Истребитель МиГ-19, его конструкция и модификации

Этот истребитель вошел в историю авиации как первый отечественный серийный сверхзвуковой истребитель и как последняя машина конструктора Микояна, с оригинальным стреловидным крылом. Он был построен в 1951 году, а поступил на вооружение в воинские части в 1955 году. Первые машины в составе специальной эскадрильи, сформированной в Кубинке, участвовали в известном воздушном параде в Тушино, посвящённом Дню воздушного флота. Вначале они дислоцировались преимущественно в советских военных округах.

МиГ-19

Всего были построены около двух тысяч таких истребителей различных модификаций. Ими были обеспечены более 60 авиационных полков. Они успешно защищали страну вдоль всей протяженности северных и южных границ в составе военно-воздушных сил, морской авиации и противовоздушной обороны. Начиная с 1958 года, в воинские части стали поступать перехватчики на базе МиГ-19 с ракетным вооружением, особенно в приграничные округа.

Всего МиГ-19 было выпущено намного меньше, чем, например, МиГ-15 или МиГ-17. К тому же на вооружении они находились относительно непродолжительное время. Хотя процесс перевооружения авиационных полков на такой тип истребителей продолжался до начала 70-х годов. К тому времени в строю насчитывалось 350 машин в стране, и часть была экспортирована в армии дружественных государств – Румынию, Чехословакию, Польшу, ФРГ, Венгрию, Албанию и других.

МиГ-19

Основные требования, предъявляемые тогда к новому боевому самолёту, заключались в следующем:

  • Установка управляемого стабилизатора, который должен улучшить маневренность самолёта.
  • Автономная гидравлическая система управления.
  • Обязательная установка трёх пушек калибром 30 мм.
  • Выдвигающийся прицел типа АСП-5Н, оснащённый радиодальномером, например, «Град».
  • Применение улучшенных воздушных тормозов.
  • Обеспечение кислородным оборудованием.
  • Лучшие высотные характеристики по сравнению с МиГ-15 и МиГ-17.
  • Точное соблюдение технических чертежей.

Конструкция истребителя МиГ-19

Истребитель МиГ-19 – это среднеплан, оборудованный стреловидным крылом с оперением. Изготавливается, в основном, из алюминиевых сплавов с применением стали в самых нагружаемых участках. Сечение фюзеляжа неравномерное. В носовой части оно круглое, в хвостовой – близкое к эллипсу. В передней части располагается кабина пилота, закрытая каплеобразным фонарём и оснащённая катапультным креслом. Лобовое стекло имеет броневую защиту.

МиГ-19

Съёмная хвостовая часть самолёта соединяется с носовой четырьмя болтами и выполняется так, чтобы обеспечить доступ к двигателям. МиГ-19 – первый из советских истребителей, которые оснащались тормозными парашютами. Их контейнеры размещались в фюзеляже, внизу хвостовой части. По бортам устанавливались воздушные тормоза. Имеется однолонжеронное крыло, в котором расположены внутренние подкосы. Механика крыла включает в себя закрылки и элероны.

Хвостовое оперение состоит из руля направления, стабилизатора высоты и киля. В некоторых моделях МиГ-19 устанавливается цельный поворотный стабилизатор. Для повышения устойчивости в пути, согласно чертежам, под фюзеляжем монтируется вертикальный гребень. Используется тройное одноколёсное убираемое шасси. Силовую установку характеризуют два двигателя АМ-9Б, устанавливаемые сзади фюзеляжа. Заборщик воздуха общий, двухканальный, разделён перегородкой.

МиГ-19

Управление полётом на то время было совершенным. Оно дублировалось электромеханической системой из кабины, применялись специальные гидравлические усилители. Управление осуществлялось по принципу отклонения рулей высоты, а также поворотом стабилизатора. Приборное оборудование позволяло совершать полёты не только днём, но и ночью. Перехватчики оборудовались специальным радио прицелом.

Технические характеристики

  • Длина самолёта – 14,8м.
  • Крыло в размахе – 9,0 м.
  • Экипаж – 1 чел.
  • Шасси в базе – 3,17 м.
  • Ширина колеи шасси – 3,81 м.
  • Вес пустого самолёта – 5170 кг.
  • Снаряжённая масса – 5354 кг.
  • Объём топлива в баках – 1460 л.

МиГ-19

Лётные характеристики

Максимально достижимая скорость:

  • Возле поверхности земли – 1140 км/час.
  • При достижении высоты 5000м – 1120 км/час.
  • При достижении высоты 10000 м – 980 км/час.
  • Скорость отрыва от земли при взлёте – 230 км/час.
  • Посадочная скорость – 174 км/час.
  • Дальность полёта – 8830 км/час.
  • Потолок – 16000 м.

Время набора высоты:

  • 5000 м – 2,4 мин.
  • 10000м – 6,8 мин.
  • Длина разбега – 610 м.

МиГ-19

Система боевого вооружения представлена тремя пушками НР-30 калибром 30 мм. Одна располагается в передней части фюзеляжа, две другие – в консоли крыла. Боекомплект – по 120 снарядов на каждый ствол. Под крылом возможна подвеска бомб калибром 250 кг. Вооружение перехватчика снаряжались четырьмя ракетами с системой наведения по радио.

МиГ-19

Серийные модификации истребителя

  • МиГ-19П (СМ-7) – перехватчик. Главное отличие от других систем – наличие РЛС и поворотного стабилизатора.
  • МиГ-19ПМЛ. Тоже перехватчик, имеющий систему наведения «Лазурь».
  • МиГ-19ПГ, оснащён системой наведения «Горизонт».
  • МиГ-19СВ – высотный перехватчик.

Видео:истребитель МиГ-19