Что бы не пропустить лучшие материалы с сайта

А также задавать вопросы в комментариях и получать ответы

Российский истребитель Су-30СМ: история создания, описание и характеристики

Су-30СМ

Су-30СМ – это российский тяжелый многоцелевой истребитель поколения 4++, основной задачей которого является завоевание господства в воздухе. По сути, это модификация Су-30МКИ, предназначенная для российских военно-воздушных сил. Первый полет истребитель Су-30СМ совершил в 2012 году.

Су-30МКИ начал разрабатываться в середине 90-х специально для ВВС Индии (МКИ – модернизированный, коммерческий, индийский). В свою очередь, истребитель Су-30 – это результат глубокой модернизации истребителя Су-27, которая началась еще в Советском Союзе (1988 год).

На сегодняшний день Су-30СМ считается одним из лучших истребителей в мире, он имеет превосходные характеристики, эту машину по праву можно назвать вершиной развития линейки самолетов Су-27.

Истребитель Су-30СМ способен действовать днем и ночью, в любых погодных условиях, он может не только сбивать самолеты противника, но и уничтожать наземные цели, а также проводить воздушную разведку и давать целеуказание другим самолетам группы (в том числе и бомбардировщикам Су-34).

Первый полет Су-30СМ состоялся 21 сентября 2012 года. В конце того же года самолет был принят на вооружение и Минобороны РФ подписало контракт на поставку 30 истребителей до конца 2016 года. По состоянию на 2014 год российские ВВС заказали 60 истребителей, дополнительные контракты были заключены в 2015 и 2016 году. По состоянию на ноябрь 2016 года в строевые части направлены 71 Су-30СМ. Еще четыре Су-30СМ будут изготовлены для ВВС Казахстана.

В настоящее время несколько самолетов Су-30СМ принимают участие в военной операции в Сирии.

Су-30СМ

История создания

Эксплуатация советского многоцелевого истребителя Су-27 началась в 1986 году, но уже через несколько лет были инициированы работы по его дальнейшей модернизации. Стремительно развитие технологий меняло не только бортовое оборудование истребителей и их технические характеристики, но и саму концепцию ведения воздушного боя. Использование РЛС с активной фазированной решеткой позволяло истребителям не только вести воздушный бой, но и управлять группой боевых машин, взяв на себя часть функций самолета ДРЛО.

Исходя из этого, командование ПВО хотело получить новый самолет, который мог бы не только выполнять задачи истребителя-перехватчика, но и использоваться в качестве летающего командного пункта для группы Су-27. Учитывая огромную протяженность границ Советского Союза, а также большое количество неосвоенных районов с редким количеством аэродромов, такая машина была просто крайне необходима.

Военные считали, что для выполнения подобных задач лучше подойдет двухместный истребитель, в качестве примера приводился Су-27УБ – двухместная учебно-боевая машина, которая имела дублированное управление, но при этом сохраняла все боевые возможности одноместного самолета.

Современное радиолокационное и электронное бортовое оборудование истребителя настолько сложно и многофункционально, что полностью реализовать его возможности в скоротечном маневренном воздушном бою одному летчику довольно тяжело. Кроме того, наличие второго члена экипажа имело значительные психологические преимущества во время длительного патрулирования.

Предполагалось, что один из летчиков мог бы управлять самолетом, вести бой на ближней дистанции, а второй – наблюдать за воздушной обстановкой и руководить действиями боевой группы.

Работы над созданием двухместного истребителя-перехватчика начались в ОКБ Сухого в конце 80-х годов. В качестве базовой машины для модернизации был выбран учебно-боевой самолет Су-27УБ. Он имел двухместную кабину, значительную емкость топливной системы, десять точек подвески для вооружения. Чтобы еще больше увеличить дальность полета будущего истребителя, конструкторы решили оснастить его системой дозаправки в воздухе. Ее отработка началась в 1987 году. Первый прототип нового истребителя Су-30 получил обозначение Т-10У-5.

Истребитель получил новую систему дистанционного наблюдения и навигационный комплекс. Место командира группы находилось в задней кабине самолета, оно было оснащено широкоформатным индикатором, на котором отображалась вся информация о текущем расположении группы, характеристиках движения целей и другие данные о воздушной обстановке.

Внешне новый самолет мало чем отличался от базовой модификации – истребителя Су-27УБ, он имел практически те же технические характеристики, прекрасную надежность и хорошую управляемость. Новая машина получила обозначение Су-30, в 1991 году в Иркутске началось ее серийное производство.

Однако затем последовал распад Советского Союза, который имел катастрофические последствия для всех предприятий военно-промышленного комплекса. Финансирование было значительно урезано, многие предприятия-смежники оказались в других странах, заводы и конструкторские бюро теряли квалифицированные кадры.

Су-30СМ

В связи с практически полной остановкой закупок новой техники российским Министерством обороны, руководство ОКБ Сухого начало поиски иностранных заказчиков для своей продукции. В кратчайшие сроки был создан Су-30МК – многоцелевой двухместный самолет, его первый полет состоялся уже в 1993 году. Была значительно расширена номенклатура вооружения машины, ее взлетная масса возросла с 30 до 38,8 т, боевая нагрузка увеличилась вдвое, значительно увеличился ресурс силовой установки и планера.

Новый истребитель был предложен Индии – традиционному заказчику советской военной техники и вооружения. Уже в апреле 1994 года состоялось первое заседание российско-индийской рабочей группы, которая изучала возможности поставки Су-30МК в Индию, а также организацию производства новых истребителей в этой стране. В конце 1996 года был подписан контракт о постройке сорока боевых машин Су-30МК для ВВС Индии.

В начале нового тысячелетия конструкторы ОКБ Сухого разработали новую модификацию истребителя – Су-30МКИ. Она была создана специально для индийских военно-воздушных сил. По сути, Су-30МКИ – это машина нового поколения. Самолет был оснащен двигателями с изменяемым вектором тяги и передним горизонтальным оперением, что значительно улучшило маневренность истребителя на всех режимах полета.

Советские (российские) боевые самолеты практически всегда уступали своим западным аналогам в качестве авионики. Чтобы устранить этот недостаток, БРЭО для нового истребителя было разработано в рамках широкой международной кооперации, с участием компаний из Франции, Израиля и Индии. Су-30МКИ получил новую РЛС с пассивной фазированной решеткой.

Истребитель оказался настолько удачным, что им заинтересовалось и российское оборонное ведомство. В сентябре 2012 года впервые поднялся в небо Су-30СМ, изготовленного по заказу Минобороны России. К концу года две новые машины были переданы российским ВВС.

Су-30СМ

Подобное решение не выглядит удивительным. Во-первых, Су-30СМ имеет действительно отличные технические характеристики, по маневренности он превосходит все отечественные и зарубежные существующие аналоги. Во-вторых, создатели уделили много внимания авионике истребителя: благодаря использованию иностранных систем, Су-30СМ ничем не уступает лучшим западным боевым машинам. Однако есть и еще одно объяснение интереса Минобороны к Су-30СМ: этот самолет уже долгие годы выпускается серийно, его производство полностью отшлифовано, устранены «детские» болезни машины, учтены все пожелания летчиков.

Что же представляет собой Су-30СМ? По сути, это практически полная копия истребителя Су-30МКИ, разработанного для индийского контракта. Су-30МК адаптирован в части систем радиосвязи, радиолокации, распознавания воздушных объектов и ряда других вспомогательных систем для использования ВВС России.

Су-30СМ является многоцелевым самолетом. Он способен не только вести воздушный бой и поражать современные и перспективные самолеты противника в рамках операций по завоеванию господства в воздухе, но и наносить удары по наземным мобильным или стационарным целям неприятеля. Су-30СМ способен сопровождать и прикрывать ударные авиационные группировки, противодействовать вражеским системам радиоэлектронной борьбы, давать целеуказание самолетам своей группы. Этот истребитель можно использовать и на морских театрах боевых действий: Су-30СМ способен обнаруживать и уничтожать надводные корабли противника самостоятельно или в составе группы самолетов.

Описание

Су-30СМ – это двухместный тяжелый истребитель, оснащенный двумя двухконтурными двигателями АЛ-31ФП с изменяемым вектором тяги и ПГО — передним горизонтальным оперением. В целом же, размеры и компоновка фюзеляжа полностью повторяют истребители Су-30 и Су-30МКИ. Летчики размещены в кабине тандемом.

Су-30СМ

Одной из главных достоинств Су-30СМ является его сверхманёвренность: самолет неустойчив в продольном канале, поэтому его полет обеспечивается ЭДСУ, управляющая рулями и поворотными соплами двигателей. Высокая степень маневренности самолета достигается за счет ПГО и двигателей с управляемым вектором тяги.

В состав силовой установки самолета входят два двигателя АЛ-31ФП, размещенных под углом 32 градусов друг к другу. Их сопла могут отклоняться в вертикальной плоскости на ±16° и до ±15° в любом направлении. Это позволяет направлять вектор тяги по рысканью и тангажу. Сопла могут отклоняться вместе с управляющими плоскостями самолета, так и отдельно от них.

Однако главная изюминка – это кабина Су-30СМ. Самолет оснащен бортовой радиоэлектронной станцией с фазированной решеткой, что позволяет ему обнаруживать и вести пятнадцать воздушных объектов и одновременно атаковать четыре из них. В Су-30СМ использована система нашлемного целеуказания, а также индикация на лобовом стекле. Кроме того, кабины пилотов оснащены многофункциональными жидкокристаллическими экранами. Все это обеспечивает летчикам высочайший уровень осведомленности о воздушной обстановке.

На Су-30СМ могут быть установлены подвесные контейнеры с лазерной и инфракрасной прицельной аппаратурой. Истребитель оснащен инерциальной навигационной системой с приемником спутникового сигнала от системы ГЛОНАСС, это обеспечивает высокую точность следования по маршруту. Су-30СМ может совершать автоматический полет на разных режимах, включая полет на малых высотах, заход на посадку, а также во время атаки против наземных и надводных целей. Система, обеспечивающая автоматическое управление, связана с навигационной системой.

Су-30СМ

Су-30СМ является истребителем четвертого поколения, в конструкции которого не использована технология малозаметности. Поэтому защита Су-30СМ основана на подавлении вражеских РЛС с помощью мощной бортовой системы радиоэлектронной борьбы. На самолете установлены комплексы РЭБ «Сорбция» и «Хибины», которые в состоянии подавить не только сравнительно маломощную РЛС истребителей, но и нейтрализовать наземные радиолокационные комплексы.

Если говорить об электронной начинке Су-30СМ, то следует отметить, что она имеет концепцию «открытой архитектуры борта». Это позволяет с наименьшими затратами включать в состав БРЭО новые системы отечественного и зарубежного производства. Именно это определяет высокую универсальность Су-30СМ, позволяющую в кратчайшие сроки переделать истребитель-перехватчик в ударный самолет.

Боевая нагрузка истребителя Су-30СМ составляет 8 тыс. кг. Самолет имеет двенадцать узлов подвески, на которых может быть размещена широкая номенклатура ракетно-бомбового вооружения. Это могут быть шесть управляемых ракет для ведения воздушного боя на средних или коротких дистанциях, неуправляемые авиабомбы массой 500 или 250 кг, контейнеры с НАР. Кроме ракетно-бомбового вооружения, на самолете установлена 30-мм пушка ГШ-30-1.

Су-30СМ

Характеристики

  • длина — 21,9 м;
  • высота — 6,36 м;
  • мак. взлетная масса — 34500 кг;
  • макс. скорость — 2125 км/ч;
  • боевой радиус действия — 1500 км.
  • экипаж — 2 человека;
  • вооружение — 30-мм пушка ГШ-30-1, ракетное вооружение;
  • общее количество точек подвески — 12;
  • полная боевая нагрузка — 8000 кг.