Основные особенности танков Первой мировой войны, наиболее удачные образцы

Танки

В 1903 году английский писатель Герберт Уэллс опубликовал рассказ под названием «Сухопутные броненосцы». Это небольшое литературное произведение стало своего рода пророчеством, поскольку автору удалось не только предсказать «позиционный тупик» будущей войны (а до неё оставалось более десяти лет!), но и предложить эффективное средство для его преодоления. Разумеется, придуманные знаменитым фантастом огромные боевые машины значительно отличались от первых реальных танков, которые появились на поле боя в сентябре 1916-го года. Тем не менее сама концепция медленно ползущего вперед «сухопутного броненосца», ощетинившегося множеством стволов, была предугадана Уэллсом с удивительной точностью. Впоследствии, впрочем, оказалось, что гораздо более перспективным является совсем иной тип боевой машины.

Английские танки

В феврале 1915 года правительство Великобритании сформировало особую структуру со странным названием Landships Committee, то есть «Комитет сухопутных кораблей». В его состав вошли морские офицеры, несколько политиков, а также инженеры. Руководил новым комитетом Уинстон Черчилль, который в то время занимал пост Первого Лорда Адмиралтейства. Именно эта структура, название которой представляло собой прямой намек на рассказ Уэллса, занялась созданием машин, которые впоследствии стали называть танками.

Конструкторские работы осуществляли инженеры Уолтер Вильсон и Уильям Триттон, а первоначальная идея машины, использующей гусеничный движитель для уверенной езды по местности, изобилующей окопами и воронками, принадлежала подполковнику Данлопу Суинтону. Первый прототип танка, получивший название «Маленький Вилли», изготовили менее чем за месяц – работы продлились с 11 августа по 9 сентября 2015 года. В качестве основы было использовано шасси первого в мире серийного гусеничного трактора, созданного американским предпринимателем и инженером Бенджамином Холтом еще в 1904 году.

«Маленький Вилли», прототип первого английского танка – бронекорпус на гусеничном шасси.

Спустя шесть дней эта машина совершила пробный выезд, закончившийся неудачно – вначале порвалась одна гусеница, а после её починки – вторая. Ко всему прочему, сразу же выяснилось, что «Маленький Вилли» не способен преодолеть препятствия выше шестидесяти сантиметров, да и в целом не отличается хорошей проходимостью.

Для того, чтобы решить эти проблемы, Триттон и Вильсон изменили форму машины, сделав её боковой профиль похожим на сплюснутый ромб. Чтобы увеличить высоту преодолеваемого препятствия, гусеницы пропустили по верхней кромке корпуса. Таким образом, от исходного «тракторного» шасси фактически ничего не осталось.

Результатом этих преобразований стал отказ от установки поворотной башни с пушечным или пулеметным вооружением. Первоначальные планы предусматривали её размещение, и в верхнем броневом листе корпуса «Маленького Вилли» имелся даже специальный вырез. Но высота машины так увеличилась, что башня сделала бы конструкцию неустойчивой. Пушки и пулеметы решили установить в так называемых спонсонах – выступах, расположенных симметрично по обоим бортам «сухопутного броненосца». Такой способ размещения оружия широко использовался в военном флоте.

Видоизмененная машина получила имя «Большой Вилли». В конце января 1916 года состоялась первая демонстрация «сухопутного броненосца» представителям военного кабинета Великобритании. Затем устрашающую машину показали королю Георгу V, который немедленно одобрил решение о начале серийного производства. Чтобы немецкие шпионы не поняли, что именно строится на военных заводах и перевозится во Францию, «броненосцу» присвоили вводящее в заблуждение название «танк», что тогда обозначало просто резервуар для жидкости (обычно для горючего). Официальным же именем новой машины стало Mark I (сокращенно Mk I).

Первый в мире танк Mk I в разрезе.

Тактико-технические характеристики первого танка были таковы:

Длина танка 9,75 м
Ширина 4,13 м
Высота 2,45 м
Боевая масса 28 450 кг
Мощность силовой установки 105 л.с.
Скорость (максимальная) 6 км/ч
Запас хода 30 или 38 км (по разным данным)
Толщина брони Лоб и борта – 10-12 мм, днище и крыша – 5-6 мм
Экипаж 8 человек

Длина приведена вместе с колесным «хвостом», который был предназначен для увеличения маневренности, а также для преодоления особо широких рвов. Впоследствии «хвосты» демонтировали. Ширина – без учета спонсонов.

По предложению Д. Суинтона, Mark I выпускался в двух вариантах. Первый из них – это «самка» с вооружением из пяти пулеметов «виккерс» (английский вариант «максима» с водяным охлаждением) и одного ручного пулемета с воздушным охлаждением Hotchkiss Mle 1909. Боепитание – патроны .303 British (7,7x56R). В некоторых источниках ошибочно утверждается, что «гочкис» имел калибр 8 или 8,5 мм, что было характерно для другого пулемета – французского Hotchkiss Mle 1900.

Второй вариант – это «самец», основу вооружения которого составляли две шестифунтовые пушки. Они представляли собой модифицированные 57-мм морские орудия, первоначально предназначенные для борьбы с быстроходными кораблями. Кроме того, «самец» оснащался двумя «гочкисами» в боковых спонсонах, и еще двумя такими же ручными пулеметами в передней и задней частях машины. Боекомплект пушек состоял из 334-х снарядов.

Всего было изготовлено 150 танков Mk I, после чего сериями по 50 штук выпускались также его усовершенствованные варианты – Mark II и Mark III. Самым же массовым стал Mk IV – общее количество таких машин превысило тысячу.

Танк Mark IV вблизи от линии фронта.

От своих предшественников этот танк отличался несколько усиленным бронированием, более широкими гусеницами, улучшенной конструкцией смотровых щелей, а также составом вооружения. На Mark IV вместо «виккерсов» устанавливались более легкие ручные пулеметы «льюис», а стволы у пушек укоротили почти в два раза – раньше они часто цеплялись за различные боковые препятствия.

Кроме того, крупной серией не менее чем в 400 штук был выпущен танк Mark V. На нем устанавливался более мощный двигатель, специально разработанный для этой машины. Еще одним важным усовершенствованием стала новая трансмиссия, что позволило сократить количество членов экипажа и упростить управление.

В конце 1916 года Уильям Триттон завершил работу над еще одной боевой машиной, которая была намного легче и меньше уже проверенных в бою «сухопутных броненосцев». Это был танк Mk A, получивший дополнительное название Whippet («гончая»), поскольку обладал «высокой» скоростью в 14 км/ч. Экипаж этой машины состоял всего из трех человек.

Whippet, по существу, представлял собой первый в мире лёгкий танк. Военных он не вполне удовлетворял, поскольку был вооружен только пулеметами (до четырех «Гочкисов»). В то же время толщина брони MkA достигала 14 мм, а по своим маневренным качествам он намного превосходил тяжелые «ромбовидные» танки. Кроме того, стрелять из боевой рубки, расположенной над корпусом, было куда удобнее, чем из неуклюжих спонсонов.

Легкий английский танк Mk A Whippet.

До конца войны было выпущено около двухсот «Уиппетов», и в 1918 году они показали неплохие результаты на поле боя. Но хотя эти машины и были более перспективными, чем «ромбы», попытки создания на их базе полноценных средних танков Mk B, а затем и Mk C, успеха не принесли, дело не продвинулось дальше изготовления пробных партий.

Французские танки

Придуманный Уэллсом термин «сухопутный броненосец» оказался популярным не только в Великобритании. Его использовал, в частности, полковник Жан Батист Эжен Этьен (Jean Baptiste Eugene Estienne), направив в конце 1915 года генералу Жоффру, главнокомандующему французской армии, предложение о создании новой боевой машины, предназначенной для прорыва вражеской обороны. Эта инициатива получила полное одобрение.

Следует отметить, что во Франции хорошо знали о том, что в Англии планируют использовать гусеничные трактора Холта в военных целях. Эжен Брилье, главный конструктор компании Schneider-Creusot, сам наблюдал за испытаниями этих машин в начале 1915 года. После возвращения во Францию он приступил к разработке бронированной модификации одного из таких тракторов – малогабаритного Baby Holt. Но полковник Этьен полагал, что следует использовать более длинное шасси, и его мнение в конечном счете возобладало.

Первый французский танк получил название Char d’Assault-1 (CA-1), что можно перевести как «штурмовая колесница». Спроектировали его всего за два дня: 20 декабря 1915 года Этьен побеседовал с Брилье, а 22 декабря чертежи уже были готовы.

Французский танк Schneider CA-1.

При взгляде на CA-1 хорошо заметно, что он во многом похож на «маленького Вилли». Это вполне естественно, если учесть, что использовано одно и то же гусеничное шасси. Но если англичане затем отказались от него, то французы подвергли эту исходную основу сравнительно небольшим изменениям. Причин этого было две:

  1. Французским конструкторам приходилось «догонять» – работы в Британии начались намного раньше. Времени на переделку шасси просто не было.
  2. Полковник Этьен рассматривал новую машину прежде всего как мобильный носитель артиллерийского орудия, а не средство буквального «продавливания» оборонительных линий.

Получившийся в результате CA-1 оказался, пожалуй, самым неудачным из всех танков Первой Мировой войны. Размещение пушки в передней лобовой части, причем даже не по центру, а с правой стороны, резко огранило угол обстрела. Это обозначало, что в ходе боя танк придется то и дело поворачивать всем корпусом в сторону цели. Носовой выступ, предназначенный для прорыва проволочных заграждений, оказался слишком тяжелым, машина «клевала носом» при движении.

В дальнейшем танк, созданный компанией Schneider, попытались улучшить. Были разработаны модификации, получившие название CA-2 (облегченная машина с 47-мм орудием) и CA-3 (вариант с усиленным бронированием и более мощным двигателем), но успеха добиться не удалось – исходный проект оказался тупиковым.

Примерно через три месяца после начала работ над CA-1 другая французская компания, FAMH, приступила к созданию еще одного танка, получившего название «Сен-Шамон» (Saint Chamond). В качестве основы опять было использовано гусеничное шасси Холта, но в этом случае оно было удлинено практически в два раза.

Восстановленный французский танк «Сен-Шамон».

Как и CA-1, «Сен-Шамон» представляет собой скорее самоходную артиллерийскую установку, чем танк. Правда, орудие на сей раз установили по оси машины, что всё же несколько лучше.

Проходимость и маневренность «Сен-Шамона» были не на высоте. Танк оказался слишком тяжелым для своего двигателя и непомерно длинным. Последнее во многом было связано с размещением в задней части машины дублирующего поста управления. В ходе «доводки» конструкцию танка пришлось упростить, заменив поворотные башенки командира и водителя на обычные бронеколпаки. Кроме того, были сняты экраны, защищавшие ходовую часть.

В итоге и CA-1, и «Сен-Шамон» оказались явно хуже своих английских «собратьев». Но полковнику Этьену всё же удалось взять реванш – ведь именно он стал инициатором создания лучшего и самого перспективного танка Первой Мировой войны – Renault FT-17.

Впервые Этьен повстречался с Луи Рено еще до того, как обратился к услугам компании Schneider. Но в декабре 1915 года этот предприниматель отказался участвовать в создании танков, сославшись на полное отсутствие какого-либо опыта этой сфере. Но в июле 1916-го Этьен всё же смог переубедить Рено. На этот раз речь шла о создании несколько иной машины, а именно простого по конструкции лёгкого танка, на который можно было бы поставить обычный автомобильный двигатель.

В качестве исходной «базы» был использован CA-2, разработанный ранее инженерами компании Schneider, однако конструкцию все же пришлось в значительной степени переделать. Автором проекта новой боевой машины стал Родольф Эрнст-Мецмаир, однако в работах, особенно на начальном этапе, активно принимал участие и сам Луи Рено. Результатом этих усилий стал первый в мире танк классической компоновки.

Пулеметный вариант французского легкого танка Renault FT-17.

Renault FT-17 вполне можно назвать предком и Т-34, и «Тигра», и Т-90, и «Абрамса». Не случайно эта машина активно использовалась вплоть до второй половины 40-х годов прошлого века, намного пережив все другие танки Первой Мировой войны.

Тактико-технические характеристики французских танков Первой Мировой войны выглядят следующим образом:

CA-1 Saint Chamond Renault FT-17
Длина танка 6,32 м 9,24 м (с пушкой) 4,96 м (с «хвостом»)
Ширина 2,05 м 2,67 м 1,74 м
Высота 2,3 м 2,36 м 2,14 м
Боевая масса 14,6 (максимум) 22 тонны 7 тонн
Экипаж 6 8 2
Скорость 8 км/ч До 9 км/ч по шоссе 7,8 км/ч
Запас хода 48 км 60 км От 35 до 65 км
Бронирование 11,4 мм Лоб – 17 мм, борт – 8 мм 16 мм, наклонная броня
Вооружение Пушка 75 мм, 2 пулемета 8 мм. Пушка 75 мм (обр. 1897 года или T.R), 4 пулемета 8 мм Пушка 37 мм или пулемет 8 мм
Мощность двигателя 65 л.с. 90 л.с. 39 л.с.

Всего за время войны было изготовлено 400 танков «Сен-Шамон», такое же количество CA-1 и 3187 Renault FT-17 (после окончания боевых действий выпуск этих машин долгое время продолжался, в том числе и в других странах).

Немецкие танки

Из всех промышленно-развитых стран наименьшее количество гусеничных бронированных машин выпустила Германия. Несмотря на то, что кое-какая информация о создании нового средства войны из Британии просачивалась, немецкие генералы не придали ей особого значения. Лишь после того, как в сентябре 1916 года первые английские Mk I появились на поле боя, в Германии стали относиться к этому оружию всерьез.

Заказчиком немецких танков стало 7-е отделение Общего управления Военного министерства, которое сокращенно обозначалось как A7V. Эту же аббревиатуру использовали и в качестве названия первой бронированной боевой машины. Участие в её создании принимали такие компании, как «Опель», NAG/AEG , «Бенц»и «Даймлер». Руководителем работ стал капитан Йозеф Фольмер.

Немецкий тяжелый танк A7V – вид спереди.

В декабре 1916 года был подготовлен проект, в своей основе довольно схожий с французским CA-1, но всё же заметно более рациональный. Так, орудие было размещено также в передней части корпуса, но по центральной оси. Мощность силовой установки, состоящей из двух двигателей, составляла 200 л.с. – почти втрое больше, чем у CA-1. Довольно совершенной была система управления – танк мог вести один механик-водитель, выполняя самые замысловатые маневры. Схема размещения пулеметов позволяла обеспечить почти полный круговой обстрел – исключение составляла лишь часть передней полусферы, поскольку в носу устанавливалась пушка.

Тактико-технические характеристики танка A7V:

Длина танка 7,35 м
Ширина 3,06 м
Высота 3,3 м
Боевая масса 30 тонн
Экипаж До 18 человек
Скорость 12 км/ч
Запас хода 35 км
Бронирование Лоб – 30 мм, борта – 20 мм
Вооружение 57 мм орудие, пять пулеметов MG.08 (7,92мм)
Мощность силовой установки 200 л.с. (два двигателя)

Разработка этой машины и постройка первых опытных экземпляров в условиях продолжавшейся войны затянулись. В общей сложности было изготовлено 20 таких танков. Все они принимали участие в боевых действиях.

Основными недостатками A7V стали слишком большая высота и плохая центровка – танк мог опрокинуться. Кроме того, размещение пушки было признано неудачным. Пытаясь исправить ситуацию, немецкие конструкторы попробовали создать собственную версию английского «ромба». Этот танк, получивший обозначение A7VU, так и остался экспериментальной машиной – времени и ресурсов на её «доводку» не хватило.

Танк A7V, вид сзади.

Попытки создания танков в России

Несмотря на то, что в годы правления императора Николая II-го в России наблюдался достаточно интенсивный рост экономики, общий уровень промышленного развития страны по-прежнему оставлял желать много лучшего. Соревноваться с Великобританией или Францией в деле создания новых боевых машин в таких условиях было невозможно.

Тем не менее российские конструкторы в годы Первой Мировой войны всё же разработали несколько проектов танков. Наибольшую известность получил так называемый «Вездеход» – машина, созданная А.А. Пороховщиковым. Поскольку этот проект возник еще в 1914 году, его создатель даже попытался оспорить приоритет Великобритании в изобретении танков.

К сожалению, относиться всерьез к проекту «Вездехода» или «Вездехода-2» (представлен в январе 1917 год) попросту невозможно. Пороховщиков был явным дилетантом, хотя, видимо, и талантливым. Достаточно сказать, что поворачивать «Вездеход» приходилось при помощи жерди. Бронекорпус и вооружение на прототип никогда не ставили, а если бы это было сделано, то машина, скорее всего, просто увязла бы в грунте.

Столь же бесперспективной оказалась и другая боевая машина, ставшая известной под названием «Царь-танк». Она была создана в так называемой «лаборатории по военным изобретениям», которую возглавлял Н.Н. Лебеденко. Об этом человеке практически ничего неизвестно. В то же время то или иное участие в проекте принимали «отец русской авиации» Н. Е. Жуковский и два его племянника – Б.С. Стечкин и А.А. Микулин, впоследствии ставшие конструкторами советских авиамоторов. Не исключено, что какое-то отношение к «Царь-танку» имел и А.Н. Туполев, также иногда работавший в этой лаборатории.

Современная «реплика» танка Лебеденко.

Как следует из воспоминаний Микулина и Стечкина, Лебеденко был не инженером, а довольно ловким, но авантюристичным предпринимателем, у которого имелись знакомства в «высших кругах». Это и позволило ему получить подряд на создание монструозного «Царь-танка», опиравшегося на гигантские колеса вышиной в 9 метров.

Как и следовало ожидать, проект провалился – «Нетопырь», как называли его сами же создатели, завяз в земле и сломался во время первого же пробного выезда.

Боевое применение танков

«Дебют» английских Mark I, состоявшийся в сентябре 1916 года, наглядно показал, что новое оружие действительно открывает большие перспективы. В ходе первой атаки танки успешно прорвали линию немецкой обороны и продвинулись на глубину в пять километров, что по меркам Первой Мировой войны было большим успехом.

В то же время стало ясно, что бронированные машины нуждаются в доработке. Из 49 танков, которые предполагалось ввести в бой, пять застряло в болоте, а еще 26 поломались – 17 на марше и 9 сразу после начала атаки. Успеху же во многом способствовал «психологический фактор» – немецкие солдаты ничего подобного ранее не видели и поддались панике. В дальнейшем на такой эффект рассчитывать уже не приходилось.

Наибольшего практического эффекта английским «ромбовидным» танкам удалось добиться 8 августа 1918 года, в день начала Амьенской операции. В бой пошли сразу 415 бронированных машин, что стало для немцев настоящим шоком. В результате оборона рухнула. Этот успех стал первым шагом на пути к окончательной победе Антанты над Германией.

Первый эпизод массированного применения французских танков закончился тяжелым поражением. Это произошло 16 апреля 1917 года. В бой было отправлено 128 CA-1, из которых вернулось назад только 10.

Английские танки Mk V в одном из наступлений 1918 года.

Причинами столь тяжелых потерь стали как недостатки самих этих танков, так и тактические ошибки, допущенные командованием. Renault FT-17 активно применялся, начиная с весны 1918 года, однако для него это стало лишь началом последующей долгой боевой «биографии».

Немецкие танки A7V использовались в войне лишь эпизодически – их было слишком мало. Тем не менее им удавалось добиться локальных успехов, причем, что интересно, каждый раз они вызывали панику в рядах солдат Антанты. Кроме того, A7V стал участником первого в истории танкового боя. Победу в нем одержали англичане, в основном за счет удачного маневрирования.

Подводя итоги, можно отметить, что при создании танков английским, французским и немецким инженерам пришлось «прыгать выше головы» – задачи, которые ставились военными перед новыми боевыми машинами, заметно превосходили уровень развития технологий, достигнутый к 1915 году. В результате большинство изобретенных в ходе Первой Мировой войны танков оказались «тупиковыми ветвями», а дальнейшее развитие бронетехники пошло по совсем иному направлению, предугадать которое удалось лишь создателям Renault FT-17.

Полунин Сергей Владимирович

Образование - высшее юридическое

Оцените автора
Добавить комментарий