневматическом контуре поддерживается компрессором.

Каждое колесо машины оснащается двумя тормозными колодками с фрикционными накладками. Величина зазора между ними и внутренней поверхностью барабана регулируется в ходе технического обслуживания.

ЗиЛ-164 в музее
ЗиЛ-164, ставший экспонатом музея в Киеве

Основные технические характеристики

Длина грузовика 6,7 м
Ширина 2,47 м
Высота по кабине 2,18 м
Клиренс 0,325/0,265 м (под передней и задней осями)
Колесная база 4 м
Ширина колеи 1,7/1,74 м (по передним и задним колесам)
Снаряженная масса 4,1 тонны
Полная масса 8,25 тонны
Грузоподъемность на шоссе 4 тонны
Грузоподъемность на грунте 3,5 тонны
Максимальная скорость 70 км/ч
Запас горючего 150 литров

Кроме того, предусмотренные еще при создании ЗиЛ 164 технические характеристики предполагали,  что этот автомобиль способен буксировать прицеп общей массой до четырёх с половиной тонн. Расход бензина на 100 километров в среднем составлял 27 литров при скорости движения в 40 км/ч.

Применение машины

Использование автомобилей ЗиЛ-164 было чрезвычайно интенсивным. Косвенным подтверждением этого факта является то, что к настоящему моменту отыскать даже аварийный грузовик этой модели очень трудно – машины работали до полного износа.

Необходимо учитывать, что «звездным часом» для ЗиЛ-164 стал конец 50-х и почти все 60-е годы. Это было время, когда в СССР происходило масштабное жилое и промышленное строительство. Потребность во всех видах грузовиков была просто огромной – и во многом она удовлетворялась за счет «переходных» моделей ЗиЛ, поскольку более новый ЗиЛ-130 еще только начал появляться на дорогах.

Значительная часть этих машин была направлена в вооруженные силы. В армии ранее уже использовался ЗиС-150, что во многом облегчало практическое освоение нового грузовика, которому от предшественника осталось богатое «наследство» — целое семейство различных специализированных надстроек.

Автокран ЛАЗ-690
Всё, что осталось от военного автокрана ЛАЗ-690 на базе ЗиЛ-164

В частности, применялись следующие варианты автомобиля:

  1. ПРМ-54 – подвижная ремонтная мастерская;
  2. ТЗ-150 – топливозаправщик;
  3. АЦ-4 – автоцистерна;
  4. АПМ-90 – аэродромная прожекторная установка;
  5. ЛАЗ-690 – автокран;
  6. ПЛГ-1 – подвижная лаборатория для проверки качества горючего;
  7. ДДА-2 – дезинфекционно-душевая установка.

Кроме того, грузовики ЗиЛ-164 использовались в качестве мобильных командных пунктов, машин для оказания технической помощи и автомобилей радиосвязи. В инженерных частях самым широким образом применялись и «самосвальные» модификации.

Примечательно, что ЗиЛ-164 эксплуатировались не только в Советской армии, но и в вооруженных силах Финляндии. Военные иногда называли эту машину «Захаром» — то есть тем же неформальным обозначением, которое было характерно для заслуженного ветерана Великой Отечественной, трёхтонного грузовика ЗиС-5. Некоторые ЗиЛ 164 впоследствии были сняты с военного хранения и переданы в «народное хозяйство», а отдельные экземпляры продавались и частным лицам.

Достоинства и недостатки

Для своей эпохи ЗиЛ-164, безусловно, был очень хорошим автомобилем. К его положительным качествам, в частности, можно отнести общую «добротность» конструкции, обеспечившей ему довольно значительный запас прочности, надёжность, а также простоту и ремонтопригодность.

Кроме того, ЗиЛ-164 являлся универсальной машиной. Применять его можно было в самых различных целях, чему способствовала и довольно солидная грузоподъемность автомобиля, на который можно было устанавливать самое различное оборудование. Можно вспомнить, например, машину для уборки снега РС 3Л.

Памятник ЗиЛ-164
Памятник автомобилю ЗиЛ-164

Все эти характеристики были по достоинству оценены многочисленными советскими автохозяйствами. Почти все они активно использовали ЗиЛ-164 даже много лет спустя после прекращения его серийного производства. На хранение было отправлено сравнительно небольшое количество автомобилей.

Недостатки этой машины обусловлены, прежде всего, её моральным устареванием. ЗиЛ-164 тихоходен даже для грузовика, условия в его кабине – поистине спартанские, хотя и получше, чем у первых послевоенных моделей, рулевое управление требует прикладывания немалых усилий, а водяное охлаждение двигателя может стать источником значительных проблем в зимнее время. Разумеется, все эти оценки представляют собой взгляд из современности – в 60-е годы водители были значительно менее «избалованными», чем теперь.

Полунин Сергей Владимирович

Образование - высшее юридическое

Оцените автора
Добавить комментарий

  1. Аватар
    Сергей

    в некоторых регионах эти ЗиЛы работали до 90 х годов. я сам работал на ЗиЛ-ММЗ-585Л 1964 года выпуска в 1991 году. машина была старше меня на 5 лет, из всех грузовиков на которых я работал до него и после этот был самым лучшим. работая на нем в дорожно строительном тресте мне предлагали пересесть на новый ЗиЛ, потом на новый КамАЗ, но я отказался от новых машин и остался работать на старичке. КЛАССНЫЙ грузовик.

    4
    1
    Ответить